Двигательная активность у детей раннего возраста является мощным фактором, способствующим правильному развитию ребенка. Создание физиологически обоснованных методик проведения гимнастики и массажа в раннем возрасте основано на знании состояния и развития скелетной мускулатуры у детей.
В первые 3 месяца жизни наблюдается резкий гипертонус сгибателей верхних и нижних конечностей, но постепенно нарастает уравновешивание их мышцами-антагонистами. Гимнастика и массаж способствуют развитию разгибателей и расслаблению мышц.
Следует стимулировать самостоятельные движения ребенка, связанные с разгибанием. Это возможно при использовании врожденных рефлексов у детей. К числу таких рефлексов относятся ряд пищевых (сосание, глотание, слюноотделение); защитно-оборонительных, как, например, поворот или поднимание головы из положения на животе у ребенка первых недель жизни; сосудистых; ряд рефлексов положения (позы) и расположения частей или рефлексы равновесия (лабиринтные, шейные). У детей до 2½—3 мес имеется ножной рефлекс (феномен ползания). Он относится к кожным рефлексам. В этих рефлексах раздражителем является прикосновение к коже, а ответная реакция выражается сокращением соответствующих мышц. В первом случае (феномен ползания) — разгибателей мышц, при спинном рефлексе Галанта — разгибателей позвоночника. В первые месяцы жизни целесообразно использовать только рефлексы, связанные с разгибанием во избежание усиления сгибателей, тонус которых и без того преобладает.
В возрасте 5—6 мес. дети могут сидеть без поддержки. К 7-му месяцу выпрямляется позвоночник, и ребенок сидя свободно манипулирует руками, хорошо удерживая положение тела. В возрасте 8—10 мес ребенок стоит еще не устойчиво, особенно при толчках из стороны в сторону.
Методика массажа и гимнастики в возрасте от l½ до 3 мес
Общие физиологические предпосылки. Поскольку у детей этого возраста резко выражен гипертонус сгибателей конечностей, усилия массажиста должны быть направлены на расслабление этих мышц.
Активные движения проводятся с учетом врожденных рефлексов, главным образом кожно-мышечных и защитных.
Из врожденных рефлексов необходимо обратить внимание на разгибание, избегая движений мышц-сгибателей.
У детей данного возраста необходимо уделять внимание расслаблению сгибателей, используя поглаживание.
Последовательность выполнения процедуры:
массаж рук (поглаживание);
массаж ног (поглаживание);
выкладывание на живот;
массаж спины (поглаживание);
массаж живота (поглаживание);
массаж стоп (растирание);
упражнения для стоп (движения рефлекторные);
разгибание позвоночника (рефлекторное) в положении на боку, то на правом, то на левом;
выкладывание на живот;
рефлекторное ползание.
Ребенок при выполнении процедуры лежит на спине.
Методические указания: ребенок должен ежедневно принимать теплую ванну, у него нужно постоянно вызывать положительные эмоции во время процедуры, общения.
Методика массажа и гимнастики в возрасте от 3 до 4 мес
При нормальном развитии у ребенка этого возраста исчезает физиологический гипертонус сгибателей рук, но еще могут остаться явления гипертонуса мышц ног.
В этом возрасте можно начинать проводить пассивные движения для рук.
В возрасте 3—4 мес в связи с укреплением шейных мышц проявляются врожденные рефлексы положения.
На нижних конечностях применяют поглаживание для расслабления сгибателей, где имеется гипертонус.
Если у ребенка появляются первые попытки к изменению положения тела — переворачиваться со спины на живот, то ему следует помогать.
К 3 мес исчезает феномен ползания и можно применять упражнения для нижних конечностей.
Процедура проводится в следующей последовательности:
массаж рук;
охватывающие движения руками (пассивное упражнение) ;
рефлекторное движение головой назад в положении на животе;
массаж живота (поглаживание);
массаж стоп (растирание, похлопывание);
упражнения для стоп (рефлекторные);
вибрационный массаж всей грудной клетки;
пассивное упражнение для рук и ног на сгибание и разгибание;
поворот на живот влево.
Положение ребенка для всех приемов — лежа.
Методические указания: содействовать полному уравновешиванию сгибателей и разгибателей конечностей, первым навыкам по изменению положения тела; обеспечить условия для развития ручной умелости, подвешивая на высоте вытянутых рук различные игрушки, предметы для захватывания их.
Методика массажа и гимнастики в возрасте 4-6 мес
В возрасте от 4 до 5 мес у ребенка происходит уравновешивание сгибателей и разгибателей нижних конечностей, поэтому необходимо вводить пассивные движения для нижних конечностей.
Укрепление передних шейных мышц к 4 мес происходит благодаря упражнениям на основе пищевого рефлекса с поворотами и подниманием головы ребенка. В этом возрастном периоде можно вводить активные упражнения на изменение положения тела (из положения лежа в положение сидя) с поддержкой за руки.
Выполняя упражнения, необходимо поддерживать ритмичность движений под счет — вслух (раз, два, три, четыре).
Обязательное мероприятие — массаж нижних конечностей, спины, живота и стоп, массаж верхних конечностей при наличии времени (рис. 159, 160).
Рис. 159. Отведение рук в стороны и скрещивание их на груди.
Рис. 160. Круговые движения руками.
Последовательность проведения процедуры:
обхватывающие движения руками, движения пассивные скрестные перед грудью;
массаж ног;
имитация велосипедных движений, «скользящие шаги» по поверхности стола;
поворот со спины на живот вправо, массаж спины (все приемы);
«парение» в положении на животе (движение рефлекторное);
массаж живота (поглаживание по часовой стрелке, по ходу косых мышц живота);
приподнимание верхней части тела ребенка из положения лежа на спинке при поддержке за обе отведенные в стороны руки;
массаж стоп (рефлекторные движения);
сгибание и разгибание рук («бокс»);
сгибание и разгибание ног вместе и по очереди;
упражнение рефлекторное на спине, «парение»;
массаж грудной клетки (акцент на межреберные промежутки);
поворот со спины на живот влево (рис. 161—163).
Рис. 161. Сгибание и разгибание рук попеременно.
Рис. 162. Сгибание и разгибание ног вместе.
Рис. 163. Сгибание и разгибание ног попеременно.
Методические указания. Ребенок лежит. Основная задача — дальнейшее воспитание ручной умелости, изменение положения тела с поворотами его; подготовка к ползанию при выкладывании на живот следует подавать ритмичные звуковые сигналы для развития слухового; движения по средней линии стопы от точки юн-цюань до пятки, между II—III пальцами стопы по подошве (рис. 164). Применять похлопывающие движения II — III пальцами по всей поверхности стопы; на тыльной стороне надавливать на точку пу-шэнь, по наружной стороне стопы.
Рис. 164. Рефлекторное упражнение для стоп.
Методика массажа и гимнастики в возрасте 6—10 мес
В данном периоде можно вводить упражнения как для мелких мышц кисти, так и для крупных мышц конечностей, более сложные по координации движения. Ребенок способен более длительно удерживать тело в определенных позах, сидеть без опоры, стоять с опорой, ползать. В этом периоде у ребенка развивается понимание речи, чему необходимо способствовать.
Следует широко использовать условные сигналы, речевые инструкции (сядь, подай, возьми, дай, держи крепко), все сигналы проводить на базе безусловных рефлексов.
Последовательность проведения процедур:
обхватывающие движения руками, с кольцами, речью;
сгибание и разгибание рук и ног с речевой инструкцией, поглаживание и растирание (рис. 165—169);
Рис. 165. Массаж рук (поглаживание).
Рис. 166. Массаж ног (поглаживание).
Рис. 167. Массаж ног (растирание).
Рис. 168. Массаж голеней (растирание).
Рис. 169. Рефлекторное ползание.
поворот со спины на живот вправо (за ноги) с речевой инструкцией;
массаж спины (все манипуляции, рис. 170—173);
Рис. 170. Рефлекторное разгибание позвоночника.
Рис. 171. Массаж спины (поглаживание).
Рис. 172. Массаж спины (разминание).
Рис. 173. Массаж спины (вибрация).
при поддержке за обе руки присаживание с речевой инструкцией;
круговые движения руками;
поднятие прямых ног с речевой инструкцией;
рефлекторное движение по линиям вдоль позвоночника с прогибанием;
поворот со спины на живот влево с речевой инструкцией;
из положения лежа на животе при поддержке за руки приподнимание с речевой инструкцией;
упражнение для сгибателей рук на присаживание с речевой инструкцией;
массаж грудной клетки и живота (все приемы с вибрацией, рис. 174, а);
Рис. 174. Массаж живота.
а — поглаживание; б — сдавливание на выдохе с боков.
дыхательные упражнения, сдавление на выдохе с боков (рис. 174,6).
Методические указания. Положение ребенка — лежа и при некоторых упражнениях — сидя. Стимулировать ребенка к ползанию. Стремиться укреплять мышцы для сидения и стояния, воспитывать условные двигательные рефлексы с пониманием речи и координацию движений. Соблюдать ритмичность в выполнении движений. Массаж должен предшествовать упражнению.
Методика массажа и гимнастики в возрасте 10 мес 1 год
В этом периоде оформляется стояние без опоры и развивается ходьба. У ребенка появляются новые элементы моторики (например, сидение на корточках), поэтому рекомендуется больше упражнений в приседании. У ребенка в данном периоде имеется связь с действиями и предметами, их названиями, которые имеют отношение к гимнастике. Следует вводить больше речевых инструкций.
Последовательность проведения процедуры:
сгибание и разгибание рук в положении сидя, стоя с предметами;
движение «велосипед» с речевой инструкцией;
поворот со спины на живот по речевой инструкции;
массаж спииы (все приемы),
из положения лежа на животе поднимание до вертикального при поддержке за руки или предметы (кольца);
наклон вперед (методист прижимает за коленные суставы ребенка к себе спиной);
массаж живота (все приемы) ;
поднимание выпрямленных ног до ориентира (палочки, игрушки) с речевой инструкцией и одобрением);
упражнение для сгибателей рук (присаживание);
напряженное выгибание с удержанием ребенка за ноги, доставание предмета с пола с речевой инструкцией:
приседание с поддержкой за руки, использовать предметы;
присаживание при поддержке то за одну, то за другую руку или самостоятельно с возвращением в исходное положение:
круговые движения руками с предметами.
Методические указания. Основная задача — стимулировать упражнения по речевой инструкции. Применять различные предметы — кольца, палочки, игрушки. Давать ребенку возможность упражняться в навыках по влезанию, ходьбе, но, учитывая индивидуальные возможности ребенка, новые движения начинать из положения лежа, а затем (усложняя) — сидя, стоя. Массаж является отдыхом после проведенных гимнастических упражнений, поэтому его следует проводить сразу после них.