>>> Перейти на полный размер сайта >>>

Учебное пособие

Маркетинг

       

4.4. Качество и конкурентоспособность продукции

Качество товара является одной из основополагающих характеристик, оказывающих решающее влияние на создание потребительских предпочтений и формирование конкурентоспособности.

Качество - это мера удовлетворенности потребителя. Качество - это совокупность свойств и показателей, которые обусловливают удовлетворение разнообразных потребностей в соответствии с назначением конкретных товаров.

Номенклатура потребительских свойств товара включает:

  • назначение - способность товаров удовлетворять физиологические и социальные потребности, а также потребность в систематизации;
  • надежность - способность товаров сохранять функциональное назначение в процессе хранения и (или) потребления (эксплуатации) в течение заранее оговоренных сроков;
  • эргономические свойства - способность товаров создавать ощущения удобства, комфортности, наиболее полного удовлетворения потребностей в соответствии с антропометрическими, психологическими и психофизиологическими характеристиками потребителя;
  • безопасность - состояние, при котором риск вреда или ущерба ограничен допустимым уровнем. В зависимости от природы воздействий, влияющих на безопасность, различают химическую, радиационную, механическую, термическую, санитарно-гигиеническую и противопожарную безопасность.

При оценке качества изделий потребители определяют действительные значения показателей качества и затем сравнивают с базовыми. В качестве базовых показателей принимаются регламентированные значения стандартов или других нормативных документов. Если действительные показатели соответствуют базовым, то товар считается стандартным. К нестандартному относится товар, который не соответствует установленным требованиям по одному или комплексу показателей, причем это несоответствие не является критическим;

  • конкурентоспособность - это определенная совокупность только тех конкретных свойств, которые представляют несомненный интерес для данного покупателя и обеспечивают удовлетворение данной потребности, а прочие характеристики не принимаются во внимание.

Базой для оценки конкурентоспособности должно быть исследование потребностей покупателя, требований рынка. Чтобы товар был пригоден для удовлетворения и представлял интерес для покупателя, он должен обладать техническими и экономическими параметрами. Технические параметры были рассмотрены при оценке качества. Оценка товаров по техническим характеристикам является необходимым, но недостаточным условием для существования на рынке спроса на этот товар. Например, товар качественный, но немодный.

Большое значение покупатель придает экономическим показателям. Они складываются из единовременных затрат и текущих. Единовременные затраты находят свое выражение в цене приобретения товара. Текущие затраты - это затраты, связанные с потреблением товара, особенно с товаром длительного пользования (потребление электроэнергии, покупка запасных частей, ремонт и т.д.). Общая сумма этих затрат составляет цену потребления. Уровень цены потребления должен соответствовать размеру средств, имеющихся у потребителя для удовлетворения конкретной потребности.

Для оценки конкурентоспособности также используют сопоставление параметров анализируемого изделия и товара конкурента с уровнем, заданным потребностью покупателя, а затем сравнивают полученные показатели.

Стремление фирмы удержать долю своих товаров на рынке, а также получать достаточную прибыль заставляет их снимать с производства устаревшие товары и внедрять новые.

Новый товар - это термин, имеющий разное толкование. Для потребителя новый товар - это товар, о котором раньше потребитель не знал, так как его не было на рынке. Для производителя новый товар - это товар, впервые выпускаемый данной фирмой. Для всех новый товар - это товар, в который внесены некоторые изменения (цвет, форма, упаковка и т.д.).

Действительно новый товар - это товар, который раньше никто не выпускал, и его не существовало на рынке. Такой товар называют «нововведением».

При принятии решения о выпуске нового товара фирма должна просчитать все «за» и «против». Провал продукции имеет место тогда, когда предприятие неспособно компенсировать свои расходы на производство и маркетинг и несет финансовые потери. Неудача происходит в тех случаях, когда фирма получает прибыль от продукции, но в масштабах, меньше запланированных.

К наиболее значимым факторам, которые приводят к неудачам, относятся значительное отличительное преимущество, плохое планирование, неудачный выбор момента, недостаточный анализ рынка и др.

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru