>>> Перейти на полный размер сайта >>>

Секреты мастера

Профессия маляр

       

2.4. Инструменты и механизация в малярных работах

Нанесение шпатлевочных составов. Для механизированного нанесения шпатлевочных составов применяются специальные установки и агрегаты.

Установка СО-21А (рис. 10) предназначена для нанесения шпатлевочных составов подвижностью 11-13 см (подвижность определяют по глубине погружения эталонного конуса, см). Сжатый воздух от компрессора установки подается к распределителю 12, от которого часть воздуха по воздушному рукаву 10 направляется к удочке 17, другая - по рукаву 10 в бак 5.

Из бака под давлением сжатого воздуха шпатлевочный состав по рукаву 13, распределителю 12 и материальному рукаву 15 поступает в головку удочки. Рукоятка 6 служит для передвижения установки. В головке удочки шпатлевочный состав дробится воздухом и через насадку 16 наносится на поверхность. При повороте рукоятки 14 происходит выпуск воздуха, выдавливание шпатлевки из одного бака и сброс давления с другого.

Пневматическая установка для нанесения жидкой шпатлевки

Рис. 10. Пневматическая установка 7 СО-21А для нанесения жидкой шпатлевки:
а - вид спереди, б - вид сбоку, в - удочка; 1 - рама, 2 - корпус, 3 - предохранительный (клапан, 4 - манометр, 5 - баки, 6, 14 - рукоятки, 7 - верхняя часть бака, 8 - загрузочное устройство, 9 - трубопровод, 10 - рукав, 11- штуцер, 12 - распределитель, 13, 15 - рукава, 16 - насадка, 17 - удочка

Шпатлевочные агрегаты С0-150 и СО-169 (рис. 11) предназначены для нанесения жидких шпатлевочных и красочных составов на обрабатываемую поверхность. Приемный бункер 4 установлен на опорной раме 16 с обрезиненными колесами. На наконечнике 12 подвижно крепится ручка 11 для транспортирования установки. Производительность и давление винтового насоса 13 можно регулировать. Шпатлевочный состав, загруженный в бункер 4, шнековым питателем 14 подается на вход винтового насоса, который нагнетает материал через напорный рукав 8 к удочке 9. На выходе из удочки под действием сжатого воздуха, поступающего от компрессора, состав распыляется факелом.

Схема устройства винтовых шпатлевочных агрегатов

Рис. 11. Схема устройства винтовых шпатлевочных агрегатов:
1 - электродвигатель, 2 - клиноременная передача, 3 - редуктор, 4 - бункер, 5 - решетка, 6 - манометр, 7- быстроразъемноесоединение, 8 - напорный рукав, 9 - удочка, 10 - форсунка, 11 - ручка, 12 - наконечник, 13 - винтовой насос, 14 - шнековый питатель, 15 - обрезиненные колеса, 16 - опорная рама

Агрегаты типа АНШ предназначены для механизированной подачи и нанесения на поверхность различных шпатлевочных и окрасочных составов подвижностью не менее 6 см при внутренней отделке бетонных, кирпичных, асбестоцементных и оштукатуренных стен, потолков и других элементов зданий и сооружений промышленного, жилищного и социально-бытового назначения в построечных и заводских условиях. Кроме основного назначения агрегаты можно также использовать для наружной отделки фасадов зданий и сооружений полимер-цементными составами. Агрегаты работают в комплекте с передвижным компрессором типа СО-7А.

Шпатлеванный агрегат «Универсал-2» предназначен для нанесения шпатлевочных и окрасочных составов на обрабатываемую поверхность на объектах промышленного и гражданского строительства. Принцип действия агрегата - пневматический. Основными частями агрегата «Универсал-2» являются поршневой насос и пневмопривод.

Шпатлеванный распылитель (рис. 12) предназначен для механизированного нанесения шпатлевок методом распыления. Распылитель состоит из рукоятки 4, двух штуцеров 6, вихрителя, сопла 2, иглы 7, колпака 3 и пробкового крана 5. В рукоятке имеются каналы для подачи сжатого воздуха и шпатлевки. Сопло и вихритель смонтированы в колпаке. Шпатлевка подается от нагнетательной установки по резинотканевому рукаву; перекрывается поток шпатлевки пробковым краном. Проходя через жиклер в камеру вихрителя, поток воздуха увлекает шпатлевку, дробит ее на мельчайшие частицы и через сопло наносит на подготовленную поверхность. Скорость воздушного потока регулируют иглой.

Шпатлевочный пистолет-распылитель

Рис. 12. Шпатлевочный пистолет-распылитель:
1 - игла, 2 - сопло, 3 - колпак, 4 - рукоятка, 5 - кран, 6 - штуцер

Распылители СО-123А предназначены для нанесения шпатлевок вязкостью до 180 с по ВЗ-4. Распылители работают от красконагнетательного бака. Производительность - 100 м2/ч; расход сжатого воздуха - 0,16 м3/мин при давлении 0,3-0,4 МПа; масса - 0,8 кг. Сжатый воздух подают от сети или от компрессора производительностью 30 м3/ч.

Для нанесения шпатлевки используют также распылители СО-24А, РШ-1 (для полимеризвестковой шпатлевки) и др.

Приобъектный узел (рис. 13) для нанесения гипсопо-лимерцементной шпатлевки состоит из двух взаимосвязанных установок: одна для приготовления и транспортирования состава на этажи, другая - для нанесения его на поверхность. При работе шпатлевочного агрегата состав, приготовленный и процеженный через вибросито 2 с ячейками размером 1,5 х 1,5 мм, перекачивается по рукавам 3 и 5 (диаметром соответственно 38 и 19 мм, длиной 50 м) на этажи и заполняет поочередно один из баков установки СО-21А. Из бака шпатлевка под давлением сжатого воздуха поступает в распылительную головку удочки.

Схема приобъектного узла механизированного нанесения шпатлевки на потолки

Рис. 13. Схема приобъектного узла механизированного нанесения шпатлевки на потолки:
1 - растворосмеситель, 2 - вибросито, 3, 5, 6, 8 - рукава, 4 - установка СО-21А, 7 - растворонасос, 9 - компрессор СО-ТА

Шлифование шпатлеванных поверхностей. Электрическая шлифовальная машина ИЭ-2201Б предназначена для зачистки шпатлеванных поверхностей перед окрашиванием. Основными сборочными единицами машины являются электропривод, два сменных рабочих диска и пылезащитный кожух. Для грубого шлифования шпатлевки применяют диск с укрепленными на нем брусками пемзы, а для чистого - диск с шлифовальной шкуркой.

Пневматическую шлифовальную машину ИП-2209Б применяют для шлифования металлических деталей, снятия заусенцев, зачистки сварных швов, подготовки кромок под сварку, а также для зачистных и шлифовальных работ и по другим основаниям перед нанесением лакокрасочных покрытий.

Универсальная затирочная машина ЗМД-10 (рис. 14) предназначена для затирки поверхностей бетонных и железобетонных конструкций при штукатурных и отделочных работах и для шлифования прошпатлеванных поверхностей. Дисками из древесностружечной плиты затирают оштукатуренные поверхности, поверхности бетонных и железобетонных конструкций. Дисками, покрытыми шлифовальной шкуркой, шлифуют прошпатлеванные поверхности. Ручная затирочная машина удобна при обработке углов и примыканий.

Универсальная затирочная машина

Рис. 14. Универсальная затирочная машина ЗМД-10:
1 - затирочные (рабочие) диски, 2 - дискодержатели, 3 - корпус редуктора, 4 - ручка, 5 - электровыключатель, 6 - электродвигатель, 7 - водопроводный рукав, 8 - распределитель воды

Краскопульты

Характеристика. При нанесении маловязких составов (известковых, силикатных, с небольшим содержанием клея - клеевых или без клея - меловых) применяют ручные краскопульты и электрокраскопульты. Основная деталь этих аппаратов и машин - форсунка (рис. 15), сконструированная так, что при выходе из нее окрасочный состав, находящийся под давлением, раздробляется. Давление создают различными способами. Если на строительстве есть сжатый воздух, то к воздушной магистрали присоединяют рукав, по которому он подается в краско-нагнетатедьный бак, и окраску производят удочкой с форсункой. Если сжатого воздуха нет, то давление создают с помощью малолитражных растворонасосов производительностью, обеспечивающей одновременную работу пяти или шести удочек. Их подсоединяют к растворонасосу через гребенку, которая представляет собой набор штуцеров, закрепленных на отрезке трубы.

Принцип действия и устройство форсунок

Рис. 15. Принцип действия (а, б) и устройство (в) форсунок:
1 - корпус, 2 - винт, 3 - прокладки, 4 - шайба, 5 - накидная гайка, 6 - рабочая головка, 7 - входное отверстие, 8 - канал

Краскопульты ручного действия и С0-20В (рис. 16) - переносные аппараты для механизированного распыления водно-клеевых и известковых составов. Краскопульт имеет резервуар со всасывающим 11 и нагнетательным 7 клапанами, насос 2, напорный прорезиненный и приемный рукава 5, 10 и удочку 7.

Краскопульт ручного действия

Рис. 16. Краскопульт ручного действия:
1,11 - клапаны, 2 - насос, 3 - корпус, 4 - сальник, 5, 10 - напорный и приемный рукава, 6 - кран, 7 - удочка, 8 - форсунка, 9 - фильтр

Электрокраскопульты предназначены для окрашивания водно-известковыми и водно-меловыми составами. Электрокраскопульт типа СО-61 имеет электродвигатель 15 (рис. 17) с присоединенным к нему корпусом диафрагменного насоса с клапанной камерой, всасывающим 6, перепускным и нагнетательным 5 рукавами и удочкой 13 с распылительной головкой. Рабочий орган краскопульта - резиновая диафрагма 10, которая приводится в колебательное движение электродвигателем 15 через коленчатый вал 2 с шатуном 3. При движении диафрагмы вниз всасывающий клапан открывается и происходит всасывание окрасочного состава. При движений диафрагмы вверх всасывающий клапан закрывается и одновременно открывается нагнетательный клапан 9, и состав по рукаву направляется к распылительной головке удочки.

Электрокраскопульт СО-61

Рис. 17. Электрокраскопульт СО-61:
1 - фильтр, 2 - коленчатый вал, 3 - шатун, 4 - форсунка, 5, 6 - нагнетательный и всасывающий рукава, 7,8,9 - предохранительный, всасывающий и нагнетательный клапаны, 10 - диафрагма 11 - муфта, 12 - выключатель, 13 - удочка, 14 - пробковый кран, 15 - электродвигатель, 16 - соединительная штепсельная муфта

Эксплуатация краскопультов. До начала работы необходимо осмотреть снаружи все механизмы, проверить соответствие напряжения, на котором должны работать электродвигатели, напряжение в электросети и исправность электропроводки, выключателя и заземления. Затем механизмы опробуют на холостом ходу и под нагрузкой, проверяют герметичность соединения шлангов и крышек, фильтры сеток, состояние предохранительных клапанов, смазку механизмов. Во время работы нужно следить за правильностью работы механизмов, нагревом корпуса электродвигателя, присоединением шлангов к штуцерам, состоянием заземляющего устройства, своевременным пополнением бака окрасочным составом.

По окончании работы нагнетательные шланги, удочки с распылителями промывают чистой водой; вытирают досуха все части механизма; резьбовые соединения штуцеров и запорных гаек смазывают тонким слоем машинного масла.

Через каждые 200-300 ч работы электрокраскопульта необходимо смазывать солидолом подшипники электродвигателя.

Окрасочные агрегаты

В технологии и организации малярных работ наиболее рационально применять комплексное оборудование, объединенное в агрегаты. Окрасочные агрегаты пневматического распыления предназначены для окрашивания поверхностей масляными и водно-меловыми составами.

Агрегат СО-5А (рис. 18) состоит из компрессора 6, нагнетательного бака 4, масловодоотделителя, ручного краскораспылителя 1 и резиновых рукавов 2, 3, 5. Воздух от компрессора 6 подается в редуктор, установленный на красконагнетательном баке 4. Из редуктора часть воздуха под давлением идет по рукаву 2 к краскораспылителю 1, другая часть редуцируется в редукторе и, пройдя бак 4, вытесняет краску, которая через фильтр по рукаву 3 подается к краскораспылителю 7. В зависимости от характера окрашиваемой поверхности устанавливают необходимую форму факела, которую определяют путем пробных окрасок.

Окрасочный агрегат СО-5А

Рис. 18. Окрасочный агрегат СО-5А:
1 - краскораспылитель, 2, 5 - воздушные рукава, 3 - рукав подачи краски, 4 - нагнетательный бак, 6 - компрессор

Агрегат СО-74А (рис. 19) применяют для малых объемов работ и обработки труднодоступных мест. Принцип действия аналогичен работе агрегата СО-5Б.

Окрасочный агрегат СО-74А

Рис. 19. Окрасочный агрегат СО-74А:
1 - компрессор, 2 - краскораспылитель типа СО-19Б

Агрегат СО-154 предназначен для приготовления, транспортирования и нанесения клеевых и синтетических шпатлевок, грунтовок и окрасочных составов. Принцип действия и схема в целом идентичны агрегатам СО-150 и СО-169 (см. рис. 11).

Агрегат СО-66А (приставка к растворонасосу) предназначен для окрашивания фасадов зданий водно-меловыми, водно-известковыми силикатными окрасочными составами вязкостью 20 с по ВЗ-4. Аппарат представляет собой цилиндрическую трубку с пятью отводами-штуцерами для присоединения резинотканевых рукавов, на концах которых с помощью хомутов закреплены удочки. С одной стороны трубы помещен штуцер для соединения с нагнетательными патрубками растворонасоса или для присоединения к штуцеру растворопровода на этажах здания. Другой конец трубы герметично закрыт крышкой. Внутри трубы закреплен сменный фильтр с сеткой (размер ячеек 0,2 мм). В комплект аппарата входят пять удочек и шесть рукавов.

Передвижные агрегаты СО-92, СО-92А (рис. 20) предназначены для окрашивания фасадов всеми видами составов вязкостью до 60 с по ВЗ-4. В комплект агрегата входят два красконагнетательных бака вместимостью по 50 л: компрессорная установка СО-7Б; барабан для намотки рукавов и пульт управления, смонтированные на одноосном пневмоколесном шасси. Рабочие камеры баков соединены общим трубопроводом и коллектором, к которым присоединяются материальные и воздушные рукава малярных удочек.

Агрегат СО-92

Рис. 20. Агрегат СО-92

Компрессоры, масловодоотделители, красконагнетательные баки

Компрессоры. Для снабжения сжатым воздухом краскораспылителей и окрасочных агрегатов применяют компрессоры малой производительности, которая характеризует количество всасываемого воздуха в час или минуту.

Диафрагменные компрессоры СО-45Б применяют при работе краскораспылителями малой производительности для окрашивания небольших поверхностей, а также при выполнении аэрографических работ. Компрессор (рис. 21) представляет собой переносную установку, механизмы которой смонтированы на литой плите. Внутри картера на подшипниках вращается эксцентриковый вал 2 электродвигателя. На эксцентрике вала подшипником закреплен шатун 3. К шатуну прикреплены подушка 10 и грибок 11 с набором диафрагм между ними. Диафрагмы по периметру закреплены между бугром картера и основанием клапанов. В основание вмонтированы нагнетательный 6 и всасывающий 4 клапаны. На основании клапанов установлена головка 7с ребрами, которая является воздухосборником.

Диафрагменный компрессор

Рис. 21. Диафрагменный компрессор:
1 - крышка, 2 - эксцентриковый вал, 3 - шатун, 4, 6 - всасывающий и нагнетательный клапаны, 5 - диафрагма, 7 - головка, 8 - регулятор давления, 9 - корпус клапана, 10 - подушка, 11 - грибок, 12 - электродвигатель

Герметичность головки и основания клапанов обеспечивают уплотняющие прокладки. В верхней части головки находятся фильтр и кольцевое отверстие, через которое воздух поступает в рабочую камеру компрессора через всасывающий клапан во время хода диафрагмы от верхней мертвой точки к нижней. При обратном ходе воздух в рабочей камере сжимается и под давлением 0,3 МПа через нагнетательный клапан направляется в головку (воздухосборник), а из воздухосборника поступает по резиновому рукаву к краскораспылителю.

Передвижные поршневые компрессоры СО-7Б применяют для снабжения сжатым воздухом краскораспылителей высокого давления. При движении поршня 6 (рис. 22) вниз воздух засасывается из атмосферы через фильтр 8 в камеру 9 головки 10 двойного блока, откуда через всасывающий клапан попадает в надпоршневое пространство 7 цилиндра. Затем при движении поршня вверх воздух вытесняется через нагнетательный клапан в камеру 11, а из него по трубе 12 в ресивер 1 вместимостью 0,022 м3. Из ресивера воздух попадает в масловодоотделитель 2, очищается от масла и влаги и через распределительные краны 3 поступает по шлангам в красконагнетательный бак или непосредственно в краскораспылитель. Для регулирования рабочего давления на масловодоотделителе установлены регулятор давления 4 и манометр 5.

Схема работы передвижных компрессорных установок

Рис. 22. Схема работы передвижных компрессорных установок:
1 - ресивер, 2 - масловодоотделитель, 3 - распределительные краны, 4 - регулятор давления, 5 - манометр, 6 - поршень, 7 - надпоршневое пространство, 8 - воздушный фильтр, 9, 11 - камеры для всасываемого и нагнетаемого воздуха, 10 - головка двойного блока, 12 - нагнетательная труба, 13 - предохранительный клапан, 14 - картер компрессора

Масловодоотделители. Воздух из компрессоров, прежде чем попасть в краскораспылитель, проходит через мас-ловодоотделитель, который очищает воздух от смазочных масел и воды. Масловодоотделитель представляет собой резервуар цилиндрической формы с выпуклым днищем и плоской крышкой. К резервуару крышку прикрепляют болтами. Масловодоотделитель наполнен фильтрующим материалом - чередующимися слоями кокса и войлока. Сжатый воздух, проходя через фильтрующий материал, очищается от масла и воды.

Красконагнетательные баки выпускают различной вместимости для подачи окрасочных составов вязкостью от 60 с по ВЗ-4. Баки - это герметически закрытые сосуды, из которых малярные составы под давлением сжатого воздуха по резинотканевым рукавам поступают к краскораспылителям. В условиях строительной площадки обычно применяют красконагнетательные баки СО-12Б (рис. 23) и СО-13А.

Красконагнетательный бак

Рис. 23. Красконагнетательный бак:
1 - бак 2 - сменное ведро, 3 - накидная скоба с винтами, 4 - редуктор, 5 - манометр 6 - рукоятка, 7 - двухходовой кран, 8 - крышка, 9 - смеситель, 10 - фильтр

Эксплуатация красконагнетательных баков. Перед началом работы проверяют состояние красконагнетательного бака. Необходимо, чтобы резиновые прокладки были целыми, скобы с болтами легко и прочно закрепляли крышки, краны не пропускали в закрытом положении сжатый воздух и краску, манометр правильно показывал давление внутри бака, крышка для залива краски не пропускала из бака сжатый воздух, пропеллерная мешалка легко взмучивала окрасочный состав в баке. Окрасочный состав, предварительно процеженный через вибросито с 694-980 отв/см2, заливают в бак через контрольное сито с 400 отв/см2. После этого плотно затягивают крышку бака, перекрывают все краны и надежно присоединяют шланги подачи сжатого воздуха к баку от компрессора и подачи краски от бака к краскораспылителю. Открыв доступ сжатого воздуха от компрессора в бак, проверяют состояние бака и всей арматуры, находящейся на крышке. Убедившись, что воздух и краска из-под крышки и в местах соединений рукавов не просачиваются, открывают краны для воздуха и краски, идущие к краскораспылителям. В этот момент проверяют плотность соединения рукавов со штуцерами на баке и краскораспылителях.

По окончании работы из бака вынимают сменное ведро с краской и заливают в него при клеевых составах воду, а при масляных - скипидар или бензин-растворитель. Из материального рукава сливают остатки краски и промывают его под давлением водой или растворителем.

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru