>>> Перейти на полный размер сайта >>>

Секреты мастера

Профессия маляр

       

5.6. Фактурная отделка поверхностей

Фактурная окраска. При фактурной окраске жидкую шпатлевку накладывают на поверхность маховыми кистями или макловицами и затем обрабатывают ее, придавая ей различную фактуру. Офактуренную поверхность окрашивают корпусными или лессировочными составами.

Применяемая для фактурной окраски шпатлевка должна быть пластичной и иметь небольшую усадку. Необходимая пластичность шпатлевки достигается разжижением шпатлевочного состава до такого состояния, чтобы размешивание его палочкой не представляло затруднений и образующийся на поверхности шпатлевки при вынимании палочки конус не опадал и не растекался, а сохранял форму до полного высыхания (рис. 78).

Проверка пластичности шпатлевки

Рис. 78. Проверка пластичности шпатлевки:
а - нормальной вязкости; б - жидкий состав; в - конус растекается

Чтобы усадка была минимальной, в шпатлевочный состав вводят порошкообразные минеральные наполнители (гипс, шпат, ангидрит, мраморную муку). Рецепт состава приводится ниже.

Состав для фактурной окраски

  1. Мел.......................................................................................1кг
  2. Гипс (мраморная мука).......................................................1 кг
  3. Казеиновый клей (10%-ный раствор).................................до 0,5 кг

Способ приготовления. Мел и гипс смешивают в сухом виде и затворяют казеиновым клеем. Если масса недостаточно пластична, в состав можно ввести небольшое количество масляного лака (0,015-0,02 кг) и загустить 10 %-ным раствором квасцов.

По новой штукатурке фактурную окраску можно производить только после полного ее высыхания и подмазки всех дефектов. Если штукатурка обладает сильной тянущей способностью, следует загрунтовать поверхность 8 %-ным раствором животного клея. По старой масляной окраске отделку производят после промывки поверхности водой с содой. Деревянные поверхности сначала олифят, подмазывают трещины и щели, заклеивают крупные трещины марлей или серпянкой, а затем наносят состав. Нанесенный состав обрабатывают различными приемами с помощью разнообразных приспособлений, чтобы придать ему ту или иную фактуру.

Отделку под корзинку (рис. 79, а) выполняют, накладывая шпатлевку с помощью плоской кисти квадратами. Размер стороны квадрата должен быть не более 15 см.

Фактурные отделки
Фактурные отделки

Рис. 79. Фактурные отделки:
а - под корзинку, б - веерообразная, в - вертикальными штрихами, г - наклонными штрихами, д - волнообразная, е - рельефными жилками, ж - воронкообразная, з - завитками, и - под тростник, к - под заросли тростника, л - под гибкие прутья, м - туповкой

Веерообразную отделку (рис. 79, б) делают по свежена-ложенной шпатлевке торцом маховой кисти или макловицы. Установив кисть в верхней части стены, ее поворачивают на пол-оборота вправо и получают первый рисунок. Затем, переставив кисть по горизонтали, ее поворачивают на полоборота влево и получают второй рисунок, частично перекрывающий первый. Выполнив первый горизонтальный ряд рисунков, накладывают второй, сместив рисунок влево на половину его диаметра. Более крупный рисунок получают при обработке поверхности гребешком.

Отделку вертикальными штрихами (рис. 79, в) выполняют кистью по свеженаложенной шпатлевке.

Для отделки наклонными штрихами (рис. 79, г) используют широкую макловицу с жестким волосом, которой наносят штрихи в различных направлениям

При волнообразной отделке (рис. 79, д) делают волнообразные движения сверху вниз жесткой кистью.

Выполняя отделку рельефными жилками (рис. 79, е), по свежему слою шпатлевки в различных направлениях наносят удары боковыми сторонами плоской кисти шириной 8-10 см с длинным волосом.

При воронкообразной отделке (рис. 79, ж) к поверхности прижимают деревянный круг (диск) диаметром 15 см, толщиной 2-3 см и поворачивают его на 1/4 окружности. Для удобства диск снабжен ручкой. При отделке следят за тем, чтобы каждый новый рисунок несколько перекрывал ранее наложенные.

Отделку завитками (рис. 79, з) выполняют с помощью ложки, которой по свеженанесенному слою шпатлевки делают спиралеобразные движения так, чтобы максимальный диаметр рисунка составлял 18-20 см. Отделку начинают с центра, постепенно кругообразными движениями перемещая ложку к периферии. При этом каждый новый завиток должен несколько захватывать предыдущий.

При отделке под тростник (рис. 79, и) сначала редким гребешком наносят горизонтальную штриховку на свежезашпатлеванную поверхность для получения фона, по которому затем ручкой ножа накладывают изогнутые в одну сторону вертикальные линии. Линии должны переплетаться, чтобы создавалось впечатление склоненного от ветра тростника.

Отделку под заросли тростника (рис. 79, к) выполняют по свежей шпатлевке закругленной ручкой ножа или кисти, которой проводят тесно переплетающиеся вертикальные и диагональные линии.

Для отделки поверхности под гибкие прутья (рис. 79, л) валиком без рисунка накатывают зашпатлеванную поверхность сверху вниз или наоборот.

Отделку туповкой (рис. 79, м) производят плоской губкой (лучше греческой).

При отделке треугольником плоской стороной треугольника в разных направлениях частично сглаживают наложенную шпатлевку, несколько поворачивая при этом треугольник вокруг оси, чтобы получить на поверхности расширяющиеся отдельные плоскости.

При отделке под итальянский известня наложенную цветную (светло-желтую) шпатлевку в отдельных местах на расстоянии 10-20 см обрабатывают туповкой с помощью губки. Следы губки должны быть не слишком широкими, располагать их следует горизонтально. Затем излишнюю шероховатость сглаживают треугольником. После того как шпатлевка немного отвердеет, можно лезвием ножа дополнительно разрезать поверхность на отдельные камни; окончательный вид отделка принимает после окраски поверхности лессиро-вочным слоем из жженой умбры, излишек которой снимают ветошью со всех выпуклостей рисунка, оставляя более окрашенными все углубления. При отделке под бамбук сначала делают туповку свежей шпатлевки с помощью губки. Затем, прикладывая в различных направлениях к шпатлевке плоскую длинную рейку (не шире 2 см), выполняют рисунок бамбука.

Для отделки под камень свеже зашпатлеванные поверхности торцуют жесткой щеткой-торцовкой. Затем несколько отвердевшую шпатлевку разрезают лезвием ножа под камень.

При отделке под сосновые иглы производят туповку свежей шпатлевки с помощью губки, а затем накатку деревянным валиком (диаметром около 10 см), вокруг которого спиралью обернута толстая веревка (6-7 витков). Накатывать валиком следует в различных направлениях.

Отделывая стены под обои, предварительно обрабатывают свежую шпатлевку гребенкой, которой делают вертикальные штрихи по всей поверхности.

Аэрография

Аэрографией называется способ нанесения на поверхность трафаретного рисунка ручным краскораспылителем (рис. 80, 81). Отделка помещений аэрографическим методом производится значительно быстрее и с меньшей затратой материалов, чем при работе кистью. По тонкости выполнения рельефности получаемых изображений аэрография приелижается к живописи, а богатство форм и приемов аэрографической росписи позволяет внести большое разнообразие в отделку каждого помещения.

Отделка плоскостным аэрографическим рисунком

Рис. 80. Отделка плоскостным аэрографическим рисунком с применением двух видов трафаретов одинакового мотива:
а — рисунок отделки; б — обратный трафарет №1 для кремового колера; в — прямой трафарет №2 для коричневого колера

Отделка плоскостным аэрографическим рисунком с применением двух трафаретов

Рис. 81. Отделка плоскостным аэрографическим рисунком с применением двух трафаретов одинакового мотива:
а - рисунок отделки; б - обратный трафарет; в - прямой трафарет

Композиция аэрографических росписей. Композиция росписи.зависит от мотивов и приемов исполнения. По этим признакам их можно подразделить на следующие виды:

  • декоративный рисунок с плоскостным изображением;
  • декоративный рисунок с объемным изображением;
  • декоративный рисунок с оъемно-изобразительного характера;
  • сложные рисунки живописного характера.

При перенесении рисунка на поверхность необходимо придерживаться звонов симметрии, располагая его равномерно, не перенасыщая отдельные места и в то же время не делая пропусков. При несоблюдении этого правила отделанная поверхность будет неоправданно пестра.

Контрольные вопросы

  1. Как выполняется отделка под шагрень?
  2. Расскажите о флейцевании.
  3. Цель туповки.
  4. Как выполнить накат рисунков валиками?
  5. Каковы правила окрашивания панелей?
  6. Порядок вытягивания филенок.

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru