>>> Перейти на полный размер сайта >>>

Учебное пособие

Профессия «лифтер»

   

§ 1. Характеристики лифта

Лифт — это стационарная грузоподъемная машина периодического действия, предназначенная для подъема и спуска людей и (или) грузов в кабине, движущейся по жестким прямолинейным направляющим, у которых угол наклона к вертикали не превышает 15°.

Общий вид пассажирского лифта с верхним расположением машинного помещения представлен на рис. 1.1.

Основным документом, устанавливающим требования к устройству и установке лифтов, вводу их в эксплуатацию, эксплуатации, техническому диагностированию и диспетчерскому контролю за их работой, являются Правила устройства и безопасной эксплуатации лифтов (ПУБЭЛ).

Назначение лифта характеризует вид транспортируемых им грузов. По назначению лифты подразделяют на следующие виды:

  • пассажирские (для жилых, общественных зданий и зданий промышленных предприятий), предназначенные для подъема и спуска людей и предметов домашнего обихода, если их масса не превышает грузоподъемности лифта;
  • больничные, используемые для перемещения больных на больничных транспортных средствах с сопровождающим персоналом;
  • грузовые, предназначенные в основном для подъема и спуска грузов:
    • грузовые, управляемые проводником (лифтером) из кабины лифта;
    • грузовые, управляемые лифтером с этажной площадки, где перемещение людей запрещено;
    • грузовые малые с грузоподъемностью кабины до 250 кг и высотой кабины до 1 250 мм;
    • грузовые с монорельсом, где под потолком кабины установлена балка-монорельс для крепления грузоподъемного устройства;
    • выжимные, в которых подъемная сила приложена к низу кабины;
    • тротуарные, кабина которых выходит из шахты через расположенный в ее верхней части люк.

Общий вид пассажирского лифта

Рис. 1.1. Общий вид пассажирского лифта с верхним расположением машинного помещения:
1 — ограничитель скорости; 2 — монорельс; 3 — лебедка; 4 — низковольтное комплектное устройство управления; 5 — тяговые канаты; 6 — кабина; 7 — подвесной кабель; 8 — клеммная коробка; 9 — направляющие противовеса; 10 — направляющие кабины; 11 — индикатор положения кабины; 12 — дверь шахты; 13 — вызывной аппарат; 14 — пружинный буфер кабины; 15 — пружинный буфер противовеса; 16 — вводное устройство; 17 — канат ограничителя скорости; 18 — противовес; 19 — натяжное устройство каната ограничителя скорости; 20 — понижающий трансформатор; 21 — шунт датчика замедления кабины; 22 — датчик замедления кабины; 23 — датчик точной остановки кабины; 24 — шунт датчика точной остановки кабины

Грузоподъемность — наибольшая масса груза, для транспортировки которой предназначен лифт. В нее не входит масса кабины с постоянно находящимся в ней оборудованием. Номинальная грузоподъемность кабины устанавливается в зависимости от максимальной полезной площади пола кабины.

Вместимость кабины определяется делением величины грузоподъемности лифта на 75 кг (принятая масса одного человека) с округлением полученного результата до ближайшего целого числа.

Важной характеристикой лифтов является точность остановки кабины — расстояние по вертикали между уровнями пола кабины и этажной площадки после остановки кабины. Точность остановки кабины на этаже при эксплуатации должна быть в пределах ±35 мм.

Скорость движения кабины подразделяют на номинальную и рабочую. Номинальная скорость — это скорость движения кабины, на которую рассчитан лифт. Рабочей называется фактическая скорость движения кабины.

По величине номинальной скорости лифты подразделяют на следующие:

  • тихоходные (скорость движения кабины до 1 м/с);
  • быстроходные (скорость движения кабины 1...2 м/с);
  • скоростные (скорость движения кабины 2...4 м/с);
  • высокоскоростные (скорость движения кабины свыше 4 м/с).

Кабина лифта перед остановкой на этаже может иметь вторую (малую), пониженную до 0,4 м/с скорость. Это позволяет более плавно и точно остановить кабину на этаже, такой лифт называется двухскоростным.

По виду грузонесущего устройства различают лифты, оборудованные кабиной или платформой; по виду привода дверей кабины — лифты с дверями, открываемыми вручную, полуавтоматически и автоматически.

В зависимости от вида привода подъемного механизма лифты могут быть электрическими или гидравлическими.

Лифт может иметь следующие виды управления кабиной:

  • наружное (внешнее), осуществляемое с этажной площадки;
  • внутреннее, осуществляемое из кабины лифта;
  • смешанное, осуществляемое из кабины лифта и с этажной площадки.

Различают следующие системы управления:

  • простое раздельное управление, которое обеспечивает регистрацию и реализацию одной команды (вызова или приказа);
  • собирательное управление, при котором регистрируются несколько команд, а их выполнение осуществляется в соответствии с заданной программой. При этом лифт может совершать попутные остановки по вызовам или приказам (в жилых домах — только при движении кабины вниз, в общественных зданиях — в обоих направлениях);
  • одиночное управление — управление лифтом от одной кнопки вызова;
  • групповое управление — управление группой лифтов, расположенных в одной шахте и обслуживающих одни и те же этажи. Разновидность группового управления — парное управление лифтами, часто применяемое в жилых домах.

Режимы работы лифта

Существуют различные режимы работы лифта:

  • рабочий режим (для эксплуатации лифта пассажирами);
  • режим управления лифтом из машинного помещения (для эксплуатации лифта электромехаником при выполнении работ в машинном помещении лифта);
  • режим «Ревизия» (для управления с крыши кабины для электромехаников);
  • режим «Пожарная опасность» (при подаче сигнала о возгорании электрическая схема лифта осуществляет прибытие кабины на основной посадочный этаж, при этом исключается выполнение команд из кабины и с посадочной площадки);
  • режим «Перевозка пожарных подразделений» (выполнение команд управления только из кабины, в том числе открытие и закрытие дверей кабины и шахты).

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru