Учебники по популярным профессиям
|
|
>>> Перейти на мобильную версию сайта >>> Самоучитель игры на шестиструнной гитареЕще об аккомпанементеПростая система и усвоенный прием баррэ расширяет довольно ограниченный круг аккордов и позволяет играть аккомпанементы во всех тональностях. 1. - Воспроизведите три следующих аккорда (мажорное, минорное трезвучия и доминантсептаккорд), используя большое баррэ на V ладу.
Основной тон этих трех аккордов, по которому определяются их названия — звук ля на V ладу (6). Следовательно, аккорд будет обозначен как — А, 2-й — Am, 3-й — А7. Теперь замените лады в схеме 1-го аккорда (пример а) на III, IV и V соответственно и возьмите этот аккорд (баррэ на III ладу). Для наглядности можете подписать другие номера ладов. Образованный таким образом аккорд тоже будет мажорным, но на уже будет звук соль, а не ля. Этот аккорд получает новое обозначение — G. Передвиньте левую руку на I лад (6) (фа) — получится аккорд F. На II ладу — аккорд . Проделаем тот же путь в обратном порядке. Чтобы построить аккорд Н, надо найти звук си на (6) (это будет VII лад), взять на этом ладу баррэ и установить остальные пальцы так, как указано в схеме (а). Если нужен аккорд — баррэ устанавливается на IV ладу. Точно так же можно оперировать остальными двумя (б, в) схемами построения минорного трезвучия и доминантсептаккорда. Если отождествить верхний порожек грифа с указательным пальцем, берущим баррэ, то станет ясно, что ранее выученные аккорды Е, Em и E7 соответствуют схемам а, б, в. 2. Схемы аккордов с основным тоном на (5): а) мажорное трезвучие, б) минорное трезвучие, в) доминантсептаккорд.
Возьмите первый аккорд (а) баррэ на III ладу. Под указательным пальцем на (5) звук до — аккорд С. Взяв на этом же ладу два следующих аккорда (б, в), получим аккорды — Cm и C7 В аккорде Hm основной звук си берется на II ладу (5), баррэ устанавливается на II ладу (б); в аккорде Dm — на V ладу, Вm — на I и т. д. В аккорде D7 основной звук ре — на V ладу (5), баррэ устанавливается на V ладу. Один и тот же аккорд можно взять двумя способами с основным тоном на (5), и на (6), например, аккорд Hm — на II ладу (5) (б), или на VII ладу (6) (см. пример 1 б) и т. д. Право выбора позиции для взятия того или
иного аккорда в каждом конкретном случае
предоставляется исполнителю.
На II и VII ступенях мажора и гармоническо- го минора употребляются в основном септаккорды. В мажоре на II ступени — малый минорный септаккорд, представляющий собой минорное трезвучие с малой терцией вверху (по буквенно-цифровой системе обозначается Dm7, Am7 и т. п.); в миноре — малый септаккорд, состоящий из малой терции (снизу) и минорного трезвучия (обозначается и т. п.). На VII ступени мажора — также малый септаккорд, в миноре — уменьшенный септаккорд, состоящий из малых терций (обозначается D dim, A dim и т. п.).
В данном самоучителе не разбираются более сложные аккорды. Желающие узнать о них могут обратиться к специальной литературе. Следующие примеры даются для проверки степени усвоения нового материала.
Иногда возникает необходимость исполнить песню в другой, более удобной для голоса тональности, то есть транспонировать ее. Это нетрудно сделать, воспользовавшись приведенной таблицей. При необходимости число тональностей можно увеличить. |
|
|