Учебники по популярным профессиям
на asv0825.ru

>>> Перейти на мобильную версию сайта >>>

Самоучитель игры на шестиструнной гитаре

       

Интервалы и аккорды

Звуки, составляющие музыкальное произведение, отстоят друг от друга на различные расстояния — интервалы.

Интервалы могут возникать как в последовательном движении звуков мелодии (мелодические интервалы), так и в одновременном сочетании (гармонические интервалы). Все интервалы обладают индивидуальными выразительными возможностями, осмысленное выявление которых очень важно для исполнения. Следует, например, помнить, что чем шире восходящий мелодический интервал, тем он напряженнее звучит.

Специфика устройства гитары уничтожает прямую зависимость между величиной интервала и затратой усилий на его извлечение: часто крайние звуки более широких интервалов находятся на грифе в непосредственной близости, а игра небольших интервалов требует значительного напряжения пальцев. Вследствие этого начинающие гитаристы не всегда интонируют мелодию логично и естественно. Хорошим средством для восстановления правильности интонирования является пропевание мелодии голосом.

Названия интервалов образованы от латинских числительных, обозначающих количество ступеней, которое содержит каждый интервал: прима — 1, секунда — 2, терция — 3, кварта — 4, квинта — 5, секста — 6, септима — 7, октава — 8, Так как некоторые ступени могут повышаться или понижаться, то и интервалы с участием этих ступеней могут быть большими или малыми, не теряя при этом своих индивидуальных качеств. Разберитесь в принципе построения с помощью данной схемы (интервалы строятся от ноты до и даются в мелодическом и гармоническом виде, римскими цифрами обозначены ступени):

Сыграйте все указанные мелодические интервалы, пропойте их сначала в соответствии со схемой, затем в произвольном порядке и постарайтесь почувствовать разницу в интонировании широких (секста, септима) и узких (секунда, терция) интервалов.

Гармонические интервалы служат «строительным материалом» аккордов.

Аккорд — это созвучие из трех или более различных звуков, взятых одновременно, которые отстоят друг от друга на терцию или могут быть путем перестановки расположены по терциям.

Наиболее простой вид аккорда — трезвучие. Оно содержит основной (басовый), терцовый и квинтовый тоны.

Басовый тон определяет характер любого аккорда, в том числе и трезвучия, он является как бы фундаментом аккорда, придает ему наиболее устойчивое звучание. Звуки аккорда, взятые поочередно, образуют арпеджио. Аккорды в арпеджированном виде часто встречаются в гитарных аккомпанементах, поэтому овладение навыками их игры составляет важную часть обучения гитариста.

Постройте тоническое трезвучие от тоники выученных ранее произведений и сыграйте их арпеджио.

Если в основании аккорда поместить какой-либо другой тон, кроме основного, получится обращение аккорда. Трезвучие имеет два обращения: секстаккорд и квартсекстаккорд (названия обращений вытекают из строения каждого аккорда):

Постройте обращения от всех встречающихся ранее тонических трезвучий и сыграйте их в арпеджированном виде.

Помимо трезвучий, в музыке также распространены аккорды из 4-х звуков — септаккорды. Звуки септаккорда, как и трезвучия, располагаются на расстоянии терции, крайние же звуки образуют интервал септиму (отсюда и название аккорда):


Среди септаккордов наиболее употребителен доминантсептаккорд. Его название указывает, что он строится на V ступени — доминанте лада (см. об этом далее). В его основе лежит мажорное трезвучие с добавленной сверху малой терцией; крайние звуки образуют малую септиму. Помимо мажора, доминантсептаккорд (Д7) используется почти исключительно в гармоническом миноре, где он до звучанию и написанию полностью совпадает с Д7 одноименного мажора:

Благодаря тому, что в Д7 собраны наиболее неустойчивые ступени лада (IV, VII) и он активно требует разрешения в тоническое трезвучие, последовательности аккордов Д7 — I достаточно, чтобы показать или утвердить тональность.

Потренируйтесь в быстром построении Д7 и записи от всех двенадцати звуков, чтобы впоследствии избежать затруднений в игре по цифровкам.

Трезвучия и доминантсептаккорды — наиболее употребительные аккорды при подборе аккомпонимента на гитаре. Обращения аккордов используются преимущественно для разнообразия звучания, мелодизации линии баса, плавности в соединении аккордов и т. д. Часто некоторые тоны удваиваются, в результате чего получаются пяти- и шестизвучные аккорды.

Внимательно просмотрите нотный пример, где вы впервые встретитесь с арпеджированной фактурой, иначе говоря с разложенными аккордами, столь характерными для гитары в пьесах и аккомпониментах:

Его запись во многом отличается от уже привычных образцов. Здесь имеются два плана: линия баса (выделена направленным вниз штилем) и подчиненные ему верхние звуки разложенного аккорда.

Разберем подробно 1-й такт примера. Бас, исполняемый большим пальцем правой руки, должен звучать плотно и насыщенно. После извлечения баса рука сразу расслабляется. Подготовьтесь к взятию звука до, прижав заранее I лад на (2), остальные два звука извлекаются на открытых струнах. Арпеджио исполняется тирандо. Проиграйте 1-й такт, соблюдая аппликатуру правой руки. Держите палец на I ладу до конца такта. Если (1) не прозвучала, не снимайте палец с лада — поставьте его таким образом, чтобы он не задевал (1).

Особенность этого изложения заключается в том, что при извлечении очередного звука предыдущий остается звучать. Звуки как бы наслаиваются друг на друга (этим арпеджио отличается от исполнения мелодической линии, где не должно быть наслоения тонов друг на друга). Графически продолжающееся звучание изображается с помощью коротких лиг («французские» лиги). В случае, если последующие такты аналогичны первому, «французские» лиги выставляются только в первом такте.

Выучите пьесу наизусть, следите за освобождением большого пальца после извлечения баса, за правильными движениями остальных пальцев. Темп исполнения наращивайте постепенно, следя за постановкой рук. Освоив такое исполнение, расслабляйте теперь руку после каждой ноты и добейтесь ровности их звучания. Второй вариант упражнения на арпеджио отличается от предыдущего комбинацией аккордовых звуков:

В третьем варианте во 2-й половине такта записанные друг под другом ноты исполняются одновременно:

Внимательно проследите за движениями пальцев i и т правой руки в 1-й половине такта. Сохраняя нужные ощущения и не меняя положения кисти и направления движения пальцев, извлеките ими два звука (терцию до и ми) одновременно.

Все гармонические интервалы играются точно таким же приемом.

При исполнении одновременно двух или трех звуков пальцами i, m, а должно быть выработано и закреплено ощущение собранности пальцев, извлекающих интервал или аккорд. Это ощущение пальцев как своеобразного блока при свободной правой руке обеспечивает ровность звучания аккордов и интервалов.

Выучите все три варианта и добейтесь расслабления после каждого звука, а также подвижного темпа, в котором амплитуда движений пальцев должна естественно уменьшаться. Перед каждым исполнением по уже известной системе проверьте правильность посадки и постановки рук.

Отложив гитару, обязательно попробуйте, смотря в текст, проигрывать пьесы в уме, отчетливо представляя местонахождение нот на грифе и само звучание.

Запишите по памяти один из трех вариантов последней выученной пьесы. Исполните подряд наизусть все пьесы, отметьте недостатки и достоинства исполнения.

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru