>>> Перейти на полную версию сайта >>>

Основные приемы дрессировки

       

Приучение собаки к подаче голоса (лая)

Навык проявление лая (голоса) необходим для обозначения места обнаружения тяжелых, подвешенных предметов или укрывшегося человека в недоступном для собаки месте, как сигнал о местонахождении собаки во время дрессировки выполнения службы, а также при выполнении других специальных служебных задач. Для караульных собак навык самостоятельного облаивания постороннего человека на участке службы является одним из основных.

Условные раздражители — команда «Голос!» и жест — помахивание правой рукой, согнутой в локте, на уровне плеча ладонью вперед.

Безусловные раздражители — лакомство, апортировочный предмет, помощник, поглаживание.

Навык вырабатывают на основе пищевой, активно-оборонительной реакций, а также навыка апортировки. Можно использовать рефлекс подражания.

Прием вводится после выработки навыка садиться, ложиться. Основной метод дрессировки — вкусопоощрительный.

Методика и техника дрессировки. Условные рефлексы на команду и жест вырабатываются одновременно. При выработке этого навыка учитывается природная способность собаки проявлять лай в состоянии возбуждения на какие-либо раздражители. Наиболее распространенными являются способы вызова лая (голоса) у собак на пищу (лакомство), апортировочный предмет, помощника и на подражание другой собаке.

Вызов лая на пищу (лакомство). Посадив собаку перед собой, дрессировщик опускает поводок на землю и наступает на него ногой так, чтобы можно было ограничить подпрыгивание собаки. Затем, взяв в правую руку лакомство, помахивает им перед собакой и возбуждает ее до проявления лая, одновременно произнося команду «Голос!». Как только собака залает, дает ей лакомство. Движение руки с лакомством перед собакой должно походить на жест. Условный рефлекс быстрее вырабатывается при дрессировке голодной или полуголодной собаки. Упражнение можно выполнять во время кормления собаки. Кормушку с пищей дрессировщик ставит так, чтобы собака не могла достать ее. Собака возбуждается и начинает прыгать, визжать или лаять. В этот момент дрессировщик произносит команду «Голос!», и как только собака активно залает, дает пищу, повторяя команды «Хорошо!», «Голос!» (рис. 9).

Приучение собаки к подаче голоса

Рис. 9. Приучение собаки к подаче голоса (лая) на лакомство

Вызов лая на апортировочный предмет. У собак, заинтересованных в апортировке, условный рефлекс на команду «Голос!» вырабатывают путем возбуждения их на апортировочный предмет. Дрессировщик использует высокоподнятый предмет. Стараясь его достать, собака обычно возбуждается и начинает лаять. В момент дразнения дрессировщик произносит команду «Голос!». Как только она залает, дрессировщик дает ей апортировочный предмет. Затем забирает его и дает лакомство.

Вызов лая на помощника. Применяется для собак, не проявляющих лай на лакомство и апортировочный предмет.

Собаку привязывают или удерживают на поводке. Помощник, приближаясь к собаке, своими движениями воздуждает ее до проявления лая. В момент ее возбуждения дрессировщик произносит команду «Голос!» и когда собака залает, поощряет ее поглаживанием и лакомством.

По мере формирования у собаки условного рефлекса на команду и жест лакомство дают реже, собаку поощряют только поглаживанием и словом «Хорошо!».

Вызов лая методом подражания. Подбирают двух собак, спокойно относящихся друг к другу, одна из них должна активно подавать голос. Оба дрессировщика одновременно подают команду «Голос!». Активный лай подготовленной собаки, как правило, вызывает у неподготовленной собаки проявление лая. Как только собака начинает лаять, дрессировщик, повторяя команду «Голос!», поощряет ее лакомством. После отдыха в течение 2—3 мин упражнение повторяется.

Голосовую реакцию (подачу голоса) у собаки можно выработать и методом ухода от собаки. У собак с хорошей привязанностью к дрессировщику, как правило, при его уходе проявляется голосовая реакция. Поэтому, отходя от собаки, дрессировщик подает команду «Голос!», и как только собака начинает лаять, подает команду «Голос!», «Хорошо!», затем подходит и поощряет собаку лакомством, играет с ней. После выгуливания упражнение повторяют.

Первоначальный условный рефлекс считается выработанным, если собака по команде дрессировщика активно подает голос.

В последующем вводятся и параллельно отрабатываются следующие усложнения: постепенно увеличивают расстояние между дрессировщиком и собакой; управляют собакой по команде или жесту; вызов лая при различных положениях дрессировщика и собаки; приучение собаки к обозначению (облаиванию) вещей; подача голоса при наличии различных отвлекающих раздражителей; управление собакой без поводка; приучение собаки к облаиванию задержанного человека в присутствии и отсутствии дрессировщика (владельца); совершенствование навыка в ходе специальной дрессировки.

Упражнение выполняют таким образом: при обыске местности, работе по запаховому следу помощник оставляет на участке (на следу) предметы, которые собака не в состоянии поднять или достать. Когда собака обнаружит их, дрессировщик по команде или жесту вызывает у нее лай. Кроме того, и сам помощник периодически укрывается в местах, недоступных для собаки (на дереве, за высоким препятствием и т. д.). При обнаружении укрывшегося помощника дрессировщик провоцирует у собаки лай (голос) командой или жестом. Если собака не лает, то помощник своими действиями возбуждает ее до проявления лая. Упражнение заканчивается дачей лакомства или предоставлением собаке возможности «потрепать» помощника. При повторении подобных упражнений постепенно увеличивают расстояние между дрессировщиком и собакой.

Навык считают выработанным, если собака из любого положения при любой обстановке по первой команде или жесту на удаление 15 м от дрессировщика громко лает, а также самостоятельно облаивает обнаруженный предмет или помощника в недоступных для нее местах.

Возможные ошибки дрессировщика и их последствия:

  • Увлечение лаем, в результате чего собака привыкает лаять во всех случаях сильного возбуждения.
  • Вызов лая всегда в одинаковых условиях, в результате чего собака не проявляет лая в других случаях.
  • Приучение собаки подавать голос с применением механических раздражителей, причиняющих боль.
  • Многократное повторение команды до проявления лая, ввиду чего собака на первую команду не реагирует.

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru