>>> Перейти на полную версию сайта >>>

Основные приемы дрессировки

       

Приучение собаки подносить предметы

Навык искать и подносить предметы является базой для приучения собак к выборке вещей, человека, обыску местности, работе по запаховому следу и др.

Навык способствует развитию обонятельно-поисковой реакции собаки.

Основные условные раздражители — команда «Апорт!» и жест — показ рукой в направлении поиска апортировочного предмета (запахоносителя); вспомогательные команды — «Ищи!», «Дай!», «Нюхай!», «Фу!», произносимые в негромкой интонации; дополнительные команды — «Сидеть!», «Голос!».

Безусловные раздражители — апортировочный предмет, лакомство, поглаживание.

Навык вырабатывается на базе сложной инстинктивной реакции схватывания движущихся объектов (предметов), а также пищевой и активно-оборонительной реакций собаки. Прием вводят параллельно с приучением собаки садиться.

Основной метод дрессировки — вкусопоощрительный.

Методика и техника дрессировки. Первоначальные упражнения проводят с использованием предметов, привлекающих внимание собаки и вызывающих у нее хватательную реакцию. Можно использовать небольшую палочку, кусок веревки или резиновой трубки, поношенную перчатку и т. п. Вначале приучают собаку орать предмет с руки дрессировщика. Для этого, удерживая собаку поводком возле себя левой рукой, дрессировщик правой рукой показывает предмет, «оживляет» его разнообразными движениями перед глазами собаки, произнося команду «Апорт!». Обычно собака хватает предмет зубами. Как только собака зажмет предмет в зубах, дрессировщик поощряет ее восклицанием «Хорошо!» и повторяет «Апорт!». Чтобы добиться более крепкой хватки и не допустить выбрасывания апортировочного предмета собакой, дрессировщик держит его за один конец и слегка тянет к себе. Это побуждает собаку крепче зажать апортировочный предмет зубами. Дрессировщик, слегка подтягивая предмет, дает возможность подержать его в течение 5—10 секунд. После этого по команде «Дай!» отбирает предмет и поощряет собаку лакомством.

Приучение собаки подносить предметы

Если собака хорошо держит предмет, то подав команду «Рядом!», дрессировщик пробегает с ней 5—6 шагов, затем переходит на движение шагом, становится и, подав команду «Дай!», берет предмет у собаки, поощряя ее лакомством и поглаживанием. В тех случаях, когда первоначальный условный рефлекс не удается выработать обычным способом, вместо апортировочного предмета вначале используют трубчатую кость и лишь позднее работают с предметом.

При дрессировке собак, предназначенных для розыскной службы, апортировочные предметы берут правой рукой, а ла¬комство — левой. В течение двухчасового занятия упражнение повторяют 15—20 раз, постепенно изменяя порядок апортировки. Как только собака схватит предмет, дрессировщик дает ей возможность самостоятельно подержать его и пройтись рядом с дрессировщиком. Через 10—15 с забирает предмет и дает лакомство.

Следующий вид упражнений — приучение собаки держать апортировочный предмет в зубах, сидя перед дрессировщиком. С этой целью дрессировщик сажает собаку перед собой и по команде «Апорт!» дает ей апортировочный предмет. После 5—10 с выдержки берет рукой предмет, подает команду «Дай!», забирает его у собаки и заносит руку с предметом за спину, затем достает лакомство и поощряет собаку.

При выполнении упражнений надо обращать внимание на выработку выдержки с предметом, т. е. на продолжительность удерживания предмета в зубах и спокойное реагирование на движение правой руки, чтобы собака не выбрасывала предмет. Поднося правую руку к собаке, перед тем как взять предмет, рекомендуют погладить ее. Запрещается доставать лакомство на виду у собаки и подносить его к ней, когда собака держит предмет в зубах.

Когда собака будет приучена спокойно брать предмет с руки дрессировщика, держать предмет в зубах до 20—30 с и более, и отдавать по команде, переходят к упражнениям по приучению подносить предметы, брошенные на землю. Это выполняется так: удерживая собаку поводком слева от себя, дрессировщик возбуждает ее движениями предмета, при попытке схватить его бросает предмет на 1—2 шага от себя. Подав команду «Апорт!», посылает ее за предметом. После того как собака подняла предмет, дрессировщик с помощью поводка подтягивает ее к себе или отбегает назад и по команде «Дай!» забирает предмет и дает ей лакомство. Если же собака, подбежав к предмету, не берет его, дрессировщик «оживляет» его, двигая ногой или рукой.

Первоначальный условный рефлекс считают выработанным, если собака активно бежит за предметом, брошенным на 3—4 м от нее, подносит его к дрессировщику и удерживает его в зубах до команды «Дай!».

В дальнейшем вводят следующие усложнения: выработка условного рефлекса на жест; увеличение дальности броска предмета; приучение к апортировке разнообразных предметов; выработка навыка садиться с предметом перед дрессировщиком; выработка навыка поиска предмета по его запаху.

Все эти усложнения вводят и отрабатывают параллельно, т. е. их включают в каждое упражнение по апортировке.

Условный рефлекс на жест вырабатывают так: при положении собаки рядом дрессировщик бросает предмет на виду у собаки на 5—10 м и удерживает собаку в сидячем положении 3—4 с, потом движением правой руки в направлении предмета командой «Апорт!» посылает ее за предметом.

В последующем предмет надо бросать из-за плеча и по возможности так, чтобы собака не видела его полет. Время выдержки в положении рядом увеличивают постепенно. Одновременно вырабатывается навык апортировки различных предметов как по форме, так и по качеству материала, из которого они сделаны (металлические, кожаные, резиновые, бумажные и т. д.). При апортировке нового, незнакомого для собаки предмета необходимо вначале дать собаке схватить его с руки дрессировщика и только после этого бросать. В первое время апортировку новой вещи нужно обязательно подкреплять дачей лакомства.

Навык садиться с предметом перед дрессировщиком легко вырабатывается, если собака приучена садиться перед дрессировщиком при каждом подходе. Для этого при подходе собаки с предметом он подает команду «Сидеть!» и усаживает в одном шаге от себя. После небольшой выдержки по команде «Дай!» дрессировщик забирает предмет и дает ей лакомство.

К упражнениям по выработке навыка поиска предметов по запаху приступают тогда, когда собака безотказно приносит предмет, брошенный на 15—20 м с выдержкой перед движением за предметом. Для этого дрессировщик бросает предмет на 15—20 м в кусты, канаву, высокую траву так, чтобы собака не видела его. При этом апортировочные предметы должны быть не больших размеров (5—7 см) и по цвету соответствовать фону местности. Собаку посылают за предметом по команде «Апорт!» и жесту. В первое время собаке необходимо помогать, пробежав вместе с ней в направлении поиска. Движение собаки на поиск предмета сопровождается командой «Ищи!», «Апорт!». По мере активизации поиска помощь собаке со стороны дрессировщика уменьшается.

Полезно усложнять упражнения путем подвешивания предметов на ветках деревьев, закапывания в землю, отрабатывать в комплексе с вызовом лая. Для этого сначала заставляют собаку облаивать высоко поднятый предмет командами «Голос!», «Апорт!». Облаивание подкрепляют возможностью дать собаке схватить предмет с последующим поощрением лакомством. Затем отрабатывается облаивание подвешенных вещей.

В заключительном периоде апортировки отрабатываются упражнения по закреплению навыка апортировки до безотказности в сложных условиях и подготовке собаки к специальной дрессировке: выборке вещей, обыск местности, выборка человека по запаху вещи и др.

Подготовленные упражнения к выборке вещей: выработка условного рефлекса на команду «Нюхай!» и приучение к спокойному обнюхиванию предмета; апортировка чужих предметов; апортировка запаховых предметов из большого количества подобных беззапаховых предметов; апортировка небольших предметов из 50—100 штук других, подобных по форме, качеству, размерам и цвету.

Подготовительные упражнения к выборке человека: апортировка предмета, лежащего у ног помощника; апортировка предмета из рук помощника; апортировка предмета из рук помощника в группе из 4—5 человек.

Подготовительные упражнения по обыску местности и помещений: приучение к последовательному поиску и подноске 7—9 предметов, заброшенных в разные стороны от маршрута движения дрессировщика с собакой; апортировка предметов в различных помещениях; приучение к обнаружению и облаиванию тяжелых, подвешенных и закопанных предметов; приучение садиться у обнаруженных предметов и подавать голос самостоятельно.

Это делают следующим образом: после выработки прочного условного рефлекса апортировки, в любом упражнении заключительного периода, когда собака, подойдя к предмету, намеревается схватить его, дрессировщик упреждает ее действия командой «Сидеть!» и усаживает перед предметом. Затем подходит к собаке, дает ей лакомство. Вначале упражнения выполняют только периодически, но в последующем, по мере выработки специальных навыков выборки вещей, обыска местности и др., во всех случаях обнаружения искомого предмета собака должна самостоятельно сесть перед ним, не трогая его.

Навык апортировки считается выработанным, если собака по первой команде и жесту отыскивает брошенную дрессировщиком или помощником вещь, активно подносит, самостоятельно садиться перед дрессировщиком и держит предмет, а по команде «Дай!» сразу отдает.

Возможны также ошибки дрессировщика:

  • Неумелый подбор апортировочного предмета, приучение собаки к апортировке принудительно.
  • Увлечение апортировкой мягких предметов, допущение игры собаки с апортировочными предметами.
  • Использование металлических предметов при выработке первоначального условного рефлекса.
  • Апортировка больших предметов (более 10 см в длину), отличающихся от фона местности по цвету.
  • Неправильное пользование лакомством — показ лакомства собаке, когда она держит предмет в зубах; доставание лакомства из сумки, когда собака несет предмет к дрессировщику; применение вместо сумки целлофанового пакета.
  • Многократное использование одних и тех же предметов.
  • Забрасывание предмета в начале отработки на большие расстояния.

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru