«Знай все обо всех»
(Из неформальных правил
рынка и бизнеса)
В ходе своей профессиональной деятельности сыщик постоянно сталкивается с необходимостью наведения различных справок. Общедоступных справочных материалов для решения стоящих перед ним задач чаще всего оказывается недостаточным. Поэтому сыщик осуществляет открытый либо негласный (зашифрованный) сбор необходимых сведений из различных источников.
Источники для наведения справок
Откуда же сыщик получает нужную ему «справочную» информацию? Это оперативные (при условии, что сыщик имеет возможность пользования ими), криминалистические и иные базы данных (учеты), информационные и информационно-поисковые системы и архивы (местные, региональные, общегосударственные), другие документальные источники, коллекции и т.д.
После развала СССР многие бывшие граждане Латвийской ССР покинули её, осев на российских просторах. С годами мы не становимся моложе, вот и у некоторых, теперь уже граждан России, подошло время оформления пенсии. Долгие годы были отданы труду на территории Латвии, поэтому для подтверждения трудового стажа необходима соответствующая справка. Именно с такой просьбой обратилась к нашему частному детективу г-ну N его давняя знакомая, проживающая ныне в одной из областей России.
Детективу не составило большого труда созвониться с Государственным архивом Латвии, контактный номер телефона которого он получил обратившись в круглосуточную справочную телефонную службу. Сотрудница Госархива, после того, как г-н N изложил суть своего запроса, посоветовала ему обратиться за необходимой справкой, подтверждающей стаж работы на территории Латвии, в Архив персональных документов. Получив от нее номер телефона указанного архива, частный сыщик, предварительно созвонившись и договорившись о встрече, вскоре сидел напротив прелестной сотрудницы указанного архива. А ещё через полчаса г-н N позвонил своей знакомой в Россию и подробно объяснил, каким должно быть содержание её запроса для подтверждения трудового стажа.
Способы наведения справок
Наведение справок осуществляется двумя основными способами:
путем непосредственного обращения сыщика (или, по его просьбе, конфидента) в соответствующую организацию;
путем направления документального запроса (как правило, письменного) в ту или иную инстанцию.
При направлении запроса сыщик должен указать:
наименование частной детективной структуры — инициатора запроса (если инициатор запроса — индивидуальный коммерсант, то реквизиты его сертификата), а также наименование (реквизиты) запрашиваемого органа;
основание запроса (во-первых, то событие или факт, по которому осуществляется проверка; во-вторых, юридическое основание, закрепляющее полномочия частного сыщика обращаться с запросом;
цель и обоснование запроса;
содержание запрашиваемого поручения;
желательные сроки исполнения запроса;
почтовый адрес, по которому необходимо отправить ответ, а также телефон (факс, e-mail) и фамилию исполнителя запроса для возможных справок.
Кроме того, в той мере, в какой это необходимо Я возможно, запрос должен содержать:
имена и фамилии, клички (при необходимости — особые приметы), гражданство лиц, имеющих отношение к данному делу, даты и места их рождения, занятия, места жительства или пребывания;
наименования и места нахождения юридических лиц. имеющих отношение к исследуемому сыщиком вопросу;
перечень вопросов, на которые сыщик хотел бы получить ответ;
описание особого порядка, которому необходимо следовать при исполнении запроса (в частности, указание на соблюдение конфиденциальности), и обоснование этой необходимости;
любую другую информацию, которая может быть полезна для исполнения сыскного запроса (включая соответствующие документы).
Формы наведения справок
В каких формах проводится наведение справок? Это сыскное действие проводится как гласно, так и негласно. Негласный характер означает, что сыщик использует конфиденциальные возможности (например, осведомителя).
Но и при гласной форме наведения справок сыщик, обращаясь открыто к соответствующему адресату, может (а с учетом конспирации должен) зашифровать истинную цель наведения справок.
Субъектами наведения справок являются сам сыщик и, в оправданных случаях — субъект дополнительный: доверенное лицо сыщика (осведомитель, конфидент).
«Сколько лет, сколько зим!» Частный сыщик г-н N только вышел из офиса, как услышал голос, показавшийся ему знакомым. Он посмотрел на мужчину, сказавшего эти слова, и узнал в нем своего бывшего сослуживца.
За рюмкой хорошего коньяка г-н N. узнал , что его приятель работает ныне в одном из крупных коммерческих банков, являясь там руководителем департамента персонала, по старому — начальником отдела кадров.
«Слушай, старик», — обратился сыщик к старому товарищу, — «мне нужна небольшая справка. Ты можешь аккуратно выяснить, работал ли пару лет назад в вашем банке»...
И далее г-н N. назвал установочные данные человека, которым весьма интересовался его нынешний клиент. — «С ходу, пожалуй, не отвечу, но справочки наведу и завтра же сообщу», — сказал старый друг, который, как известно, лучше новых двух, записывая в блокнот данные на интересующую детектива персону — «Давай-ка за встречу ещё по одной»!
На следующее утро, когда частный сыщик, сидя у себя в офисе, растворил в стакане с водой уже вторую шипучую таблетку аспирина, раздался звонок. — «Записывай данные на нужного тебе человечка», — раздался знакомый, хотя и с характерной похмельной хрипотцой, голос приятеля.
Что необходимо учитывать сыщику
При наведении справок сыщик должен учитывать, что целый ряд законов в большинстве стран предусматривает систему защитных мер, направленных на недопущение разглашения тайны личной жизни граждан и некоторых видов профессиональной тайны.
В частности, законодатель охраняет информацию, содержащую:
налоговую тайну (см. Налоговый кодекс);
банковскую тайну и тайну денежных вкладов (см. статьи Закона о кредитных учреждениях);
нотариальную тайну (см. Основы законодательства о нотариате);
врачебную (медицинскую) тайну (см. статьи Основ законодательства об охране здоровья граждан; О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при её оказании; О трансплантации органов и (или) тканей человека);
тайну связи (см. Закон о почтовой связи);
тайну усыновления (см. статьи Семейного кодекса) ;
государственную тайну (Закон о государственной тайне, Перечень сведений, относимых к государственной тайне);
коммерческую и служебную тайну (соответствующие статьи Гражданского и Уголовного кодексов);
закрытые данные служебного характера, которые содержатся в документах высшего исполнительного органа государства (см. Положение о порядке обращения со служебной информацией ограниченного распространения);
конфиденциальные данные (соответствующие статьи Гражданского и Уголовного кодексов);
тайну предварительного следствия (соответствующие статьи Уголовного и Уголовно-процессуального кодексов);
адвокатскую тайну (соответствующие статьи Уголовного и Уголовно-процессуального кодексов);
сведения о мерах безопасности судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов (см. Уголовный кодекс, Закон о государственной защите);
журналистскую (редакционную) тайну (см. Закон о средствах массовой информации).
Таким образом, обращаясь при наведении справок к «носителю» информации с запросом о предоставлении таковой, сыщик должен учитывать, что лица некоторых должностных категорий обязаны хранить в тайне доверенную им чужую информацию (адвокаты, нотариусы, журналисты, священнослужители и другие). При этом законодатель не обязывает их сообщать такие сведения не только частному сыщику, но даже представителю государственного сыска, например, оперативнику уголовного розыска.
Что может предпринять сыщик в такой ситуации? Запрашивая у должностного лица интересующие сведения, сыщик может, например, объяснить, что ограничение конкретного конституционного права того или иного человека (например, на тайну личной жизни) компенсировано сохранением этих сведений в тайне, так как изменится только форма их хранения. Сведения трансформируются в служебную тайну частного сыщика, которую он по закону обязан хранить.
В подобных случаях такое сыскное действие, как наведение справок, из сыскных деяний первой категории переходит во вторую категорию, поскольку имеет место ограничение конституционного права «источника» нужной сыщику информации.
Следует также учитывать, что наведение справок нередко сопряжено с последующим длительным по времени исполнением соответствующих обязанностей «источником» (адресатом запроса).