Учебники по популярным профессиям
на asv0825.ru

>>> Перейти на мобильный размер сайта >>>

Профессия
частный сыщик

       

Глава 21. Правовые аспекты частного сыска

Стать современным Пинкертоном может только тот кто выполнит ряд обязательных формальностей и будет неукоснительно соблюдать требования закона. В России он называется «Законом о частной детективной и охранной деятельности», в Латвии — «Законом о детективной деятельности».

Если вы житель Латвии, то для обращения в соответствующий орган внутренних дел за сертификатом, дающим право на занятие частным сыском, необходимо либо высшее юридическое образование, либо 5-летний практический стаж работы в правоохранительных структурах Латвийской Республики.

Гражданину России прежде всего необходимо зарегистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя. После этого, набравшись терпения, начать оформление лицензии на частную детективную деятельность.

Все представленные им сведения, изложенные в документах, проверяют органы внутренних дел на предмет достоверности, так что обман не пройдет.

Мечта стать частным сыщиком неосуществима дня тех, кто:

  1. еще не достиг возраста 21 года;
  2. состоит (или когда-нибудь состоял) на учете в органах здравоохранения по поводу психического заболевания, алкоголизма или наркомании;
  3. имеет судимость за совершение умышленного преступления;
  4. которым предъявлено обвинение в совершении преступления (до разрешения вопроса о виновности в установленном законом порядке);
  5. уволился с государственной службы из судебных, прокурорских и иных правоохранительных органов по компрометирующим основаниям;
  6. был сотрудником органа, осуществляющего контроль за частной детективной и охранной деятельностью, если со дня увольнения не прошел год;
  7. не представил необходимые документы (указанные выше) в орган ВД.

Если вы не относитесь ни к одной их перечисленных категорий, то сертификат (лицензию) получите через определенное время после подачи заявления (в России — через месяц). Он выдается на конкретный срок; в России — на 3 года, в Латвии — на 5 лет. Может последовать и отказ в выдаче сертификата. В этом случае орган внутренних дел обязан письменно сообщить об этом заявителю и указать мотивы отказа. В свою очередь, «соискатель» может обжаловать это решение в вышестоящий орган внутренних дел.

Вместе с сертификатом (лицензией) новоиспеченный частный сыщик получает и документ установленного образца, удостоверяющего его личность. После этого торжественного акта сыскная деятельность становится основным видом занятости частного детектива. Совмещение её с государственной службой либо с выборной оплачиваемой должностью в общественных объединениях не разрешается.

Чем занимается частный сыщик? Ответ на этот вопрос уже известен читателю: он оказывает на возмездной основе сыскные услуги физическим и юридическим лицам , используя для этого разрешенные сыскные действия и технические средства.

Что запрещено частному сыщику? Во-первых, скрывать от правоохранительных органов ставшие известными ему факты готовящихся или совершенных преступлений; во-вторых, выдавать себя за сотрудника правоохранительных органов.

Попутное сделаем замечание специально для поклонников современного детективного чтива. Не лишенный занимательности роман А.Ю. Анисимова «Близнецы. Тариф на друга» (2003 год) написан без учета данного требования.

Его главный герой Ерожин был хорошим следователем, раскрывавшим самые сложные дела. Закончил службу в звании подполковника. Теперь он — частный детектив, открывший свое сыскное агентство, которое так и назвал «Частное сыскное бюро подполковника Ерожина».

Автор неоднократно в ходе повествования называет частного сыщика подполковником, который, кстати, использует в ходе частного сыска удостоверение подполковника милиции. Например, в процессе «наружки» он вынужден прибегнуть к услугам частного извоза. Оказавшись в старенькой «шестерке», сыщик обращается к водителю: «Дуй вперед, мне надо последить за одним типом», — приказал Ерожин и вынул из кармана удостоверение подполковника милиции, предварительно вложив в него 500 рублей одной купюрой»

Запрет № 3: частному сыщику запрещено собирать сведения, связанные с личной жизнью, с политическими и религиозными убеждениями отдельных лиц.

Информация по поводу. Что касается политических и религиозных убеждений — без комментариев. А вот вторжение в личную жизнь — всегда ли сие удается избежать? Слежка за женой, подозреваемой в неверности бдительным супругом, намеревающимся, кстати, расторгнуть брак, находится в рамках норм гражданского закона. Между тем, в данном случае информации о личной жизни можно почерпнуть с избытком.

Другими словами, с одной стороны частному сыщику разрешается сбор сведений по гражданским делам, а семейные конфликты — это как раз из данной области, а с другой — в личную жизнь ни-ни...

Или другая коллизия: Сбор сведений, касающихся личной жизни, запрещен (например, статья 7 (раздел II) российского Закона «О частной детективной и охранной деятельности» от 11.03.192 года). С другой стороны, статья 3 (раздел I) разрешает «выяснение биографических и других характеризующих личность данных», хотя и со стыдливой оговоркой «с их письменного согласия».

Кстати, в проекте новой редакции упомянутого Закона (2003 г.) в статье 25-й сказано: «при исполнении обязанностей сыщика запрещается: ...собирать сведения, связанные с частной жизнью, политическими и религиозными убеждениями граждан». А в статье 6 «разрешается оказание следующих видов сыскных услуг; пункт 4: установление биографических и других характеризующих личность данных об отдельных физических лицах при заключении с ними трудовых и иных договоров (контрактов) с их письменного согласия».

Другие ограничения. Частному сыщику запрещается осуществлять видео- и аудиозапись, фото- и киносъемку в служебных или иных помещениях без письменного согласия соответствующих должностных или частных лиц;

  • Запрещено прибегать к действиям, посягающим на права и свободу граждан;
  • Совершать действия, ставящие под угрозу жизнь, здоровье, честь, достоинство и имущество граждан;
  • Фальсифицировать материалы или вводить в заблуждение клиента;
  • Разглашать собранную информацию, использовать её в каких-либо целях вопреки интересам своего клиента или в интересах третьих лиц;
  • Передавать свою лицензию (сертификат) для использования её другими лицами.

Информацию, добытую частным сыщиком с нарушением перечисленных выше запретов, суд не примет в качестве доказательства, как полученную незаконным путем. Зато подобного рода сведения может чрезвычайно высоко оценить клиент. Как тут не вспомнить заповедь о «чистых руках, горячем сердце и холодной голове», по которой сверяли свою мораль представители государственного сыска в недавнем прошлом, когда еще не было массового искушения «золотым тельцом», ставшего постоянным фактором в настоящее время.

Рассмотрим теперь основные вопросы взаимодействия частных сыщиков с государственными правоохранительными органами.

Необходимость такого взаимодействия определяется следующими обстоятельствами: а) наличием общих целей и задач по укреплению правопорядка; б) схожестью приемов и методов получения необходимой информации; в) объективной необходимостью в обмене информацией; г) целесообразностью совместного участия в отдельных мероприятиях (в том числе оперативных); д) необходимостью координации усилий и осуществления контроля со стороны учреждений внутренних дел за деятельностью частных сыщиков и т.д.

Частный сыщик обязан сотрудничать с правоохранительными органами по следующим направлениям: 1) обеспечение безопасности страны; 2) охрана правопорядка и борьба с преступностью; 3) защита прав и законных интересов, обеспечение экономической безопасности физических и юридических лиц; 4) защита прав и законных интересов частных сыщиков, обеспечение собственной безопасности; 5) розыск скрывшихся преступников и поиск лиц, пропавших без вести; 6) розыск похищенного или утраченного имущества любой формы собственности.

Обязанностью государственных органов является оказание содействия частным сыщикам по упомянутым направлениям в части, касающейся противодействия угрозам, реагирование на которые входит в компетенцию соответствующих государственных органов.

Взаимодействие и координация деятельности сыщиков с государственными органами осуществляется на основе договоров путем взаимного обмена информацией, проведения совместных либо согласованных мероприятий, предусмотренных законодательством.

В целях осуществления взаимодействия и координации деятельности государственных органов с частными сыщиками по вопросам обеспечения безопасности страны, охраны правопорядка и борьбы с преступностью при соответствующих органах государственной власти могут создавать координационные (консультативные) советы.

При осуществлении взаимодействия и координации деятельности с частными сыщиками государственные органы вправе: а) оказывать информационные услуги на базе ведомственных информационных фондов; б) оказывать содействие путем выделения необходимых сил и средств в случае возникновения криминальных угроз в отношении сыщиков: в) оказывать правовую и методическую помощь; г) оказывать содействие в подборе и обучении кадров для осуществления сыскной деятельности.

При этом государственные органы обязаны:

  1. предоставлять сыщикам на основании их письменных запросов (или договоров) информацию о наличии у физического лица судимости или о нахождении его в розыске;
  2. предоставлять на основе договоров об информационном обеспечении (либо на основе письменного запроса) информацию, не отнесенную к государственной или служебной тайне, об угрозах безопасности клиенту (имуществу клиента) сыщика;
  3. обеспечивать сохранность и неразглашение конфиденциальной информации, а также информации, составляющей коммерческую или служебную тайну и ставшей известной государственным органам при осуществлении взаимодействия.

Частные сыщики при осуществлении взаимодействия и координации своей деятельности с государственными органами на основе договоров вправе: а) предоставлять в указанные органы интересующую их информацию; б) оказывать содействие при проведении следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий.

Частные сыщики обязаны при этом:

  • Информировать государственные органы в соответствии с их компетенцией о выявленных угрозах безопасности граждан, обществу и государству;
  • Сообщать им о фактах готовящихся и совершенных преступлениях, принимать меры по сохранению следов преступления;
  • Оказывать содействие в задержании лиц, подозреваемых в совершении преступлений, разыскиваемых преступников, а также в поиске лиц, пропавших без вести.

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru