>>> Перейти на полный размер сайта >>> Устройство автомобиляГлава 3. Колеса и шиныКолесо — устройство, осуществляющее непосредственную связь автомобиля с дорогой и обеспечивающее движение автомобиля, его подрессо-ривание, изменение направления движения и передачу вертикальных нагрузок на дорогу. В зависимости от выполняемых функций колеса делятся на ведущие, управляемые, комбинированные (ведущие и управляемые) и поддерживающие. В ведущих колесах крутящий момент, подводимый от двигателя через трансмиссию, преобразуется в силу тяги. Вращение колеса преобразуется в поступательное движение автомобиля. В ведомых колесах, воспринимающих толкающее усилие от рамы, поступательное движение автомобиля преобразуется в качение.
Автомобильное колесо состоит из пневматической шины, обода, диска и ступицы. Пневматическая шина (рис. 120) является наиболее важным элементом колеса. При качении жесткого колеса по твердой дороге его ось «копирует» профиль дороги. Удары колеса о неровности дороги полностью передаются колесом подвеске. Иной характер имеет качение колеса по жесткой дороге на пневматической шине. В нижней части и особенно в месте контакта эластичная шина деформируется. При этом небольшие неровности увеличивают деформацию шины и не влияют на положение колеса. Значительные неровности и сильные толчки вызывают не только увеличенную деформацию шины, но и плавное перемещение оси колеса. Такая способность пневматической шины плавно изменять характер воздействия дороги на ось колеса называется ее сглаживающей, или нивелирующей, способностью. Сглаживающая способность обеспечивается упругими свойствами сжатого воздуха, находящегося в шине.
Рис. 120. В процессе качения шина деформируется. При этом деформируется материал, из которого она изготовлена, происходит взаимное смещение отдельных ее составных частей (нитей, слоев каркаса, камеры и т. д.). Возникающая при этом работа сил внутреннего и внешнего трения приводит к выделению теплоты, нагревающей шину. При длительном движении с высокими скоростями нагрев шины может быть значительным, давление воздуха в ней повышается. Нагрев отрицательно сказывается на основных ее свойствах.
Таким образом, давление воздуха в шине влияет на ее упругие, сглаживающие, поглощающие и другие свойства. Обычно номинальное давление в шинах легковых и грузовых автомобилей малой грузоподъемности составляет 0,18—0,27 МПа, а грузовых автомобилей, автобусов и их прицепов — 0,5—0,7 МПа. На автомобилях повышенной и высокой проходимости устанавливаются пневмосистемы, с помощью которых можно в зависимости от дорожных условий дистанционно регулировать давление в шинах от 0,5 до 0,35 МПа.
|