>>> Перейти на полный размер сайта >>>

Устройство автомобиля

       

6.4. Вспомогательные устройства карбюратора

Для улучшения характеристик карбюратора используют следующие дополнительные устройства, обеспечивающие приготовление горючей смеси постоянного состава на различных режимах работы двигателя:

  • пусковое устройство;
  • систему холостого хода;
  • систему компенсации горючей смеси;
  • экономайзер;
  • ускорительный насос.

Пусковое устройство (рис. 44, а) предназначено для значительного обогащения (α от 0,2 до 0,6) горючей смеси при пуске холодного двигателя и представляет собой воздушную заслонку с автоматическим клапаном.

Частота вращения коленчатого вала при пуске двигателя низкая, поэтому скорость воздуха, а следовательно, и разрежение в диффузоре небольшие. В смесительную камеру поступает недостаточное количество топлива и для компенсации смесь искусственно обогащают. Воздушной заслонкой перекрывают воздушный патрубок перед диффузором. При этом количество воздуха, поступающего в карбюратор, уменьшается, а разрежение значительно увеличивается, и топливо фонтанирует из распылителя главной дозирующей системы. При первых вспышках в цилиндрах открывается автоматический клапан, и воздух поступает в смесительную камеру. По мере прогрева двигателя постепенно открывается воздушная заслонка.

Система холостого хода (рис. 44, б) служит для приготовления обогащенной (α от 0,7 до 0,9) горючей смеси при работе двигателя в режиме холостого хода при малой частоте вращения коленчатого вала, когда главная дозирующая система не работает.

Элементы карбюратора

Рис. 44.
Элементы карбюратора:
а — работа воздушной заслонки; б — система холостого хода:
1 — распылитель; 2 — воздушная заслонка; 3 — клапан; 4 — пружина; 5 — смесительная камера; 6 — дроссельная заслонка; 7 — главный жиклер; 8 — воздушный жиклер системы холостого хода; 9 — топливный жиклер системы холостого хода; 10 — канал системы холостого хода; 11 и 13 — отверстия системы холостого хода; 12 — регулировочный винт

Система холостого хода состоит из топливного канала, в начале которого установлен топливный жиклер, затем воздушный жиклер. Заканчивается канал двумя отверстиями: одно до дроссельной заслонки, второе за ней. С помощью регулировочного винта изменяется количество и качество горючей смеси.

При работе двигателя в режиме холостого хода разрежение в диффузоре при небольшом расходе воздуха незначительно и главная дозирующая система не работает. При этом значительно увеличивается разрежение в полости за закрытой дроссельной заслонкой. Эта полость сообщается через отверстие с полостью под дроссельной заслонкой посредством топливного канала, вследствие чего из поплавковой камеры начинает поступать топливо через топливный жиклер системы холостого хода, а через воздушный жиклер подсасывается воздух. Пузырьки воздуха, смешиваясь с топливом, образуют топливовоздушную эмульсию, которая поступает фонтаном через отверстие под дроссельной заслонкой в смесительную камеру. Получается обогащенная горючая смесь постоянного состава, что необходимо для устойчивой работы двигателя без нагрузки. Количество поступающей эмульсии можно изменять с помощью регулировочного винта.

При открытии дроссельной заслонки расход воздуха увеличивается, а разрежение в полости за заслонкой уменьшается, но обеднения смеси не происходит, так как оба отверстия канала системы холостого хода оказываются за дроссельной заслонкой и через них поступает эмульсия, чем и поддерживается необходимый состав горючей смеси. Тем самым обеспечивается плавный переход от режима холостого хода к режимам нагрузки.

Система компенсации горючей смеси (рис. 45) обеспечивает приготовление обедненной (α от 1,05 до 1,1) экономичной горючей смеси постоянного состава при работе двигателя на средних нагрузках. В карбюраторах применяют следующие способы компенсации горючей смеси:

  • регулирование разрежения в диффузоре;
  • установка двух жиклеров — главного и компенсационного;
  • пневматическое торможение истечения топлива в главной дозирующей системе.

Работа системы компенсации горючей смеси пневматическим торможением истечения топлива

Рис. 45.
Работа системы компенсации горючей смеси пневматическим торможением истечения топлива:
1 — распылитель; 2 — воздушная заслонка; 3 — воздушный жиклер: 4 — топливный колодец; 5 — трубка; 6 — поплавковая камера; 7 — главный жиклер; 8 — дроссельная заслонка; 9 — диффузор

Наибольшее распространение получил способ пневматического торможения истечения топлива, где в систему компенсации входит промежуточный колодец, в котором установлена эмульсионная трубка с калиброванными отверстиями в стенках. В верхней части трубки установлен воздушный жиклер.

При работе двигателя топливо поступает из поплавковой камеры через главный жиклер и заполняет промежуточный колодец и полость эмульсионной трубки. При движении воздуха через диффузор происходит истечение топлива из колодца. Скорость истечения увеличивается. Уровень топлива в колодце падает, и обнажаются отверстия эмульсионной трубки, через которые воздух через воздушный жиклер системы поступает в колодец, смешиваясь с топливом. Образуется топливовоздушная эмульсия, которая поступает через главный распылитель в смесительную камеру, образуя обедненную горючую смесь постоянного состава, что необходимо для работы двигателя на всем диапазоне средних нагрузок.

Экономайзер служит для обогащения (α от 0,85 до 0,9) горючей смеси при работе двигателя на полных нагрузках, подавая дополнительное количество топлива в смесительную камеру. Привод экономайзера может быть механическим или пневматическим.

Экономайзер (рис. 46, а) состоит из клапана с пружиной, установленного в поплавковой камере карбюратора, топливного жиклера, распылителя, топливного канала, толкателя с подвижной стойкой, соединенной с дроссельной заслонкой.

При переходе двигателя на режим полной нагрузки, что соответствует открытию дроссельной заслонки больше чем на 80—85 %, толкатель приводной планки входит в контакт с клапаном и открывает его. Топливо через жиклер поступает в смесительную камеру, приготавливая обогащенную горючую смесь постоянного состава, что необходимо для работы двигателя на полных нагрузках.

Ускорительный насос (рис. 46, б) служит для обогащения горючей смеси при резком открытии дроссельной заслонки, улучшая приемистость двигателя. Насос может быть с механическим или пневматическим приводом. Он может быть установлен отдельно либо объединен с экономайзером.

Дополнительные устройства карбюратора

Рис. 46.
Дополнительные устройства карбюратора:
a — экономайзер с механическим приводом; б — ускорительный насос;
1 — жиклер экономайзера; 2 — тяга; 3 — пружина; 4 — клапан экономайзера; 5 — шток; 6 — главный жиклер; 7 — смесительная камера; дроссельная заслонка; 9 — жиклер ускорительного насоса; 10 — рычаг; 11 — обратный клапан; 12 — поршень; 13 — поводок; 14 — клапан ускорительного насоса

Ускорительный насос состоит из топливного колодца, поршня со штоком и пружиной, обратного клапана, нагнетательного клапана, топливного канала распылителя, жиклера.

В некоторых случаях (обгон, подъем) режим работы двигателя резко меняется. При резком открытии дроссельной заслонки наступает обеднение смеси, так как расход воздуха и подача топлива увеличиваются неодинаково. Для устранения временного обеднения горючей смеси в карбюраторе имеется ускорительный насос.

При резком открытии дроссельной заслонки усилие от приводной планки передается через пружину поршню. В полости под поршнем создается повышенное давление топлива, вследствие чего обратный клапан закрывается. Так как данная полость соединена топливным каналом с нагнетательным клапаном, он открывается, и топливо через распылитель поступает фонтаном в смесительную камеру. Пружина штока, разжимаясь, поддерживает давление впрыска топлива, что необходимо для заполнения топливом главной дозирующей системы. При плавном открытии дроссельной заслонки ускорительный насос не работает, так как топливо из колодца вытесняется поршнем через открытый обратный клапан.

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru