Механизм, состоящий из одного или нескольких карданных валов и карданных шарниров и предназначенный для передачи крутящего момента между агрегатами, оси которых не совпадают и могут изменять свое положение, называется карданной передачей (рис. 90). Для компенсации изменения расстояния между агрегатами трансмиссии в карданной передаче используют подвижные в осевом направлении шлицевые муфты.
Рис. 90. Карданные передачи: а — с одним валом; б — с двумя валами (автомобиль ЗИЛ-4314.10); в — с двумя валами и упругим сочленением (автомобиль ВАЗ-2101 «Жигули»); 1 и 3 — вилки; 2 и 19 — масленки; 4 — шлицевая втулка; 5 — наконечник со шлицами; 6, 14 и 18 — уплотнительные манжеты; 7 — защитный чехол; 8 — карданный вал; 9 — карданный шарнир; 10 — промежуточный карданный вал; 11 — подушка опоры; 12 — скоба крепления подушки; 13 — гайка крепления подшипника промежуточной опоры; 15 — игольчатый подшипник крестовины; 16 — крестовина; 17 — скользящая вилка; 20 — хомут; 21 — кронштейн опоры; 22 — шарикоподшипник; 23 — заглушка; 24 — упругая резиновая муфта
Требования, предъявляемые к карданным передачам:
возможность передачи крутящего момента под большим углом (до 45°);
передача крутящего момента не должна сопровождаться большими дополнительными динамическими нагрузками в трансмиссии;
при любых условиях эксплуатации должен обеспечиваться высокий КПД передачи.
Карданные шарниры можно разделить:
по кинематике на синхронные (равные угловые скорости) и асинхронные (неравные угловые скорости);
по конструкции на полные, полукарданные — жесткие (угол до 2°) и упругие (угол до 12°).
На рис. 91 показаны варианты расположения карданных передач на различных автомобилях.
Рис. 91. Расположение карданных передач на автомобилях: а — легковом; б — грузовом; в—д — грузовых повышенной проходимости; 1 — коробка передач; 2, 4, 9 и 11 — карданные валы; 3 и 10 — задние ведущие мосты; 5 — промежуточная опора; 6 — раздаточная коробка; 8 — передний ведущий мост
Карданная передача автомобиля ЗИЛ-4314.10 включает в себя:
промежуточный полый карданный вал, на одном конце которого приварена вилка, на другом — шлицевая втулка;
скользящую шлицевую вилку;
карданный вал, на концах которого приварены вилки карданных шарниров;
три карданных шарнира неравных угловых скоростей, состоящих из двух вилок и крестовины с четырьмя шипами под игольчатые подшипники крепления с вилками;
промежуточную опору, состоящую из кронштейна опоры, подушки опоры, скобы крепления подушки, шарикоподшипника с гайкой крепления.