>>> Перейти на полный размер сайта >>>

Профессия
автомеханик

   

Рекомендации по техническому обслуживанию автомобиля. Виды технического обслуживания

Техническое обслуживание автомобиля, выполняемое автомехаником, включает следующие виды работ: уборочные, моечные, заправочные, проверочные работы, контрольно-диагностические, регулировочные, крепежные, электрокарбюраторные, шиноремонтные, смазочные работы, а также производится периодическая замена некоторых деталей, которая необходима через определенное время и пробег автомобиля.

Операции ежедневного технического обслуживания

При ежедневном техническом обслуживании выполняют контрольно-смотровые работы по агрегатам, системам и механизмам, обеспечивающим безопасность движения: действие тормозных систем; уровень тормозной жидкости в бачке главного тормозного цилиндра; состояние шин, давление воздуха в шинах; состояние рулевого управления, освещения, сигнализации; уровень электролита в аккумуляторах.

Почти ежедневно либо через каждые 400—500 км пробега машины необходимо проверять уровень масла в картере двигателя, а также уровень охлаждающей жидкости в расширительном бачке.

Кроме того, выполняются работы по обеспечению надлежащего внешнего вида автомобиля: мойка, уборка, полирование. Контрольно-смотровые работы (заправка автомобиля топливом, маслом, охлаждающей жидкостью) необходимо осуществлять перед каждым выездом, а уборочно-моечные и заправочные — по мере необходимости.

Особое внимание при обслуживании автомобиля уделяют неисправностям, которые могут повлиять на безопасность движения. При этом обязательно устраняют выявленные неисправности и ослабление крепления деталей, узлов, агрегатов и систем.

Неисправности и ослабление крепления деталей, узлов, агрегатов и систем автомобиля, подлежащие обязательному устранению.

При регулировочных работах проверяются накладки колодок и тормозных барабанов (зазор), педали тормоза (свободный ход), стояночная тормозная система (привод), рулевое управление, подшипники колес, передние колеса (углы установки).

При контрольно-диагностических и крепежных работах осматриваются сошки и маятниковый рычаг рулевого управления, рулевой привод, рулевые тяги на шаровых пальцах и шаровые пальцы в гнездах, поворотный кулак, шаровые опоры, шкворни, диски колес, шины (состояние, крепление, дисбаланс), карданная передача, рессоры, пружины, амортизаторы, рычаги подвески, трубопроводы и шланги гидравлического тормозного привода, главный тормозной цилиндр, тормозные диски, колесные тормозные цилиндры на опорных дисках, двигатель, разделитель, регулятор давления тормозного привода, замки дверей, капота и багажника, крепления сидений, стекол, зеркал заднего вида, стеклоочистителя, стеклоомывателя, устройства обдува и обогрева ветрового стекла, системы вентиляции и отопления.

При обслуживании систем питания и выпуска газов необходимо проверить их герметичность, фары, передние и задние фонари, переключатели света, сигнал торможения, аварийную сигнализацию, световозвращатели, звуковой сигнал, изоляцию электропроводки.

Операции первого технического обслуживания автомобиля

Операции первого технического обслуживания обычно проводят через 1500, 3000 и 5000 км для разных моделей автомобилей, но не менее двух раз в год. При этом выполняют следующие виды работ:

  • моечно-уборочные — уборка салона, мойка и сушка автомобиля;
  • контрольно-диагностические работы, при которых проверяют действия рабочей тормозной системы на одновременное срабатывание и эффективность торможения, действия стояночной тормозной системы, тормозного привода, проверяют свободный ход рулевого колеса и зазора в соединениях рулевого привода, состояние шин и давления воздуха в них, приборов освещения и сигнализации;
  • работы осмотровые — осмотр и проверка кузова, стекол, номерных знаков, обивки сидений, действия дверных механизмов, стеклоочистителей, проверяют зеркала заднего вида, герметичность соединений систем смазочной, охлаждения и гидравлического привода выключения сцепления, резиновых защитных чехлов шарниров рулевых тяг, величину свободного хода педалей сцепления и тормоза, натяжение ремня вентилятора, уровни тормозной жидкости в питательных бачках главного тормрзного цилиндра и привода выключения сцепления, пружин и рычага в передней подвеске, штанг и стоек стабилизатора поперечной устойчивости;
  • работы крепежные — крепление двигателя, коробки передач и удлинителя, картера рулевого механизма и рулевой сошки, рулевого колеса и рулевых тяг, поворотных рычагов, зеркала заднего вида, соединительных фланцев карданного вала, дисков колес, приборов, трубопроводов и шлангов смазочной системы и системы охлаждения, тормозных механизмов и гидравлического привода выключения сцепления, приемной трубы глушителя;
  • во время крепежных работ — регулировка свободного хода педалей сцепления и тормоза, действия рабочей и стояночной тормозных систем, свободного хода рулевого колеса и зазора в соединениях рулевого привода, натяжения ремня вентилятора; доведение до нормы давления воздуха в шинах и уровней тормозной жидкости в питательных бачках главного тормозного цилиндра и привода выключения сцепления.

Кроме того, во время первого технического обслуживания очищают от грязи и проверяют приборы системы питания и герметичность их соединений;

  • проверяют действие привода, полноту закрывания и открывания дроссельной и воздушной заслонок, регулируют работу карбюратора на режимах малой частоты вращения коленчатого вала двигателя.

В системе электрооборудования:

  • очищают аккумуляторную батарею и ее вентиляционные отверстия от грязи;
  • проверяют крепление, надежность контакта наконечников проводов с клеммами и уровень электролита;
  • очищают приборы электрооборудования от пыли и грязи;
  • проверяют изоляцию электрооборудования, крепление генератора, стартера и реле-регулятора.

Операции второго технического обслуживания автомобиля

Операции второго технического обслуживания рекомендуют проводить через 7 500, 12 000, 20 000 км пробега для разных моделей автомобилей, но не менее одного раза в год.

Перед выполнением второго технического обслуживания или в процессе его необходимо проводить углубленное диагностирование всех основных агрегатов, узлов и систем автомобиля для установления их технического состояния, определения характера неисправностей, их причин, а также возможности эксплуатации данного агрегата, узла или системы.

Выполняя операции второго технического обслуживания, кроме объема работ по первому техническому обслуживанию, выполняют ряд дополнительных операций:

  • проводят закрепление радиатора, головки блока цилиндров и стоек коромысел, крышек кожуха головки блока цилиндров, впускного и выпускного трубопроводов, крышки блока распределительных зубчатых колес, корпусов фильтров тонкой очистки масла, корпусов фильтров грубой очистки масла, поддона масляного картера, картера сцепления, амортизаторов, топливного бака, глушителя, крышки редуктора заднего моста, стремянки, пальцев рессор, фланцев полуосей, замков и ручек дверей;
  • осуществляют подтяжку гаек крепления фланца к ведущей шестерне главной передачи заднего моста и шарнирных пальцев крепления проушин амортизатора;
  • проводят регулировку усилия поворота рулевого колеса, тепловых зазоров клапанов, натяжения цепи привода механизма газораспределения, зазора между тормозными колодками и дисками колес, зазора в подшипниках ступиц передних колес.

Дополнительные операции при втором техническом обслуживании в системе питания автомобиля включают: проверку герметичности топливного бака и соединений трубопроводов, крепление карбюратора, устранение выявленных неисправностей. Снимают карбюратор и топливный насос, разбирают их, очищают и проверяют на специальных приборах состояние деталей. После сборки проверяют топливный насос на специальном приборе. Кроме того, проверяют легкость пуска и работу двигателя.

При обслуживании системы электрооборудования производят следующие операций:

  • проверяют степень заряда по напряжению элементов батарей под нагрузкой (при необходимости снимают батареи для подзарядки, состояние щеток и коллекторов генератора и стартера, работу реле-регулятора;
  • регулируют натяжение пружин якорей;
  • снимают свечи зажигания и проверяют их состояние;
  • очищают от нагара и регулируют зазоры между электродами;
  • снимают прерыватель-распределитель зажигания и очищают его наружную поверхность от грязи и масла;
  • проверяют состояние контактов и регулируют зазоры между ними;
  • смазывают вал прерывателя-распределителя;
  • проверяют состояние проводов низкого и высокого напряжения, регулируют действие приборов освещения и сигнализации.

Очистительные и смазочно-заправочные работы при техническом обслуживании необходимо проводить в соответствии с картами смазывания и рекомендациями предприятий-изготовителей.

Операции техобслуживания, производимые примерно после 30 000—45 ООО км пробега автомобиля, включают:

  • замену масла в автоматической трансмиссии;
  • промывку системы смазки двигателя;
  • замену масла в картере ведущего моста;
  • зачистку коллектора стартера, проверку износа и прилегания щеток;
  • очистку и смазку деталей привода стартера.

Кроме этого, необходимо:

  • проверить работоспособность вакуумного усилителя тормозов;
  • отрегулировать направления световых пучков фар, зачистить контактные кольца генераторов, проверить износ и прилегание щеток;
  • заменить тормозную жидкость,
  • заменить охлаждающую жидкость.

Операции техобслуживания, производимые примерно после 65 000—75 ООО км пробега, включают:

  • замену масла в коробке передач;
  • замену зубчатого ремня привода механизма газораспределения.

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru