Принцип работы системы впрыска бензиновых двигателей состоит в следующем (рис. 35).
Рис. 35. Устройство электронного впрыска KE-Jetronic («Ауди», «Фольксваген»)
В топливном баке находится электрический бензонасос, всасывающий топливо и подающий его через топливный фильтр в распределитель впрыска, где установлен регулятор давления. Затем бензин поступает во впрыскивающий клапан к форсункам. Воздухомер отмеряет нужное количество воздуха, которое всасывается двигателем через воздушный фильтр и общую всасывающую трубу. В корпусе воздухомера имеется заслонка, которая отклоняется и удерживается в определенном положении проходящим воздушным потоком. Специальный датчик передает информацию о ее положении.
Время впрыска и количество впрыскиваемого топлива определяются прибором электронного управления, который передает команду на распределитель впрыска. При этом обогащение смеси и количество впрыскиваемого горючего всегда оптимальны. Кроме того, система электронного впрыска управляет отключением топлива при движении накатом. В случае выхода из строя электроники устройство KE-Jetronic работает механически.
Коллектор вмещает 20 мл бензина, который благодаря мембране находится под давлением, не образовывая пузырьков пара. Клапан холодного запуска впрыскивает дополнительное количество топлива при запуске холодного двигателя. Датчик положения дроссельной заслонки при достижении максимального числа оборотов, а также в режиме движения накатом прерывает контакт и регулятор давления останавливает подачу топлива. Клапанные форсунки издают равномерный стук, который легко отличается от посторонних шумов в случае появления какой-либо неисправности.
Запускать автомобиль с электронной системой впрыска топлива можно только при надежно подсоединенном и действующем аккумуляторе или от кабеля вспомогательного старта. При работающем двигателе аккумулятор отсоединять нельзя. Необходимо проверить систему зажигания и свечи, которые должны быть исправными.
Электронный прибор управления не рекомендуется подвергать разогреву свыше 80°С. При включенном зажигании нельзя вынимать штепсельное соединение прибора управления.
Техническое состояние систем впрыска бензиновых двигателей проверяют специальными диагностическими приборами — мультиметрами, сканерами и другими. Мультиметры (тестеры) имеют высокое входное сопротивление и следующие пределы измерений: 0—20 В, 0—200 Ом, 0—20 кОм. Мультиметры могут быть аналоговыми и цифровыми. Такие приборы кроме измерения силы тока, напряжения, сопротивления, могут определять дополнительные параметры: частоту вращения коленчатого вала, угол замкнутого состояния контактов и др.
Сканеры, или сканирующие приборы, дают наиболее достоверную информацию о техническом состоянии системы впрыска. Сканеры являются портативными компьютерными тестерами, служащими для диагностирования различных электронных систем управления посредством считывания цифровой информации с диагностического разъема автомобиля. В России часто применяют сканеры фирмы «Бош» и российские сканеры ДСТ—2.
В комплект сканера входят сам сканер, сменные картриджи и соединительные кабели, предназначенные для присоединения к диагностическому разъему проверяемого автомобиля. Сканеры имеют несколько режимов работы. В режиме «Ошибки» на экране высвечиваются цифровые коды той или иной неисправности, хранящиеся в памяти контроллера автомобиля. Режим «Параметры» оценивает работу двигателя при движении автомобиля: напряжение в бортовой сети, детонацию, частоту вращения коленчатого вала, состав смеси, скорость движения и др. Чтобы просмотреть измерения параметров работы двигателя в динамике, имеется режим «Сбор данных».
Сканер KST—500 фирмы «Бош» и некоторые другие сканеры для наблюдения процессов работы системы впрыска и других систем автомобиля в динамике могут выдавать графическое изображение сигналов на экране, что позволяет наблюдать их визуально. При проверке системы впрыска автомобиля возможности сканеров определяются диагностическими функциями блока управления данного автомобиля, однако, как правило, все сканеры считывают и стирают коды отказов, выводят цифровые параметры в реальном масштабе времени, управляют некоторыми исполнительными механизмами, например форсунками, соленоидами, реле. При диагностировании систем впрыска применяют имитаторы сигналов отдельных датчиков (температуры охлаждающей жидкости, положения дроссельной заслонки и др.), например, Lucas Pulse Tester YW 33306, передающих сигналы в блок управления. Имитаторы сигналов датчиков используют для имитации сигналов датчиков систем управления или определенных воздействий на работу системы по каким-либо входам.
Для диагностирования элементов систем впрыска, кроме сканеров и имитаторов, с целью проверки функционирования различных входных и выходных компонентов электронных систем управления применяют и другие специальные приборы.
Так, в комплект диагностического оборудования могут входить:
компрессометр или компрессограф, служащие для диагностирования состояния цилиндро-поршневой группы, газораспределительного механизма;
универсальный вакуумный насос (вакууметр), служащий для диагностирования состояния ЦПГ и клапанного механизма, наличия подсоса воздуха во впускной трубопровод;
мультиметр, служащий для диагностирования систем управления и их компонентов, измерения различных параметров и сигналов, регулировки;
стробоскоп, служащий для проверки правильности установки начального момента зажигания, проверки характеристик центробежного и вакуумного регуляторов опережения зажигания или функций управления моментом зажигания;
комплект для измерения давления топлива, служащий для диагностирования гидравлической части систем топливоподачи бензиновых двигателей;
тестеры систем холостого хода, служащие для определения неисправности и правильности функционирования регуляторов холостого хода различных типов;
тестер форсунок, служащий для диагностирования исправности электромагнитных форсунок;
тестер компонентов системы зажигания, служащий для определения исправности катушек и оконечных модулей системы зажигания;
имитатор сигналов датчиков, служащий для имитации сигналов различных датчиков систем управления, а также различных условий и режимов функционирования систем управления.
Проверка электронных систем впрыска дискретного действия
Для проверки и измерения давления подачи топлива и производительности топливного насоса используют манометр с набором различных переходников и адаптеров, с пределами измерения от 4,0 до 4,5 кг/см2. На американских и некоторых европейских автомобилях, таких как «Форд», «Вольво», «Мерседес-Бенц», в топливной магистрали есть специальный вывод с золотником, который аналогичен применяемым в автошинах. Этот золотник часто называют «клапан Шредера», и служит он для быстрого подсоединения манометра. При тестировании автомобиля, в топливной системе которого имеется клапан Шредера, следует соблюдать следующие требования: после окончания измерений, сброса давления и отсоединения манометра надо проверить положение подвижного штока золотника и убедиться, что он не находится в нижнем положении, т.е. не заклинен. Только при полной работоспособности клапана можно запускать двигатель. На автомобилях, где нет клапана Шредера, используют переходник другого типа. Для включения топливного насоса достаточно замкнуть соответствующие ножки на колодке реле топливного насоса. Если напряжение к силовым контактам реле поступает от замка зажигания или другого реле, необходимо также включить зажигание.
Измерение давления может осуществляться непосредственно на работающем двигателе цли при прокрутке коленчатого вала стартером. В этом случае необходимо, чтобы аккумуляторная батарея была заряжена.
Когда измеряют давление при остановленном двигателе, манометр будет показывать нерегулируемое давление в системе, которое обычно составляет 2,5—3,0 кг/см2. После запуска двигателя давление должно снизиться до 2,0—2,5 кг/см2, т.е. на величину разрежения во впускном коллекторе. Если полученное давление меньше указанного в технической документации, необходимо проверить регулятор давления и производительность топливного насоса. Если давление больше рекомендованного, следует проверить регулятор и магистрали обратного слива и убедиться в отсутствии засорения.
Для того, чтобы измерить количество подаваемого топливным насосом топлива, применяют топливопровод обратного слива. Для этого его необходимо отсоединить от регулятора давления и опустить в двухлитровый сосуд. В конструкциях, где топливопровод обратного слива, идущий от регулятора давления, сделан из металла и не изгибается, можно расположить мерный сосуд в любом удобном для расстыковки обратного топливопровода месте либо вместо штатного топливопровода герметично подсоединить к регулятору подходящий резиновый шланг. Затем включают топливный насос и измеряют объем топлива, поступившего в мерный сосуд за 30 с. В зависимости от типа системы он составляет 0,75—1,0 л.
При сложностях включения топливного насоса без запуска двигателя, насос проверяют на работающем двигателе, так как количество топлива, потребляемого прогретым двигателем в режиме холостого хода, очень мало. Практически все топливо перепускается обратно в бак. Однако во избежание случайного возгорания мерный сосуд из-под капота выносят. Если производительность насоса ниже заданной, проверяют состояние топливного фильтра и подающей магистрали. Если фильтр и топливопровод исправны, причиной недостаточной производительности может быть разрыв или трещина в подающем топливопроводе внутри бензобака — для насосов погружного типа, в противном случае бензонасос заменяют.
Регулятор давления проверяют в зависимости от системного давления. Если давление нормальное или пониженное, необходимо на двигателе, работающем в режиме холостого хода, снять шланг подвода разрежения с регулятора. Давление должно увеличиться на 0,5—0,6 кг/см2. Если давление не увеличивается, тогда пережимают топливопровод обратного слива. Увеличение давления топлива до 4—5 кг/см2 говорит о неисправности регулятора давления. Если при пережатии топливопровода обратного слива давление не возрастает, нужно проверить производительность топливного насоса.
Резиновые шланги для подвода и слива топлива в новых автомобилях не применяют. Вместо них используют металлические трубки, соединенные с топливной магистралью. В этом случае штатную трубку обратного слива отсоединяют и подсоединяют на ее место специально подобранный штуцер с надетым на него резиновым шлангом нужной длины. Шланг закрепляют червячным хомутом.
Сделав замену, шланг опускают в сосуд, запускают двигатель, кратковременно пережимают шланг и наблюдают за давлением в топливной магистрали. Если давление повышено, топливопровод обратного слива отсоединяют от регулятора и временно подсоединяют к нему подходящий штуцер с плотно надетым на него резиновым шлангом и опускают его в сосуд. Если после запуска двигателя давление нормализуется, следует проверить топливопровод обратного слива. Если топливопровод не помят и не засорен, значит, неисправен регулятор давления.
Для проверки и контроля остаточного давления двигатель прогревают до рабочей температуры, выключают и делают двадцатиминутную паузу. После паузы давление в системе не должно быть менее 1 кг/см2. Если давление падает быстро, то это свидетельствует об утечке, которая может происходить в регуляторе давления, в пусковой и основной форсунках, в обратном клапане бензонасоса.
Чтобы проверить работу пусковой форсунки, с помощью штырей измеряют напряжение с тыльной стороны подсоединенного к ней разъема. При этом прокручивают коленчатый вал холодного двигателя стартером. Напряжение должно быть не ниже 8 В. Если оно меньше или равно нулю, необходимо проверить сопротивление проводников, подходящих к форсунке, и сопротивление контактов термовыключателя. Если показатели близки к нулю, проверяют подачу напряжения питания к пусковой форсунке от реле бензонасоса или системного реле при прокрутке стартером. При отсутствии напряжения реле заменяют.
Если после прокрутки стартером на форсунку подается нормальное напряжение питания, распыление топлива форсункой проверяют визуально. Форсунку снимают с впускного коллектора, не отсоединяя от нее топливопровод, и опускают в прозрачный сосуд. Если при прокрутке стартером факела топлива нет, проверяют наличие системного давления на топливопроводе форсунки. При нормальном давлении форсунку следует заменить, в противном случае — проверить топливопровод пусковой форсунки. При детальной проверке пусковой форсунки определяют ее герметичность, конус распыла и производительность.
Термореле проверяют на холодном двигателе. Для проверки с форсунки снимают разъем и измеряют сопротивление между выводом «W» и корпусом форсунки. Сопротивление не должно быть более 1 Ом. Если оно существенно больше, термореле заменяют. Если сопротивление меньше, необходимо подать напряжение от положительного вывода аккумуляторной батареи на контакт «G» термореле. Примерно через несколько секунд после подачи напряжения сопротивление, измеряемое омметром, должно возрасти до 150—250 Ом. Если этого не происходит, термореле заменяют.
Как правило, в электронных системах распределенного впрыска пусковая форсунка может включаться путем коммутации на «массу» транзисторным ключом блока управления. В этом случае термореле не применяют. Если напряжение питания на клеммах пусковой форсунки при пуске холодного двигателя отсутствует, то это свидетельствует либо об обрыве или коротком замыкании в проводке, либо о неисправности в цепи датчика температуры охлаждающей жидкости или блока управления.
Работоспособность электромагнитных форсунок распределенного впрыска может быть проверена по вибрации форсунки. Регулярное открытие и закрытие клапана работающей форсунки создает равномерную вибрацию, которую можно определить на ощупь либо деревянным бруском или стетоскопом. Если вибрация равномерна, значит форсунка исправна, если вибрация отсутствует или в ней перебои — это свидетельствует об отклонениях в ее работе.
Работоспособность форсунки можно определить, отключив ее на холостом ходу от электропитания. При исправно работающей форсунке частота вращения коленчатого вала не должна измениться. Если на автомобиле установлен стабилизатор холостого хода, на время проверки его нужно отключить. При неисправности в форсунке в первую очередь проверяют состояние соленоидной обмотки. Для этого необходимо определить ее сопротивление и убедиться в отсутствии обрыва. Номинальное сопротивление должно соответствовать данным фирмы-изготовителя. При отсутствии данных сопротивления проверяемых форсунок сравнивают между собой.
Точную проверку работоспособности форсунок и электронной системы впрыска проводят с помощью мотор-тестера или осциллографа по продолжительности открытия форсунки в зависимости от режима работы двигателя.
Проверка периодичности впрыска
Важным оценочным параметром работоспособности системы впрыска, в частности, форсунок, является периодичность впрыска. Периодичностью впрыска является время между двумя последовательными открытиями клапана одной и той же форсунки. Продолжительность впрыска проверяют, подсоединяя один провод измерительного прибора к одной клемме форсунки, другой провод подсоединяют на «массу». Стартером проворачивают коленчатый вал двигателя и проверяют наличие сигнала на осциллографе. Если сигналы есть, двигатель запускают и дают ему немного поработать на холостом ходу. Запоминают форму сигнала. Резко открывают дроссель и разгоняют двигатель до 3000 об/мин. Во время ускорения продолжительность импульса открытия клапана форсунки должна увеличиваться, затем, после выхода на постоянную частоту вращения коленчатого вала, быть равной или чуть меньшей, чем на холостом ходу. Дроссель отпускают. Если система оборудована устройством отсечки топлива на принудительном холостом ходу, сигнал должен пропасть, и на экране будет наблюдаться прямая линия. При запуске холодного двигателя смесь необходимо обогащать, поэтому продолжительность импульса должна быть больше. Продолжительность импульса уменьшается по мере прогрева двигателя.
Для проверки герметичности форсунок их устанавливают в емкость, подают на них рабочее напряжение и выключают. Из распылителей форсунки в течение одной минуты не должно вытекать более одной капли топлива. Производительность форсунки проверяют по объему вытекающего из нее топлива. Для электронной системы впрыска «ЛE-Джетроник» объем вытекающего топлива должен быть не более 176 см3/мин. Угол конуса распыла должен быть равен примерно 30°.
Для очистки форсунок их можно снимать с двигателя и можно очищать на работающем двигателе. Эффективную очистку снятых с двигателя форсунок производят лишь на специальных ультразвуковых установках. В мастерских это можно сделать, подавая в форсунку под давлением 5—10 кг/см2 спирта или жидкости для очистки карбюраторов.
Чтобы очистить форсунки на работающем двигателе, применяют автономные устройства как замкнутого, так и одностороннего цикла, подающие специальный состав к дозатору — распределителю топлива в системах непрерывного впрыска «К-Джетроник» и «КЕ-Джетроник» или в топливную магистраль в системах дискретного действия. При этом отсоединяют подающий топливопровод и топливопровод обратного слива, отключают бензонасос, чтобы не переносить растворенные отложения из насоса и топливного бака к форсункам.
Холостой ход двигателя регулируют двумя винтами — количества (частоты вращения коленчатого вала) и качества (состава) 20 рабочей смеси. Способы регулировки системы холостого хода для систем распределенного впрыска такие же, как и для систем непрерывного впрыска.
В последнее время автомобили с электронными системами впрыска, например, «Мазда MX—6», «Фольксваген» и некоторые другие, не имеют винта качества. В таких системах состав смеси определяется бортовым компьютером и в зависимости от соотношения воздуха и топлива регулируется автоматически. Специальным винтом регулируют систему холостого хода только для установления нужной частоты вращения коленчатого вала.
Для проверки противодавления в системе выпуска отработавших газов необходимо вывернуть кислородный датчик из гнезда, предварительно сняв с него разъем. Вместо кислородного датчика вворачивают штуцер манометра с пределом измерения не более 1 кг/см2. Далее двигатель запускают и выводят на частоту вращения коленчатого вала примерно 2500 об/мин. Если на манометре давление превышает 0,10 — 0,15 кг/см2, сопротивление выпускной системы считают повышенным. Обычно причиной этой неполадки является оплавление катализатора или его засорение.
Основные неисправности систем впрыска и особенности их ремонта
Основными неисправностями систем впрыска являются следующие:
Холодный двигатель не запускается или запускается с трудом. Причинами могут быть:
неисправность пусковой форсунки или ее цепи (для автомобилей с пусковой форсункой);
недостаточное давление топлива, отсутствие давления;
неисправность в цепи датчика охлаждающей жидкости;
отсутствие или слабый сигнал от датчика частоты вращения коленчатого вала;
повышенное сопротивление со стороны выпускной системы;
подсос воздуха во впускной коллектор;
неисправность потенциометра дроссельной заслонки.
Не запускается или запускается с трудом горячий двигатель. Причинами могут быть:
быстрое падение давления топлива после выключения двигателя;
неисправность в цепи датчика температуры охлаждающей жидкости;
неисправность в цепи датчика абсолютного давления;
неисправность в цепи расходомера.
В режиме холостого хода двигатель запускается и глохнет либо работает неустойчиво. Причинами неисправности могут быть:
неисправность системы холостого хода;
подсос воздуха во впускной коллектор;
несоответствие давления топлива заданному;
неисправность в цепи расходомера воздуха.
Слишком высокая частота вращения коленчатого вала в режиме холостого хода. Причинами могут быть:
неправильная работа системы холостого хода;
неисправность в цепи датчика положения дроссельной заслонки;
подсос воздуха во впускной коллектор и др.
Повышенный расход топлива, повышенное содержание оксида углерода. Причины могут быть следующими:
неисправность в цепи кислородного датчика;
повышенное давление топлива;
неисправность в цепи расходомера воздуха или датчика абсолютного давления;
повышенное сопротивление выпускной системы;
разрыв диафрагмы регулятора давления топлива;
неисправность в цепи датчика температуры охлаждающей жидкости.
Двигатель не развивает полной мощности. Причинами могут быть:
неисправность в цепи расходомера воздуха или датчика абсолютного давления;
недостаточное давление или производительность топливного насоса;
загрязнение форсунок;
повышенное сопротивление выпускной системы.
Автомобиль дергается, имеются пропуски воспламенения под нагрузкой. Причинами могут быть:
неисправность в цепи расходомера воздуха или датчика абсолютного давления;
неисправность в цепи датчика дроссельной заслонки;
загрязнение форсунок;
недостаточное давление или производительность топливного насоса.
Проверка электробензонасоса
Находящийся в бензобаке электробензонасос не разбирается и не подлежит ремонту. В случае неисправности его заменяют новым. Чтобы снять насос, отсоединяют кабель «массы» аккумулятора, электрические провода, (перед отсоединением их маркируют липкой лентой). Колодку жгута электропроводов необходимо отсоединить от колодки электробензонасоса. Топливная система может находиться под давлением, поэтому перед снятием топливопровода место отсоединения накрывают толстой тряпкой.
Если топливные шланги также полностью отсоединяют, необходимо их промаркировать липкой лентой, чтобы впоследствии правильно собрать. Зажимами и заглушками перекрывают топливопроводы, отвертывают гайки крепления насоса к топливному баку и вынимают насос из бака.
Установка электробензонасоса производится в обратном порядке. После установки запускают двигатель, проверяют, нет ли утечки топлива в местах подсоединения топливопроводов.
Не запускается двигатель. Не слышно шума работы топливного насоса при включении стартера. В этом случае необходимо постучать по корпусу насоса и устранить возможные заедания. Если это не помогает, необходимо проверить состояние электрических контактов, а также наличие напряжения на двигателе насоса.
В некоторых автомобилях с системой впрыска перед выполнением работ на топливной системе нужно сбросить давление в системе. Для этого необходимо установить рычаг коробки передач в нейтральное положение и затормозить автомобиль стояночным тормозом. Затем отсоединить колодку жгута электрических проводов от колодки электробензонасоса. Запустить двигатель и оставить его работать до остановки, пока он не выработает оставшийся в системе бензин. Затем включить стартер на 3 с, чтобы снять остаточное давление топлива.
Проверка системы подачи топлива в двигателе с системой впрыска
Основные отличия в разборке и сборке двигателя и устранении его неисправностей связаны с особенностями системы подачи воздуха.
Проверка дроссельного патрубка. Ремонт дроссельного патрубка обычно производят, заменяя неисправные элементы, но не снимая с двигателя самого патрубка. Возможными неисправностями дроссельного патрубка могут быть следующие: неисправность регулятора холостого хода, его клапана, неисправность дроссельной заслонки, износ уплотнительной прокладки патрубка. Снимают и разбирают патрубок обычно при замене дроссельной заслонки. Промывать детали и узлы патрубака растворителями нельзя.
Проверку герметичности соединений системы топливо-подачи, а также проверку работы регулятора давления и электробензонасоса осуществляют при помощи контроля давления подачи топлива. Контроль производят специальными приборами. Можно воспользоваться и манометром. Для этого необходимо сбросить давление топлива в системе. Установить манометр топлива на штуцер топливной рампы со стороны, противоположной штуцеру подвода топлива, отвернув предварительно колпачок. Для создания давления в системе необходимо включить зажигание до момента отключения электробензонасоса. Через 10 с насос включают снова и снимают показания манометра. Давление должно соответствовать норме. В автомобилях ВАЗ оно составляет около 300 кПа. Если давления нет, на слух необходимо определить, включается ли электробензонасос при включении зажигания. Обычно слышны шум работы насоса и щелчки срабатывания реле.
Поработав 2 с, насос должен выключиться, так как при неработающем двигателе сигналы положения коленвала не поступают в электронный блок управления. Для того, чтобы вновь включить насос, нужно выключить стартер на 20 с и снова включить. Если насос не выключается, нужно проверить его электрические цепи. Если давление понижено на 10%, то это может быть вызвано неисправностью регулятора давления топлива или снижением пропускной способности системы подачи топлива: засорение, износился фильтр и др.
Если давление на 10% и более превышает нормальное, то причиной может быть повышение сопротивления сливу топлива в бак. Чтобы это проверить, нужно отсоединить в моторном отсеке сливной шланг и опустить в какую-нибудь емкость, включить насос и по манометру проверить давление в системе. Если давление стало нормальным, необходимо искать причину повышенного сопротивления сливу топлива. Если давление все равно выше нормы, необходимо поменять регулятор давления бензина.
Проверка регулятора холостого хода
Перед установкой регулятора на дроссельный патрубок нужно проверить расстояние от фланца крепления до концевой точки клапана регулятора. Если клапан выдвинут на расстояние, превышающее указанное в руководстве по эксплуатации, это может вызвать повреждение регулятора. В новом регуляторе клапан можно вдавить рукой, покачивая из стороны в сторону.
Если регулятор был в эксплуатации, вдавливать клапан руками нельзя, нужно использовать специальное оборудование. Уплотнительную прокладку регулятора холостого хода в случае износа необходимо заменить новой.
Проверка системы улавливания паров бензина. Если имеются трещины или повреждения корпуса, адсорбер необходимо заменить новым. Если появляются подтекания, следует проверить герметичность подсоединения шлангов. При утечке топлива из адсорбера его заменяют.
Проверка электрооборудования
Схема электрооборудования отличается введением жгута системы впрыска, проводами которого электронный блок управления соединен с датчиком и исполнительными приборами системы впрыска. Провода из жгута системы впрыска подведены к колодке, которая соединяет этот жгут со жгутом проводов панели приборов.
Электрооборудование зарубежных автомобилей работает, как правило, надежно. Однако порой случаются неисправности, о которых автомеханику необходимо знать. Так, например, если в японских автомобилях нет света фар, необходимо проверить предохранители, сохранность лампочек, разъемы на фарах. Если нет габаритных огней, то причинами могут быть перегоревшие лампочки, неисправность генераторной установки, плохой контакт на аккумуляторной батарее, обрывы проводов у битых машин.
Если не работает мотор печки, необходимо проверить, подается ли к нему питание при включении трамблера на приборном щитке. Если не подается, следует посмотреть предохранитель, включатель, реле. Довольно часто причина бывает в моторе, который в этом случае необходимо снять, разобрать и почистить. Отказ обычно связан с износом щеток и их зависанием, потому что мотор внутри заполнен конденсатом-во-дой, которая не вытекла через специальную дренажную трубку. Щетки необходимо заменить, зачистить коллектор, вымыть в бензине его подшипники и смазать их и сферический подшипник трансмиссионным маслом.
На некоторых моделях зарубежных автомобилей включение контрольной лампы «Chek engine» не означает, что нужно немедленно остановить двигатель. Двигатель самостоятельно перейдет на оптимальный в данной ситуации режим работы, однако он не сможет достичь максимальной мощности, пока неисправность не будет устранена.
Включение контрольной лампы на панели приборов сообщает обо всех неисправностях системы впрыска топлива. Одновременно прибор управления переключается на аварийный режим и записывает неисправность. Запись неисправности можно будет считать из памяти прибора специальным ключом после остановки двигателя. Каждая неисправность обозначена своим кодом. Сложные системы впрыска отказывают редко и работают надежно.
Проверка содержания угарного газа
Для проверки содержания угарного газа необходимо прогреть двигатель до рабочей температуры, проверить момент зажигания, остановить двигатель, подключить согласно инструкции изготовителя счетчик оборотов и прибор определения уровня СО. Затем запустить двигатель, дать ему поработать сначала на холостом ходу, затем в течение 20 с на 3000 об/мин, и вновь перевести на холостой ход. Подождать, пока стабилизируются показания испытательных приборов, снять показания, сверить их с указанными в руководстве по эксплуатации. Если содержание угарного газа намного выше или ниже рекомендованных показателей, необходимо его отрегулировать.
Проверка впрыскивающих клапанов. Неплотность впрыскивающих клапанов может вызвать трудности при запуске прогретого двигателя. Во время работы двигателя в режиме холостого хода необходимо проверить форсунки. При работающем двигателе следует прослушать через стетоскоп каждый клапан, стучит ли он. Стук получается в результате открытия и закрытия форсунок. Если стетоскопа нет, прослушивают через отвертку, или, приложив палец, стараются определить, работает ли впрыскивающий клапан.
Проверка воздухомера
Одной из причин трудностей в запуске или неожиданной остановки двигателя может быть неисправность воздухомера. Если есть сомнения в исправности воздухомера, его нужно снять и сдать на проверку. Для этого необходимо отключить кабель массы аккумулятора, сжать зажим штепселя и вынуть штепсель, вынуть винты, удерживающие воздухомер и отсоединить воздухомер от крышки.
При снятии и установке датчика заслонки воздухомера необходимо быть осторожным, так как повреждение этого датчика может вывести из строя всю систему. Перед тем, как снять датчик, отсоединяют электрические провода. Перед установкой датчика необходимо убедиться, что внутрь ничего не попало.
Если завис регулятор давления, необходимо заменить прокладку перепускного клапана. Для понижения давления отвинчивают большой разъем — трубопровод управляющего давления от регулятора режима прогрева и кладут на него тряпку, чтобы не было разбрызгивания. Затем снимают перепускной клапан с поршнем, для чего отвинчивают обратный отвод на распределителе впрыска.
Проверка герметичности выпускного устройства
Чтобы проверить выпускное устройство на герметичность, на короткое время нужно заткнуть тряпкой выпускную трубу при работающем двигателе. Если двигатель начинает глохнуть, то выпускное устройство герметично. Если двигатель продолжает работать, то легко обнаружить места утечки выхлопных газов, так как отвод газов через них становится очень интенсивным. При необходимости нужно отремонтировать или заменить элементы выпускного устройства.
Техническое обслуживание системы впрыска топлива
Обслуживание электронной системы впрыска сводится к замене фильтрующего элемента воздушного фильтра, проверке топливопроводов, замене фильтра тонкой очистки топлива. Оно аналогично обслуживанию карбюраторной системы питания.