Блок цилиндров. Проверка технического состояния и ремонт
После мойки и очистки блока цилиндров в ванне с моющим раствором его хорошо продувают и просушивают сжатым воздухом, уделяя особое внимание системе масляных каналов. Затем блок цилиндров осматривают. Если в опорах или других местах блока цилиндров имеются трещины, то блок цилиндров заменяют. Если при работе двигателя наблюдается попадание охлаждающей жидкости в масляный картер, то блок проверяют на герметичность на специальном стенде.
Можно проверить блок двигателя на наличие трещин и с частичной его разборкой. Для этого из системы охлаждения сливают охлаждающую жидкость, снимают головку блока цилиндров, рубашку охлаждения охлаждают холодной водой и в главный масляный канал подают сжатый воздух. Если в воде, которая заполняет рубашку, появляются пузырьки воздуха, значит, в блоке имеются трещины. Диаметр цилиндров, как правило, разбивается на классы: А, В, С, D, Е или 1, 2, 3, 4, 5. Обычно классов бывает от трех до пяти, однако автомобили «Опель» имеют 15 классов диаметра. Каждый последующий класс увеличен на 0,01 мм. Для блока цилиндров или гильз цилиндров предусмотрена расточка под ремонтные поршни, имеющие увеличенный диаметр. Так, для автомобилей ВАЗ-2108 и ВАЗ-2109 — на 0,4 или 0,8 мм; «Ауди 80D» — на 0,50 или 0,25 мм, «Фольксваген» — на 0,25 мм. Возможно применение гильз ремонтных размеров с первой и последующими расточками с шагом 0,25 мм и разбивкой по классам с шагом 0,01 мм, например, в автомобилях «Вольво» и «Шкода».
Осматривая цилиндры, обращают внимание на состояние их зеркал. На них не должно быть выбоин и глубоких царапин. Степень износа цилиндра определяется общим износом, а также изменением его геометрических параметров: бочкообразностью, конусностью, овальностью. Зазор между поршнем и цилиндром измеряется для каждого цилиндра отдельно. Определяется он как разность между внутренним диаметром цилиндра и диаметром юбки поршня, измеренным на определенном расстоянии от днища поршня или от его нижнего края (рис. 2).
Рис. 2. Измерение диаметра поршня
Зазор между поршнем и цилиндром можно измерить с помощью набора щупов. Для этого выбирают подходящий щуп и вставляют его между поршнем, на котором сняты кольца, и цилиндром под углом 90° к поршневому пальцу. При нажатии на поршень с небольшим давлением он должен проходить через цилиндр без сопротивления. Щуп при проверке удерживают на месте.
Если поршень выпадает или легко проходит внутри цилиндра, значит, зазор выше допустимого, и необходима установка нового поршня следующей размерной группы. Если поршень задерживается у нижнего края цилиндра и свободно проходит у верхнего, то цилиндр имеет конусный износ — конусность. Если при проворачивании поршня вместе со щупом поршень задерживается, то цилиндр имеет овальный износ — овальность.
В зависимости от требований предприятия-изготовителя максимальный износ цилиндров допускается от 0,08 до 0,25 мм. Если измеренный зазор входит в допустимые пределы, цилиндры можно не растачивать, достаточно установить новые поршневые кольца. Если зазор превышает максимально допустимое значение, нужно растачивать цилиндры (гильзы) под ближайший ремонтный размер. При растачивании образовавшиеся в результате износа искажения геометрической формы цилиндра устраняются. Растачивание гильз или цилиндров производится на специальных вертикальных отделочно-расточных станках.
Снятие и установка головки блока цилиндров
Головка блока цилиндров может иметь различные дефекты: трещины, коробление поверхности прилегания к блоку цилиндров, износ, риски, раковины на седлах клапанов, ослабление посадки седел клапанов, износ отверстий и направляющих втулок клапанов, износ отверстий под направляющие втулки и резьбовых отверстий.
Если для устранения неисправности не нужно разбирать весь двигатель, снимают головку блока цилиндров. Это производится для удаления нагара с поверхности камер сгорания, а также для замены клапанов, прокладки головки или направляющих втулок клапанов.
Для того, чтобы снять головку блока цилиндров, необходимо отсоединить провод «массы» аккумуляторной батареи; подставить под двигатель емкость и слить охлаждающую жидкость. Для слива жидкости необходимо:
ослабить хомут крепления подводящего шланга отопителя на штуцере отбора жидкости из головки блока и снять шланг;
ослабить хомуты крепления рукавов на выпускном патрубке и снять рукава с патрубка;
снять соединительный шланг системы вентиляции картера со штуцером карбюратора;
снять со штуцера подводящего фланца карбюратора шланг системы вентиляции картера;
отвернуть гайки крепления подводящего фланца к карбюратору и снять со шпилек карбюратора фланец и прокладку фланца;
отсоединить от карбюратора тросы привода дроссельной и воздушной заслонок; ослабить хомут и снять со штуцера карбюратора шланг подвода топлива;
снять со штуцера карбюратора трубку управления вакуумным регулятором опережения зажигания;
снять со штуцера ЭПХХ карбюратора трубку системы управления ЭПХХ; отсоединить от карбюратора провода датчика положения дроссельной заслонки; отвернуть гайки крепления и снять карбюратор;
ослабить хомуты и снять со штуцеров, расположенных на впускной трубе, шланги отвода охлаждающей жидкости и тормозного усилителя;
отсоединить приемную трубу глушителя, отвернув гайки ее крепления;
отвернуть болты крепления верхней крышки распределительных звездочек и снять крышку;
расконтрить и отвернуть болты крепления ведомой звездочки привода распределительного вала и снять ее, не разъединяя с цепью.
Для разборки головки блока цилиндров ее необходимо установить на стенд или стол, отсоединить выпускной коллектор и впускную трубу с карбюратором, одновременно отсоединяя заборник теплого воздуха, затем нужно снять топливный насос, закрепить головку в тисках, отвернуть винты крепления упорного фланца распределительного вала и снять фланец, снять наконечники стержней клапанов, для чего расконтрить и вывернуть регулировочные винты на коромысле до положения, когда сферические концы входят в резьбовые отверстия.
Далее нужно пометить все коромысла и втулки, чтобы при сборке установить их на прежнее место; выбить оси коромысел из отверстий в головке ударом молотка по оправке, снять коромысла, пружины осей и распорные втулки; вынуть распределительный вал из корпуса подшипников; пометить каждый клапан порядковым номером цилиндра, чтобы сохранить порядок расположения клапанов; съемником снять клапаны.
Чтобы снять клапаны, нужно сжать пружины и снять сухари со стержня клапана; затем, ослабляя нажим, освободить пружины клапана; снять съемник и пружины вместе с тарелкой клапана и защитным колпаком, вынуть клапаны из направляющей втулки и снять таким же способом все остальные клапаны.
Проверка головки блока цилиндров на герметичность. Для проверки на герметичность отверстия головки закрывают заглушками и нагнетают в головку воду под давлением 5 кгс/см2. Утечки не должно быть в течение двух минут.
Кроме этого метода, существует метод проверки герметичности головки блока цилиндров при помощи сжатого воздуха. Для этого в головку блока цилиндров подают сжатый воздух под давлением 2 кгс/см2, опускают ее в емкость с водой, нагретой до 75—85°С и, если в течение одной минуты выхода пузырьков воздуха из нее не наблюдается, головка герметична.
После проверки на герметичность головку нужно очистить от масла и загрязнений. Перед установкой головку блока цилиндров проверяют на плоскостность с помощью стальной линейки и щупа. Практически для всех двигателей допускается неплоскостность до 0,1 мм. Перед сборкой головки предварительно смазывают резьбу болтов, окунув их в моторное масло. Если длина болтов превышает номинальную более чем ка 3 мм, их заменяют новыми.
Если в головке блока цилиндров обнаружены трещины, их заваривают электродуговой сваркой в среде аргона. Если обнаружены трещины более 50 мм или имеются несколько трещин, составляющих вместе более 50 мм, головка не подлежит ремонту. Бракуется она и при наличии трещин, выходящих в камеры сгорания, а также при трещинах в недоступных для ремонта местах. После заваривания трещин головку подвергают гидравлическому испытанию под давлением 3 кгс/см2.
Если на поверхности прилегания головки к блоку цилиндров обнаружено коробление, его устраняют фрезерованием или шлифованием. При этом нужно помнить, что при снятии толстого слоя металла с поверхности головки уменьшается объем камер сгорания. Шлифованием с помощью дрели или шлифовальной машинки устраняют следы выработки, раковины на седлах клапанов, риски, оставшиеся после притирки.
Сборку головки блока цилиндров производят в порядке обратном разборке, проверив состояние и величину износа стержней клапанов и их направляющих втулок, рабочих фасок, седел и клапанных пружин. После ремонта при каждой сборке головки блока цилиндров с клапанами уплотнительные шайбы пружин клапана, независимо от состояния, заменяют новыми. При износе стержней клапанов клапаны заменяют новыми. Устанавливая стержни клапанов в головку, их смазывают графитовой смазкой.
Устанавку головки блоков цилиндров, затяжку болтов или гаек ее крепления, как и гаек крепления корпусов подшипников распределительного вала производят в определенной последовательности индивидуально для каждого двигателя. Устанавливают головку блоков цилиндров при поршнях, находящихся на одинаковой высоте в среднем положении, чтобы не повредить поршни и клапаны.