Необходимость согласования условий по проведению аудита
определяется Международным стандартом аудита МСА 210, а также
российскими Правилами (стандартами) аудиторской деятельности.
При проведении аудита аудиторам необходимо:
согласовать условия проведения аудита с аудируемым лицом;
предпринять определенные действия в ситуации, когда руководители
аудируемого лица просят аудитора изменить условия
аудиторского задания на такое, которое предоставляет более низкий
уровень уверенности в достоверности финансовой (бухгалтерской)
отчетности по сравнению с разумной уверенностью,
которая требуется для выражения мнения в стандартном аудиторском
заключении.
Аудитор и руководство аудируемого лица должны достичь
согласия по поводу условий проведения аудита. Согласованные
условия необходимо отразить документально в предусмотренной
действующим законодательством форме договора.
Аудитор может также использовать в ходе достижения договоренности
с руководством аудируемого лица форму письма о проведении
аудита — документа, направляемого аудитором предполагаемому
аудируемому лицу и подписываемого руководством
аудируемого лица в знак согласия с основными условиями задания
по проведению аудита.
Необходимость согласования условий возникает также и в
случае оказания таких услуг, как проверки, не являющиеся аудитом,
или специальные аудиторские задания. В случае предоставления
иных услуг, например консультаций по вопросам налогообложения,
бухгалтерского или управленческого учета, можно
составлять отдельные письма.
Договор (письмо) о проведении аудита. Договор (письмо) о проведении
аудита является документальным отражением и подтверждением
того, что аудитор принимает назначение, соглашается
с целями и объемом аудита, объемом обязательств аудитора
перед аудируемым лицом, а также формой аудиторского заключения
и иных отчетов.
Форма и содержание договоров (писем) о проведении аудита
для различных аудируемых лиц могут иметь свои особенности,
но обычно в них указываются:
цель аудита финансовой (бухгалтерской) отчетности;
ответственность руководства аудируемого лица за подготовку
финансовой (бухгалтерской) отчетности;
объем аудита, включая ссылки на действующее законодательство,
федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности
и правила (стандарты) аккредитованного профессионального
объединения, соблюдаемые аудитором;
форма аудиторского заключения и любых иных отчетов, которые
предполагается подготовить по результатам аудита;
тот факт, что в связи с применением в ходе аудита выборочных
методов тестирования и другими свойственными аудиту
ограничениями наряду с ограничениями, присущими системам
бухгалтерского учета и внутреннего контроля аудируемого лица,
имеется неизбежный риск того, что некоторые, в том числе
существенные, искажения финансовой (бухгалтерской) отчетности
могут остаться необнаруженными;
требование свободного доступа ко всем бухгалтерским записям,
документации и другой информации, запрашиваемой в ходе
проведения аудита.
Аудитор может также указать в договоре (письме) о проведении
аудита:
договоренности, связанные с координацией работы с сотрудниками
аудируемого лица в ходе планирования аудита;
что он ожидает получить от руководства официальные письменные
заявления, сделанные в связи с аудитом;
что руководство окажет содействие в направлении запросов кредитным
организациям и контрагентам аудируемого лица с целью
получения информации, необходимой для проведения аудита;
что руководство обеспечит присутствие сотрудников аудитора в
ходе проводимой инвентаризации имущества аудируемого лица;
какие-либо другие письма или отчеты (помимо аудиторского
заключения с выражением мнения о достоверности финансовой
(бухгалтерской) отчетности), которые аудитор предполагает составить
для аудируемого лица;
стоимость выполнения аудиторского задания (либо порядок
ее определения), а также порядок признания работы выполненной
и производства взаиморасчетов.
При необходимости в договоре (письме) о проведении аудита
или в приложениях к нему могут быть также освещены следующие
моменты:
договоренность о привлечении к работе по каким-либо аспектам
аудита других аудиторов и экспертов;
договоренность о привлечении к совместной работе внутренних
аудиторов, а также других сотрудников аудируемого лица;
договоренности, способствующие взаимодействию предполагаемого
аудитора с предшествующим ему аудитором (при его наличии)
в случае, если аудитор впервые работает с данным клиентом;
любое ограничение ответственности аудитора там, где это
возможно;
ссылка на любые дополнительные соглашения между аудитором
и аудируемым лицом.
Повторяющиеся аудиторские проверки. В случае повторяющихся
на протяжении ряда лет аудиторских проверок аудитор должен
решить, требуют ли обстоятельства пересмотра условий
аудиторского задания и есть ли необходимость напомнить аудируемому
лицу о действующих условиях задания.
Аудитор может принять решение не составлять каждый раз
новое письмо о задании. Однако составление нового письма целесообразно
в следующих случаях:
неправильное понимание аудируемым лицом цели и объема
аудита;
любые пересмотренные или особые условия задания;
изменения в составе высшего руководства, совета директоров
или изменения в структуре собственности;
значительные изменения характера или масштабов деятельности
аудируемого лица;
требования законодательства.
Принятие изменений в задании. В случае если аудитора до завершения
выполнения задания просят изменить его условия на
такие, которые предоставляют более низкий уровень уверенности
в достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности, нежели
разумная уверенность, которая требуется для выражения
мнения в стандартном аудиторском заключении, аудитор должен
рассмотреть целесообразность такого изменения.
Просьба аудируемого лица к аудитору об изменении задания
может быть вызвана разными обстоятельствами, влияющими на
аудиторскую услугу. Аудитору необходимо выявить причину
этой просьбы и тщательно изучить возможные последствия ограничения
объема аудита.
Прежде чем согласиться на изменение условий аудиторского
задания в сторону оказания сопутствующих услуг, аудитор, с которым
договорились провести аудит в соответствии с федеральными
правилами (стандартами) аудиторской деятельности, должен
также рассмотреть любые юридические или договорные
последствия таких изменений.
Если аудитор придет к заключению о том, что изменение
условий задания обоснованно, а также если работа аудитора соответствует
федеральным правилам, которые могут быть применены
к измененному заданию, то подготовленный отчет или заключение
должны соответствовать пересмотренным условиям
задания. Во избежание введения в заблуждение пользователя в
отчет или заключение не должны включаться ссылки на:
первоначальное задание;
любые процедуры, которые могли быть выполнены в соответствии
с первоначальным заданием, за исключением случаев, если
задание меняется на задание о согласованных процедурах и, следовательно,
ссылка на проведенные процедуры составляет один
из элементов соответствующего отчета.
В случае изменений условий задания аудитору и экономическому
субъекту, ранее являвшемуся аудируемым лицом, необходимо
согласовать новые условия.
Аудитор не должен соглашаться на изменение условий задания
при отсутствии разумного обоснования. Примером может
служить возникшая в ходе аудита ситуация, когда аудитор не может
получить достаточные и уместные аудиторские доказательства
по дебиторской задолженности, а аудируемое лицо просит
изменить задание по проведению аудита на задание по проведению
обзорной проверки, чтобы избежать мнения с оговоркой
или отказа от выражения мнения.
Если аудитор не может согласиться на изменение аудиторского
задания на иное и ему не разрешают продолжать работу согласно
первоначальному заданию, то ему следует отказаться от
задания или рассмотреть вопрос о необходимости сообщить о
возникшей ситуации и об обстоятельствах, послуживших причиной
отказа, другим сторонам, например совету директоров или
акционерам.