1.10. Место аудита в системе контроля. Аудит и ревизия
Контроль — важная функция управления. Это объективное
явление в экономической жизни общества, а в сфере управления
финансовыми средствами — неотъемлемая часть системы регулирования
финансовыми отношениями.
В зависимости от субъекта и характера деятельности финансовый
контроль разделяется на государственный, ведомственный и
вневедомственный; в зависимости от объекта — на внутренний и
внешний; в зависимости от организации осуществления — на ревизионный
(ревизия) и аудиторский (аудит). При осуществлении
контрольной деятельности используются специальные приемы
документального и фактического контроля, экспертные оценки,
методы анализа и другой инструментарий.
Государственный финансовый контроль регламентируется законами
Российской Федерации и другими нормативными актами.
В системе государственного финансового контроля имеются специальные
контрольные органы: Счетная палата Российской Федерации,
Департамент государственного финансового аудита и бухучета
Министерства финансов Российской Федерации. В определенной
мере функции государственного финансового контроля
выполняют и другие госорганы, в частности Федеральная налоговая
служба, Федеральная служба по финансовому мониторингу,
Федеральная служба финансово-бюджетного надзора.
Объектами государственного финансового контроля являются
государственные органы и структуры, промышленные и коммерческие
предприятия с государственным участием, предприятия,
организации и учреждения, финансируемые за счет бюджетных
средств или получающие государственные субсидии, общественные
неправительственные организации и учреждения, предпринимательские
структуры и физические лица в части уплаты налогов и
осуществления деятельности, регулируемой государством.
Основные задачи государственного финансового контроля: проверка
законности и правильности распределения финансовых
средств государства и ведения бухгалтерского учета; проверка эффективного
и экономного расходования государственных средств;
проверка правильности расчета и уплаты налогов. Контрольные
органы государства могут выполнять свои задачи объективно и эффективно
только в том случае, если они независимы от проверяемых
ими организаций и защищены от постороннего влияния.
Элементами системы внутреннего контроля экономических
субъектов являются внутренний аудит и управленческий контроль.
Внутренний контроль создается для упорядоченного и эффективного
ведения дел, обеспечения соблюдения политики руководства,
охраны активов, обеспечения полноты и точности документации и
всей внутрифирменной информации о производственно-хозяйственной
и финансовой деятельности. При этом реализация целей
управления в системе внутреннего контроля возложена, во-первых,
на организационно-технический механизм (включающий процедуры
контроля, внутреннюю регламентирующую нормативную
документацию и т.п.) и, во-вторых, на специальные контрольные
подразделения — управления (отделы) внутреннего аудита.
Организация системы внутреннего контроля является прерогативой
самого экономического субъекта.
В настоящее время подразделения внутреннего аудита у экономических
субъектов по-разному встраиваются в структуру
управления экономического субъекта, поэтому условно внутренний
аудит можно разделить на внутренний аудит акционеров и
внутренний аудит исполнительного руководства. Первый из них
часто называют независимым внутренним аудитом, так как внутренние
аудиторы непосредственно не подчинены исполнительному
руководству и, следовательно, по поручению собственников,
акционеров могут осуществлять в том числе и проверку деятельности
самого исполнительного руководства.
Некоторые экономические субъекты, по образцу фирм ФРГ,
создают у себя подразделения контроллинга и назначают контролеров.
Кратко основные функции этих подразделений и самих
контролеров можно охарактеризовать как «управление управлением
», т.е. это координация, согласование, контроль, упорядочение
и подготовка информации для руководства в виде, удобном
для принятия управленческих решений.
Хотя аудиторская деятельность может охватывать все экономические
организации независимо от их организационно-правовых
форм и форм собственности, основными объектами аудита
являются предпринимательские структуры, а предметом аудита
— собственность акционеров и инвесторов. Независимость —
необходимое условие деятельности аудиторов, причем независимость
аудиторов гораздо шире независимости государственных
контролеров-ревизоров.
При проведении аудита применяются специальные приемы
документального и фактического ревизионного контроля, методики
ревизии отдельных объектов учета.
При проведении ревизионной проверки составления бухгалтерских
(финансовых) отчетов с определенными оговорками
могут быть использованы нормы и стандарты аудита.
Так как аудит и ревизия являются способами организации контроля
за финансово-хозяйственной деятельностью, между ними
имеется много общего, но имеются и принципиальные различия.
Отличие внешнего аудита от ревизии
Цели:
аудит — выражение мнения по поводу достоверности финансовой
отчетности;
ревизия — выявление недостатков с целью их устранения и
наказания виновных.
Характер:
аудит — предпринимательская деятельность;
ревизия — исполнительская деятельность, выполнение распоряжении.
Основа взаимоотношений:
аудит — добровольное осуществление на основе договоров;
ревизия — принудительное осуществление по распоряжению
вышестоящих или государственных органов.
Управленческие связи:
аудит — горизонтальные связи, равноправие во взаимоотношениях
с клиентом, отчет перед ним;
ревизия — вертикальные связи, назначение, отчет перед вышестоящим
звеном об исполнении.
Принцип оплаты услуг:
аудит — платит клиент;
ревизия — платит вышестоящее звено или государственный
орган.
Практические задачи:
аудит — улучшение финансового положения клиента, привлечение
пассивов (инвесторов, кредиторов), помощь и консультирование
клиента;
ревизия — сохранение активов, пресечение и профилактика
злоупотреблений.
Результаты:
аудит — аудиторское заключение — документ, имеющий юридическое
значение для всех юридических и физических лиц, органов
государственной власти и управления, органов местного
самоуправления и судебных органов. Аудиторское заключение содержит мнение
о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности и может
быть опубликовано;
ревизия — акт ревизии — внутренний документ для контролирующего
органа, который должен быть передан вышестоящему и
другим органам и в котором отмечаются все выявленные недостатки.