Комплекс упражнений для недоношенного ребенка в возрасте 4-5 месяцев
Каждое упражнение повторить 4-5 раз. Техника массажа некоторых упражнений описана в предыдущих комплексах. Следует произвести массаж рук: поглаживание, кольцевое растирание, поглаживание.
Дыхательное упражнение
Скрещивание рук на груди. Исходное положение — ребенок лежит на спине. Нужно вложить большие пальцы в ладони ребенка, остальными придерживать его кисти. Отвести ручки в стороны — вдох, затем скрестить их на груди — выдох.
Пассивные упражнения
Массаж ног. Поглаживание, кольцевое растирание, разминание. Нужно положить ногу ребенка между своими ладонями так, чтобы одна рука легла на наружную поверхность голени, а другая — на заднюю. Затем одновременно двумя руками следует произвести энергичное щипцеобразное разминание, продвигаясь по направлению к бедру. Движения при этом нужно выполнять кругообразно.
Одновременное сгибание и разгибание ног. Исходное положение — ребенок лежит на спине. Следует обхватить ноги ребенка в нижней части голеней сзади, удерживая ступни. Согнуть ноги во всех суставах, слегка прижимая их к животу (колени ребенка должны быть разведены в стороны), затем выпрямить ноги.
Произвести повороты малыша со спины на живот в обе стороны.
Массаж спины и ягодиц. Поглаживание, растирание, разминание длинных мышц спины (с обеих сторон позвоночника). Захватив “щипцами” мышцы и делая одновременно круговые поступательные движения, следует продвигаться от поясницы к шее. Разминание ягодиц лучше делать одной рукой, другую положить на область таза. Затем нужно произвести поколачивание или пощипывание ягодиц и закончить поглаживанием.
“Парение” на животе. Исходное положение — ребенок лежит на животе. Следует подвести одну ладонь под живот ребенка, другой удерживать ноги в области голеней, сложив при этом пальцы по типу “вилочки”. Затем поднять малыша над столом в горизонтальном положении. Тело ребенка должно образовывать дугу, открытую кверху (рис. 318).
Рисунок 318.
Массаж живота. Следует произвести все виды поглаживания, растирание, пощипывание, поглаживание.
“Парение” на спине. Исходное положение — ребенок лежит на спине. Нужно подвести одну ладонь под спину ребенка, ноги удерживать в области голеней “вилочкой”. Затем поднять ребенка над столом, удерживая горизонтальное положение, при этом его голова должна отклоняться вперед.
Рефлекторные упражнения
Хватание игрушки из положения на животе и на спине одной и двумя руками.
Упражнения на сопротивление:
отталкивание от руки взрослого,
отталкивание от мяча (рис. 319).
Рисунок 319.
Пассивно-рефлекторные упражнения
Исходное положение — ребенок лежит на спине. Взрослый должен обхватить голени ребенка спереди, согнуть его ноги в коленях и прижать ступни к поверхности стола. Нужно попеременно сгибать и разгибать ноги, не отрывая ступни от поверхности стола.
Подтанцовывание (рис. 320).
Рисунок 320.
Массаж груди. Поглаживание, ритмичное надавливание на боковые поверхности грудной клетки.
“Бокс” — сгибание и разгибание рук. Нужно вложить в ладошки ребенка свои большие пальцы, чтобы он сжал ручки в кулачки. Остальными пальцами придерживать его кисти. Затем нужно попеременно сгибать и разгибать руки ребенка.
Активно-рефлекторное упражнение
Покачивание на мяче. В положении на животе с самостоятельным отталкиванием стопами от поверхности стола; в положении на спине, в различных направлениях, постепенно увеличивая размах движений.