Профессиональное обучение
(сборник учебников по профессиям)

Водолазное дело
учебное пособие

       

Прочие водолазные работы

Работы по восстановлению разрушенных или поврежденных мостов начинаются с обследования подводной части моста. Водолазы определяют характер и степень разрушения, замеряя величину его линейкой и футштоком, обращают внимание на состояние каменной кладки, свайных оснований и т. п. Подсчитывают, сколько имеется разрушенных свай, и определяют, каким способом их можно удалить. Осматривая отдельные части разрушенного моста, узнают степень заглубления и их положение на грунте.

Следующий этап работы — расчистка русла реки от разрушенных конструкций моста. Производится это электрокислородной резкой металла под водой, взрывным способом я остропкой отдельных конструкций или массивов.

Для подъема металлической фермы водолаз заводит вокруг нее подъемные стропы, подкладывая деревянное подушки под ее острые углы. При разборке каменной кладки в камнях проделывает буром отверстия и вставляет в них специальные ключи с подъемными стропами. Крупные части фермы разделяют на части и растаскивают в сторону лебедками или тракторами.

При постановке судов в доки и на слипы водолазы до затопления дока должны ознакомиться с расположением кильблоков и с местами повреждений корпуса судна.

В период постановки судна в док нужно проверить правильность посадки его на кильблоки и клетки, определить расположение поврежденных мест корпуса судна.

Осматривая клетки и кильблоки, нельзя переходить док под килем судна. Если судно ставят на слип, нужно спускаться только с водолазного бота и лишь после того, как судно коснется кильблоков (тележки) своей носовой или кормовой частью. Находясь на безопасном расстоянии от носа или кормы, водолаз дает указание, как перемещать тележку — потравить ее или подобрать.

При осушении дока могут засориться решетки осушительной системы. В таких случаях нужно приостановить водоотлив, спустить водолаза и очистить решетки от посторонних предметов.

При выводе судна из дока водолазы осматривают его корпус и в случае обнаружения застрявших на нем брусьев удаляют их.

Ремонт спусковых дорожек и отдача спусковых устройств. Для того чтобы спусковые дорожки слипов были в исправном состоянии, их систематически осматривают водолазы. При этом проверяют прочность крепления рельсов, стыкование их и замеряют шаблоном расстояния между ними. Поврежденные рельсы водолаз отдает от основания, стропит их и подает наверх. При укладке новых рельсов водолаз временно укрепляет их гвоздями и просверливает отверстия под болты, которые устанавливаются двумя водолазами. Водолазы выполняют также подводные работы по очистке слипов от наносов и посторонних предметов, насаливают спусковые дорожки и др.

После спуска судна на воду и ошвартовки его отдается спусковое устройство. Чтобы освободить от него корпус судна, водолаз электрорезкой разрезает металлические связи спускового устройства. Затем удавкой острапливает части спускового устройства для подъема их из воды.

Водолазные работы у водонапорных сооружений обычно включают осмотр донных отверстий и затворов (щитов, шандоров и др.)

Устранение обнаруженных дефектов. Водолазы также ведут периодический осмотр подводной части всего гидросооружения, обращая внимание на различные повреждения, подмыв сооружения, фильтрацию воды в сооружении и в затворах, состояние водобойных плит, засорения водоперепускных отверстий мусором, битым льдом и т. п. При необходимости они производят остропку затворов, сороудерживающих решеток и т. п. При фильтрации воды через затворы устраняют дефекты проконопачиванием мест соприкосновения щитов с их опорными поверхностями. Если обнаруживают в пазах затворов посторонние предметы, то перед закрытием затворов удаляют их. Очищая шандоры, сороудерживающие решетки собирают мусор и битый лед в корзину, которую затем подают наверх. При обследовании гидротехнических сооружений необходимо строго соблюдать меры предосторожности, так как при наличии сквозных повреждений возможно затягивание в них шланга, сигнального конца и даже прижатие к месту повреждения или затягивания в отверстие самого водолаза.

Работы водолазов при обслуживании судоходных каналов включают обследование дна акватории подводной части, очистку водоотливных и приемных книгстонов, укладку якорей навигационных знаков и т. д.

Водолаз обследует дно, придерживаясь за стальной трос, заранее протянутый поперек канала и опущенный на дно. По мере осмотра грунта трос переносится по стенке. При обследовании порога шлюза нужно спуститься с внешней стороны ворот. При заклинивании их различными предметами, например камнями, он удаляет предметы на внешнюю сторону шлюза. Для безопасности водолаза во время спуска шлюзование прекращается.

Работы при подъеме автомашин, тракторов и другой техники производятся с использованием плавучих кранов, тягловой силы с берега, а зимой со льда. Сначала водолазы разыскивают затонувшие объекты и, обнаружив их, обозначают буйками, затем тщательно обследуют их, определяя характер техники, положение на грунте, наличие повреждений, места для крепления стропов, а также характер и профиль дна.

Независимо от способов подъема или вытаскивания затонувшей техники водолаз надежно острапливает ее и закрепляет один конец буксира к корпусу или гаку этой техники, а другой — к тягачу или лебедке.

Иногда для облегчения тяглового усилия водолазам приходится размывать грунт гидромонитором. При подъеме техники из подо льда удобно пользоваться козлами. Водолаз заводит два стропа, как показано на рисунке 103. Затем огоны стропов выводит на верх машины и, скрепив их, набрасывает на гак подъемного троса.

Подъем автомашины помощи козел

Рис. 103. Подъем автомашины помощи козел

При подъеме танка водолаз сначала размывает спереди и сзади танка котлованы. Затем двумя поданными сверху стропами острапливает танк под гусеницы или за буксирные гаки и огоны стропов соединяет с подъемным тросом скобой или гаком. И только после выхода его на поверхность танк поднимают. Таким же способом вытаскивают затонувшие самолеты.

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru