Профессиональное обучение
(сборник учебников по профессиям)

Водолазное дело
учебное пособие

       

Подъем затонувших судов

В зависимости от глубины затопления, размеров судна и его состояния выбирают способ подъема судна и составляют рабочий проект подъема.

Для подъема судов, затонувших на малых глубинах, когда верхняя палуба целиком или частично находится выше поверхности воды, наиболее часто применяется способ откачки воды, который предусматривает предварительную заделку пробоин и герметизацию штатных отверстий (иллюминаторов, люков, дверей и т. д.) в бортах и на погруженной в воду части палубы и надстроек. Через люки или специально вырезанные отверстия в палубе, расположеных выше уровня воды, производится откачка воды из отсеков судна и полное или частичное восстановление его плавучести.

Если же палуба судна полностью находится под водой на глубине до 1—1,5 м, откачка воды из отсеков после их заделки производится через специально изготовленные металлические или деревянные шахты. Устанавливаются они на комингсы люков или вырезы в палубе под контролем водолаза. Уплотнение места прилегания шахты паклей, клиньями также производится водолазом,

При подъеме с малых глубин судов, лежащих вверх килем, и стоящих на ровном киле с большими, не поддающимися заделке разрушениями в днищевой части, с успехом может быть применен способ отжатия воды из отсеков воздухом. Сжатый воздух подается в предварительно загерметизированные отсеки по продувочным шлангам, введенными водолазами в пробоины или штатные отверстия, наиболее удаленные от поверхности воды.

Небольшие суда могут быть подняты плавучими кранами соответствующей грузоподъемности. При этом способе водолазы производят остропку судна под водой. Малые суда, затонувшие вблизи берега, при пологом уклоне грунта и отсутствии на грунте крупных камней или других препятствий, нередко вытягиваются на берег тягачами с применением гиней, закрепленных за специально изготовленные й врытые в землю упоры (мертвяки). В этом случае водолазы закрепляют на затонувшем судне брагу и присоединяют к ней буксирный трос.

Наиболее трудоемким и сложным является подъем судна жесткими судоподъемными понтонами. Все основные работы при этом способе выполняются водолазами. Кроме ранее упомянутого обследования судна, на водолазов возлагается отмывка котлованов около бортов судна для укладки понтонов, промывка туннелей в грунте под днищем судна, заводка в туннели тросовых проводников и обеспечение протаскивания в туннели судоподъемных стропов, остропка и обеспечение равнения понтонов.

Количество и тип понтонов, необходимых для подъема судна, а также их расположение по длине судна определяют расчетами при разработке проекта подъема. Места понтонов наносят на чертежи и но ним определяют расстояния от клюзов каждого понтона до характерных точек или конструкций судна (штевни, кнехты, клюзы и т. п.). Эти расстояния отмеряют и обозначают на разметочном лине узлами или марками. Разметочный линь подается водолазу, находящемуся на затонувшем судне, с поверхности. Водолаз крепит мерный линь за ранее намеченную конструкцию судна и протягивает его по палубе вдоль борта. В местах, совпадающих с марками или узлами на разметочном лине, закрепляют за леер, стойки, кнехты или другие детали отрезки троса с балластом на конце (отвесы). Балласт в месте касания с грунтом укажет начало туннеля. Такая же работа выполняется и с другого борта судна. Отвесы не убирают до окончания промывки туннеля. Промывку туннеля начинают с отмывки начального котлована (рис. 94, а). Для его отмывки в мягких грунтах достаточно применить пневматический грунтосос. Плотный грунт (глина, глина с песком и paкушкой) перед приемным отверстием грунтососа размывают струей из гидромониторного ствола. Глубина начального котлована должна быть на 1,0—1,2 м ниже скулы судна, а откос (уклон) его стенок должен предотвращать сползание (осыпание) грунта.

Снаряженный грунтосос спускают к месту работы по направляющему тросу, предварительно закрепленному водолазом. На время спуска водолаз должен быть отведен на безопасное расстояние или поднят на поверхность. До начала работы грунтососа водолаз закрепляет его отводный шланг прочным тросом за ближайшую судовую конструкцию со слабиной, необходимой для последующего углубления грунтососа на заданную величину. К скобе грунтососа крепит отрезок пенькового троса, свободный конец которого надежно завязывает за обух тяжелой балластйны или ввинченного в грунт штопора. Длина этого троса должна допускать свободное перемещение грунтососа по всей площади отмываемого котлована. Только после этого в грунтосос подается рабочий воздух и водолаз, перемещая грунтосос в пределах заданной площади, послойно отмывает грунт до намеченной глубины.

При засорении приемного отверстия, грунтосос начинает всплывать в пределах слабины закрепляющих тросов. В этом случае водолаз должен отойти на безопасное расстояние и дать команду о прекращении подачи воздуха в грунтосос. Если всплывший грунтосос поднял за собой водолаза, то он спускается на грунт по тросу, идущему к балластине или штопору, отходит от котлована и затем дает команду о прекращении подачи воздуха в грунтосос. После этого прочищают приемное отверстие грунтососа и работа продолжается. Очистка засорившегося грунтососа без прекращения подачи воздуха может привести к подсасыванию и разрыву рукавицы водолазной рубахи, высасыванию воздуха из-под рубахи и обжиму водолаза.

Перед продолжением работ по промывке туннеля из отмытого котлована производится переоснастка грунтососа. Она заключается, в том, что на приемную трубу натягивают и бугелями зажимают одно-два колена приемного шланга с крупноячеистой приемной сеткой на конце. Такая оснастка позволяет постоянно сохранять в вертикальном (рабочем) положении пневматическую часть грунтососа и облегчает труд водолаза в туннеле, так как отпадает необходимость затаскивать в туннель тяжелую пневматическую часть (рис. 94, б).

Схема промывки котлована

Рис. 94. Схема промывки котлована:
а) — оснастка грунтососа для отмывки начального котлована:
1 — грунтосос: 2 — отводящий шланг; 3 — разгрузочный трос; 4 — крепление отводящего шланга к палубе судна; 5 — пеньковый трос; 6 — штопор; 7 — буй, удерживающий конец отводящего шланга; 8 — шланг воздушный; 9 — контур начального котлована;
б) — оснастка грунтососа для промывки туннеля:
1 — приемный шланг; 2 — приемная сетка; 5 — штопор Панфилова

Промывка туннеля ведется с обязательным использованием гидромониторного ствола с безреактивной насадкой. Правильность направления промывки определяется водолазом по заклепочным или сварным швам днищевой обшивки судна; поперечные швы должны располагаться вдоль туннеля. Для удобства контроля за направлением промывки используется штопор Панфилова, который ввинчивается в торцовую стенку туннеля и довинчивается по мере отмыв а грунта вокруг него.

Туннели небольшой длины (до 4—5 м) отмывают с одного борта на всю длину, а длинные туннели — одновременно с двух бортов навстречу друг другу. Небольшую перемычку между двумя встречными ветвями туннеля, как правило, не промывают, а прокалывают водолазной пневматической иглой. Воздух, выходя из переднего конца иглы, облегчает продвижение ее в грунте и одновременно обозначает место, в котором она проткнула перемычку.

Водолаз, обнаруживший конец иглы, заводит в «ушко» тонкий стальной трос и закрепляет его надежным узлом. Затем вытаскивает иглу в обратном направлении. За ней выходит трос.

После выноса на поверхность конец троса наращивают тросом большого диаметра и вводят в туннель под наблюдением водолаза. Это действие повторяют для заводки проводника диаметром 21—29 мм, при помощи которого в туннель протаскивают подъемный строп. Во время протягивания проводника и введения стропа водолаз должен находиться рядом с туннелем и контролировать движение тросов. При заедании (зацепе троса) водолаз после снятия натяжения с троса освобождает зацеп и направляет трос в нужную сторону. Браться рукой за трос, поправлять его во время протягивания запрещается.

Подъемный стцоп, заведенный в туннель, водолазы закрепляют к палубным конструкциям судна, а огон его заваливают на палубу.

При промывке туннелей под корпусом судна от водолаза требуется постоянное соблюдение правил безопасности. Продвигаясь вперед по туннелю, ‘он должен периодически проверять просвет туннеля за собой. В случае намыва грунта или его сползания развернуть ствол гидромонитора в обратном направлении и расчистить себе выход. При необходимости на помощь спускается второй водолаз.

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru