Учебники по популярным профессиям
на asv0825.ru

>>> Перейти на мобильный размер сайта >>>

Учебное пособие

ВОДОЛАЗНОЕ ДЕЛО

       

Судоподъемные водолазные работы

Все работы, выполняемые при подъеме затонувшего судна, называются судоподъемными.

В большинстве случаев они начинаются задолго до подъема судна в период его поиска и первичного водолазного обследования. Затонувшее судно ищут суда, оборудованные средствами гидролокации, подводными телевизионными камерами и специальными приборами.

В местах обнаружения подводных препятствий выставляют буи или вехи, затем эти участки последовательно осматривают. Первой важной задачей водолазов после нахождения судна на грунте является надежное обозначение его буем, буйреп которого крепится за одну из прочных конструкций затонувшего судна.

Для облегчения последующих работ следует сразу же обозначать буями нос и корму судна, подлежащего подъему.

Обследование затонувшего судна

Определить возможность и способ подъема затонувшего судна можно путем его подробного водолазного обследования.

Устанавливаются характер повреждений корпуса и их расположение, заглубление судна в грунт, крен и дифферент, наличие и состояние груза в трюмах, характеристика грунта в месте затопления.

В период подготовительных работ по подъему судна положение его на грунте может измениться, увеличиться занос. Поэтому непосредственно перед подъемом необходимо вновь произвести водолазное обследование: уточнить размеры судна, глубину вокруг него, положение судна на грунте, состояние и характер повреждения корпуса.

Основные размеры затонувшего судна можно определить при отсутствии чертежей, формуляров и прочих документов.

Водолазным обследованием устанавливают: тип судна; длину по главной палубе; ширину главной палубы в средней части (миделе); высоту борта; расположение, число поперечных и продольных переборок; размеры грузовых трюмов и, комингсов люков; размещение грузов; их характер и количество.

Длину судна водолаз определяет с помощью стального тросика диаметром 1—2 мм или растительного тросика (мерного линя).

Один конец тросика водолаз закрепляет на форштевень затонувшего судна и, разматывая катушку (или вьюшку), относит его по борту до кормы главной палубы.

Чтобы тросик (линь) не провисал, водолаз при разматывании подвязывает его к кнехтам, стойкам и другим деталям палубы. Одновременно с этим определяет размещение люков и размеры надстроек. Для этой цели идет к носу судна и, двигаясь вновь к корме, вяжет на тросике марки, сообщая по телефону наверх, чему они соответствуют. Например: «Первая марка — носовая мачта».

Наверху эти сообщения записываются. Дойдя до кормы, водолаз вяжет последнюю марку на месте крепления тросика, затем отвязывает ее, наматывает вновь на катушку (вьюшку) и поднимает наверх.

По данным конечных и промежуточных марок определяют необходимые размеры конструктивных деталей затонувшего судна и дополнительные сведения.

Ширину судна водолаз устанавливает в трех точках на расстоянии 1/3 длины судна от носовой и кормовой оконечностей и в средней части (у миделя) также с применением мерного тросика (линя).

Определение положения судна на грунте. Водолазным обследованием определяется глубина погружения судна, рельеф дна вокруг него, крен и дифферент, заносы палубы и трюмов.

Глубина погружения судна в грунт — разность высоты борта в данной точке и возвышения борта над грунтом, определяемая в нескольких точках с каждого борта.

Промеряют глубину до палубы у борта судна и в этой же точке определяют глубину до грунта.

Если обозначить в данной точке промеров:

    Н — высота борта судна;

    H1 — глубина до борта судна;

    Н2 — глубина до грунта у борта;

    Н3 — глубина погружения судна в грунт;

то Н3 определится по формуле (рис. 91, а):

H3 = H1 + H - H2

Точками 1, 2, З, 4, 5, 6, 7, 8 показаны места промеров глубин.

XXX

Глубина погружения судна в грунте определяется в тех же точках, которые используются для промеров глубины до грунта при составлении планшета глубин, что дает возможность не только судить о погружении судна в грунт, но одновременно определить рельеф дна, а следовательно, дифферент и крен судна (рис. 91, б).

При этом водолаз с палубы затонувшего судна в определенных точках, намеченных руководите-: лем работ, проверяет правильность опускания лота до грунта или палубы судна и сообщает о своем местонахождении и характерных точках судна.

Результаты измерения в определенном масштабе наносят на эскизы судна и полученные точки на каждом борту соединяют между собой, показывая уровень грунта у бортов судна (рис. 91,в).

Погружение судна в грунт определяют в тот же период, когда выясняют длину судна при помощи тросика (линя). Водолаз, двигаясь по судну, вяжет марки на стальном тросике у определенных конструктивных элементов судна, сообщая эти данные наверх.

В этих же точках с участием водолаза лотом определяется расстояние от палубы до грунта и от поверхности воды до палубы судна.

Крен затонувшего судна можно установить водолазным маятниковым кренометром или путем промеров расстояния от поверхности воды до палубы вблизи бортов. В первом случае после предварительной очистки места от посторонних предметов в средней неповрежденной части палубы водолаз ставит кренометр.

Порядок проведения отсчета описан в устройстве кренометра. Определяется угол крена в двух-трех местах, на палубе.

Имея несколько измерений угла крена, выводят среднюю величину крена.

Для большой точности вычисления углов крена, помимо установки кренометра, измеряют глубину до палубы затонувшего судна у его бортов в средней части (у миделя) или в другом сечении с помощью футштока или лота. Замеры делают со шлюпки. Футшток или лот устанавливают на палубе поочередно с одного или другого борта судна. Зная разность глубины погружения палубы у двух бортов в одной плоскости сечения и ширину палубы, определяют угол крена:

где: В — ширина судна; h — разность глубины; Н2, H1 — глубины до палубы у бортов судна.

Дифферент затонувшего судна определяют (рис. 92) как разность глубины до оконечностей судна.

Определение дифферента затонувшего судна

Рис. 92. Определение дифферента затонувшего судна

Дифферент обозначается ΔТ:

ΔТ = Н2 - H1.

где: H1 — глубина до носовой оконечности; Н2 — глубина до кормовой оконечности.

Определение повреждения корпуса судна. Водолазным обследованием устанавливают характер повреждения затонувшего (аварийного) судна, места и размеры пробоин, переломы в корпусе судна.

Размеры пробоин измеряют линейками или линями, путем установки на них марок.

Форму пробоины определяют шаблоном, снятым с его кромок или очерчиванием контура пробоины на листе фанеры (доски).

Шаблон

Рис. 93. Шаблон

Простейший шаблон показан на рис. 93. Он состоит из деревянного бруска с выдвижными планками, которые закрепляются барашковыми зажимами. Шаблон устанавливается водолазом так, чтобы планки своими концами прилегали к кромке пробоин.

Результаты водолазного обследования записывают в специальном акте.

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru