Профессиональное обучение
(сборник учебников по профессиям)

Водолазное дело
учебное пособие

       

Судовые водолазные работы

Судовым водолазам приходится выполнять под водой самые различные работы. Они осматривают подводную часть корпуса, определяют характер и размеры подводных пробоин, заделывают их пластырями, работают в затопленных отсеках и т. п.

Различают периодические и аварийные водолазные работы. К периодическим работам относятся профилактический осмотр подводной части судна, очистка корпуса от водорослей и ракушек и т. д. К аварийным — очистка гребных винтов от намотавшегося троса, смена винтов, работа в затопленных отсеках и другие.

Подводную часть корпуса водолазы осматривают с подкильного конца или беседки. Лучше всего вести осмотр двумя водолазами, спущенными с противоположных бортов судна. Такие работы можно вести также с помощью подводной телевизионной установки.

Очищают подводную часть корпуса судна полосами сверху вниз скребками и металлическими щетками с подкильного конца или беседки. Засорившиеся решетки кингстонов очищают металлической свайкой или крючком, изготовленным из проволоки. В случае невозможности очистить таким образом водолаз с помощью отвертки отдает винты, снимает решетку, предварительно подвязав ее пеньковыми концами, чтобы после съемки она не упала, и очищает кингстон. После этого устанавливает решетку на свое место.

Очистка винтов от намотавшегося троса. При наматывании на винты растительного троса или сетей винты освобождают с помощью ножа. Если это оказался стальной трос, то лучше всего его перерезать подводной электрорезкой. При ее отсутствии трос перерезают ножовкой или рубят зубилом два водолаза; один поддерживает зубило, а другой бьет кувалдой. При этом под тросом должна лежать какая-нибудь металлическая опора. Более удобно резать трос специальными ножницами. Для этого отделяют свайкой одну прядь и в образовавшуюся щель вставляют неподвижный зуб ножниц. Затем, с силой сжав рукоятки ножниц, перекусывают пряди проволоки.

Обычно винт очищается от троса двумя водолазами, работающими с грунта, а на глубокой воде — с беседки.

Исправление и замена гребных винтов под водой. Нередко возникает необходимость на плаву отремонтировать или заменить гребной винт, либо исправить рулевое устройство. Правку загнутых кромок лопастей винтов на малых кораблях производят два водолаза с водолазной беседки. Один из них бьет кувалдой по лопасти, я другой в это время прижимает к обратной ее стороне массивную металлическую плитку, подвешенную на шкентеле. Надломленные края лопасти, заусеницы, срубают зубилом с последующей опиловкой или удаляют с помощью электрокислородной резки.

Если возникнет необходимость снять винт, то это делают с помощью съемной планки, домкратом, специальными распорными клиньями, гидравлическим и комбинированным способами, а также с помощью пороховых зарядов. Сначала с винта снимают обтекатель (гайку— обтекатель), предварительно отвернув болты, которыми он крепится к ступице, вывинчивают стопор нажимной гайки, затем ключом с удлиненной ручкой отвертывают на несколько оборотов нажимную гайку с конца гребного вала. Чтобы предохранить нарезную часть гребного вала от повреждений по виткам резьбы, наматывают линь или шкимушгар.

При съемке винта съемной планкой шпильки ее вворачивают в нарезные отверстия ступицы (рис. 89 а,б). При завинчивании гаек планка упирается в торец гребного вала и тянет винт на себя. Если ступица не имеет нарезных отверстий, пользуются планкой с крючьями, которыми зацепляют лопасти винта. В там случае, когда усилий съемной планки недостаточно, между планкой и торцем винта устанавливают домкрат или ступицей винта и дейдвудом забивают клинья кувалдой или металлической штангой, опускаемой с верхней палубы по направляющей трубе.

Съемка гребного винта

Рис. 89. Съемка гребного винта:
а) — 1 — ступица; 2 — съемная планка со шпильками: 3 — домкрат; 4 — гребной вал;
б) — 1 — съемная планка с крючьями; 2 — нажимная гайка; 3 — лопасть; 4 — металлический клин; 5 — дейдвудная втулка

Для того чтобы создать равномерный распор, водолаз устанавливает два клина с двух сторон по диаметру вала (рис. 89, б).

При съемке винт следует поддерживать сверху стропами, взятыми за лопасти. Для подъема его на борт используются стрелы, краны, лебедки и т. п. Новый или отремонтированный винт опускают на шкентеле. Действуя оттяжками, водолазы заводят винт в раму ахтерштевня и насаживают его на конус вала так, чтобы шпонки вала вошли в пазы ступицы. После этого ставят на место нажимную гайку и обтекатель.

Существенную помощь могут оказать судовые водолазы при ремонте рулевого устройства. Погнутые рули на небольших судах водолазы правят так же, как и лопасти винтов. Если же перо руля имеет трещину или пробоину, то с помощью подводной электросварки трещину можно заварить, а на пробоину приварить заплату.

Заделка повреждений и устранение течи. Для заделки небольших повреждений пользуются сухими сосновыми пробками или клиньями, которые обматываются паклей, промазанной салом (чтобы предотвратить выпадение, клин или пробка должны войти в пробоину на 2/3 своей длины).

Узкие щели и трещины заделывают просаленной или протавоченной паклей. Кромки металла, мешающие заделке, срезают электрорезкой, ножовкой или зубилом.

Значительное по площади сквозное повреждение в корпусе закрывают жестким пластырем, который изготовляют по размерам, снятым водолазом с пробоины. Перед опусканием в воду пластырь необходимо забалластировать до небольшой отрицательной плавучести. Опускают пластырь на подкильных концах, заведенных в местах пробоины. Под наблюдением водолазов пластырь наводят на место установки. Если пластырь закрывает всю пробоину и плотно прилегает к корпусу, подкильные концы выбирают втугую и закрепляют.

В том случае, когда пластырь предполагается крепить болтами, то предварительно водолазы намечают на пластыре места для болтов и подают его наверх для высверливания отверстий и постановки в них притяжных болтов с гайками (рис. 90, а).

На пробоины с выступающими наружу кромками ставят коробчатый пластырь, а при больших размерах пробоины — кессоноподобный пластырь.

Крепление жесткого пластыря к пробоине

Рис. 90.
а) — крепление жесткого пластыря к пробоине:
1 — жесткий пластырь; 2 — крючковые болты; 3 — барашек; 4 — подушка; 5 — корпус судна; 6 — пробоина:
б) — подкрепление переборки:
1 — деревянный клин; 2 — брус; 3 — щит

После установки и уплотнения пластырей производят пробную откачку воды из затопленного отсека, во время которой водолазы проверяют плотность прилегания пластырей к корпусу, и где нужно подбивают паклю под его борта деревянным клином. Затем начинают полностью откачивать воду.

Меры безопасности при работе водолаза у борта и под корпусом судна. В том месте, где работает водолаз, нельзя откачивать воду из затопленных отсеков, продувать кингстоны, вести погрузку или разгрузку грузов и выбрасывать мусор. Во время переноса под кильного троса водолаза необходимо поднять из воды.

Водолазные работы под корпусом корабля с грунта можно вести в тех случаях, если расстояние между килем и грунтом буде не менее 1 м с учетом качки судна.

Водолаз при подходе к пробоине должен быть осторожен, что бы потоком воды его не присосало к пробоине или не втянуло туда Осматривать пробоину можно только после того, как поступление воды внутрь судна прекратится. Работая у поврежденного места водолаз должен внимательно следить за тем, чтобы не повредить снаряжение об острые кромки пробоины.

Работа в затопленном отсеке. Перечень таких работ большой. Это заделка и подкрепление переборок, закрытие поврежденных люков, горловин и других отверстий, перекрытие клапанов, исправление трубопроводов и т. п. Наиболее часты герметизация и подкрепление переборок с помощью упоров и подпорок, которые выполняют одновременно не менее двух водолазов.

Предварительно водолазы должны расчистить проход к месту работ, убрать все, что может им помешать. Затем они приставляют к переборке поданный им деревянный щит и прижимают его деревянным брусрм или раздвигающимся металлическим упором (рис. 90, б). Второй конец бруса (упора) упирается в прочную конструкцию или пиллерс. В некоторых случаях щит удобнее прижимать струбцинами, прикрепленными к шпангоутам, бимсам и т. п.

Сквозные повреждения в переборках заделывают пластырями на прижимных болтах, пробоины небольшого размера — пробками, клиньями, досками и т. д.

Пробками заглушают также концы перебитого трубопровода. Повреждения парового трубопровода заделывают паранитовыми прокладками, водяного — резиновыми прокладками с твердыми накладками. Прокладку и накладку прижимают к трубе бугелями или проволочными бензелями.

Работы в задымленных помещениях судна и в условиях заражения воздуха и воды отравляющими веществами. Исправное водолазное снаряжение, особенно автономное, может хорошо изолировать человека во время работы в задымленных помещениях, в условиях заражения воздуха и воды отравляющими и радиоактивными веществами.

Работая в автономном снаряжении в задымленных помещениях и в обстановке пожара, вместо гидрокомбинезона нужно надевать асбестовый комбинезон или парусиновое платье.

При этом необходимо следить за герметичностью снаряжения, целостью сигнального конца, а также за баллонами, чтобы они не нагревались.

Во время этих работ, независимо от времени года, применяются зимние рубахи или гидрокомбинезоны с приклеенными рукавицами.

Перед спусками водолазов в необрезиненных рубахах, их поверхность смачивают незараженной водой.

Если используется вентилируемое снаряжение или снаряжение с выдохом в воду, воздух, подаваемый водолазу, необходимо пропускать через фильтр-поглотитель.

Для безопасности одевать водолаза надо до входа водолазной станции в зараженный район. При одевании водолаза в зараженном районе необходимо соблюдать особый порядок.

При спуске в регенеративном водолазном снаряжении водолаз, находясь в противогазе, снимает защитную одежду и поверх импрегнированного белья надевает водолазное белье и гидрокомбинезон до пояса. Затем к штуцеру присоединяют аппарат с открытым вентилем баллона и заполняют дыхательный мешок аппарата кислородом. Далее водолаз делает глубокий вдох, закрывает глаза, и с него снимают противогаз и надевают гидрокомбинезон. Взяв в рот загубник, водолаз делает выдох в подшлемное пространство, открывает глаза и начинает дышать в аппарат. Затем сжатым воздухом или кислородом из малолитражного кислородного баллона продувают гидрокомбинезон через аппендикс, после чего гидрокомбинезон зажгутовывается. Далее водолаз обжимает гидрокомбинезон и производит трехкратную промывку кислородом системы «аппарат — легкие». Подготовка к спуску водолаза заканчивается надеванием грузов, ножа и сигнального конца.

При спусках в вентилируемом снаряжении сначала снимают защитную одежду и поверх импрегнированного белья надевают водолазное белье, рубаху и манишку, пропуская через нее коробку противогаза. Затем через манишку в рубаху пропускают водолазный шланг и воздухом продувают рубаху и белье. После этого надевают сигнальный конец (не затягивая его), в шлем подают воздух и задраивают иллюминатор. Далее водолаз делает глубокий вдох, закрывает глаза и задерживает дыхание, в этот момент с него быстро снимают шлем противогаза, вынимают шланг из рубахи, надевают водолазный шлем и заворачивают гайки (не до конца) на манишке, чтобы воздух, подаваемый водолазу, продолжал выходить из скафандра. В заключение заворачивают до конца гайки на манишке, регулируют подачу воздуха и обтягивают на талии водолаза сигнальный конец. Дальнейшее одевание водолаза и спуск его производятся в обычном порядке.

Во время спусков при радиоактивном заражении воды контроль за облучением водолаза осуществляют дозиметры индивидуального контроля; один из них помещается под рубаху на уровне груди, а другой — в штанину рубахи.

После выхода водолаза наверх производят его санобработку, медосмотр и делают дезактивацию снаряжения.

Работа в помещениях, загрязненных нефтью и нефтепродуктами. Спуски водолазов в воду, загрязненную нефтепродуктами, и даже непосредственно в нефть вполне возможны. Однако при этом необходима принимать особые меры предосторожности.

Такие спуски необходимо совершать в вентилируемом снаряжении и только при крайней необходимости для ликвидации причин аварий. Спуски в бензин, керосин и в другие летучие и ядовитые вещества запрещаются.

Перед спуском в нефть или воду, загрязненную нефтепродуктами, необходимо смачивать водолазную рубаху пресной водой и жидким мылом. Это предохраняет рубаху от разрушающего действия нефтепродуктов. Не допускаются повторные спуски в одной и той же рубахе после 2—3-часовой работы в нефти или в нефтепродуктах.

Перед подъемом водолаза наверх место его выхода следует очищать струей воздуха или чистой воды.

Поиск и подъем затонувших предметов. При водолазном поиске предметов или утонувшего человека нужно учитывать возможный снос течением, илистое дно и др.

Существует несколько способов поиска затонувших предметов: концентрическими кругами, обследованием полос тралением, также осмотр дна водолазом, буксируемым шлюпкой или подводным электробуксировщиком.

При поиске концентрическими кругами водолаз, пользуется ходовым концом с узлами, определяющими радиусы круга движения. Ходовой конец прикрепляется к балластине спускового конца.

Сначала водолаз с частично свернутым на руке ходовым концом делает полный круг вокруг балластины, осматривая и ощупывая дно. Затем, сбросив с руки несколько шлагов, совершает второй круг, но уже в обратную сторону и т. д.

Если разыскиваемый предмет не будет обнаружен, водолазный бот переставляют для обследования нового участка дна.

При поиске способом обследования полос участок, подлежащий обследованию, обвеховывают и с помощью направляющих концов разбивают на полосы, ширина которых зависит от видимости под водой и может быть 5—10 м и более.

После обследования полосы один из направляющих концов переносят в сторону, образуя новую полосу и т. д., пока весь участок не будет проверен.

Обследование небольших участков дна в случае плохой видимости производится тралением пеньковым тросом длиной 40—50 м. Работа выполняется двумя передвигающимися по дну водолазами. В случае зацепления троса за какой-нибудь предмет, один из водолазов оставляет конец, подходит к месту зацепления и после осмотра сообщает по телефону обстановку на водолазный бот. В случае необходимости водолазы продолжают траление.

Поиск на большом пространстве можно выполнить медленной буксировкой водолаза на беседке, подвешенной к шлюпке на 1,5—2 м над грунтом. При таком способе вода не взмучивается и водолаз сравнительно мало устает. В настоящее время для обследования и поисковых работ применяются специальные буксируемые и самоходные устройства, которые буксируют за собой водолаза со скоростью 3—5 узлов. У некоторых буксировщиков в носовой части установлены светильники и кинокамеры.

К плаванию на буксируемом носителе допускаются только хорошо натренированные водолазы, изучившие его устройство; правила эксплуатации и технику безопасности.

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru