Учебники по популярным профессиям
на asv0825.ru

Водолазное дело
учебное пособие

       

Съемка аварийного судна с мели, камней

Наиболее сложными и трудоемкими являются работы по съемке аварийного судна с мели. Они зависят от разнообразных факторов, определяющих тяжесть аварийной обстановки: характера грунта в месте посадки судна, величины потери плавучести, наличия повреждений корпуса судна, размера и расположения по длине судна участков касания днища с грунтом. В некоторых случаях (при отсутствии повреждений корпуса, мягком грунте и незначительной величине потерянной плавучести) судно может быть снято с мели экипажем без посторонней помощи.

Если не удается самостоятельно снять судно с мели, к работе привлекаются мощные спасательные буксирные суда. Спасательные работы в этих случаях начинаются с тщательного водолазного обследования судна и грунта, промера глубин с составлением «планшета глубин» и определения величины потерянной плавучести (по изменившейся осадке судна с учетом объемов затопленных отсеков). По результатам этих работ выбирается наиболее эффективный и быстрый способ снятия судна с мели. Если судно не имеет пробоин; грунт в месте посадки мягкий и величина потерянной плавучести невелика, то снятие производится тяговыми усилиями одного или нескольких спасательных судов (буксиров).

Промывка канала винтами, спасательного судна

Рис. 87. Промывка канала винтами, спасательного судна:
1 — спасательное судно; 2 — буксирный трос; 3 — аварийное судно; 4 — трасса канала, 5 — зона действия струи гребных винтов

Одним из эффективных способов снятия судов с мели при больших величинах потерянной плавучести и при мягких грунтах является промывка канала винтами спасательного судна. Эта операция выполняется так: спасательное судно на безопасной глубине становится на два разнесенных якоря и подает буксирный трос на аварийное судно (рис. 87). Работая винтами на передний ход, подбирая на лебедке буксирный трос и поочередно потравливая якорную цепь, спасательное судно струей своих винтов размывает грунт и таким образом проделывает канал достаточной глубины к аварийному судну. Затем, продолжая работать винтами вблизи аварийного судна, вымывает грунт из-под него. После этого аварийное судно стягивают в промытый канал и выводят на глубокую воду. Работы по описанному способу производятся при обязательном участии водолазов, которые через каждые 5—10 м осматривают грунт на отсутствие крупных камней по намеченной трассе канала.

Снятие судна с мели гинями

Рис. 88. Снятие судна с мели гинями:
1 — «гусек» из 3-х якорей; 2 — якорный трос; 3 — плашкоут или плот, удерживающий неподвижный блок от закручивания; 4 — неподвижный блок; 5 — лопаря гиней; б — подвижный блок; 7 — брага, заведенная за комингс люка; 8 — тали (контргини); 9 — канифас блок; 10 — якорный шпиль; 11 — буек последнего якоря; 12 — контрольный буек

При недостаточности тяговых усилий спасательных судов или невозможности их подхода на расстояния, позволяющие завести буксирный трос на аварийное судйо, значительные тяговые усилия могут быть получены за счет применения гиней и якорей большой держащей силы. Якоря завозятся на расстояние 200—250 м от аварийного судна в сторону намеченного стягивания и сбрасываются или укладываются в одну линию (гуськом). К тросу, закрепленному за скобу последнего якоря, крепится неподвижный блок гиней. Второй блок крепится за прочные конструкции аварийного судна на его палубе. Выбирая ходовой конец лопаря лебедкой или талями, создают тяговое усилие в гинях, необходимое для снятия судна с мели (рис. 88). При этом способе работ водолазы привлекаются для проверки положения якорей на грунте и для заглубления их путем подмыва грунта.

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru