Профессиональное обучение
(сборник учебников по профессиям)

Водолазное дело
учебное пособие

       

Аварийно-спасательные водолазные работы

Работы, выполняемые на судне с целью ликвидации аварии и недопущения гибели судна, называются аварийно-спасательными. Они производятся экипажем судна, а в случае, когда его сил недостаточно,— специальными спасательными судами, оснащенными средствами оказания всех видов помощи. Та часть аварийно-спасательных работ, которая выполняется штатными водолазами спасательных судов, называется аварийно-спасательными водолазными работами.

Водолазное обследование аварийного судна. Аварийно-спасательные работы, как правило, начинаются с водолазного обследования подводной части корпуса судна. Для этого в месте предполагаемых повреждений заводится подкильный конец, к которому крепится ходовой трос, идущий к месту спуска водолаза. Водолаз от места спуска двигается по ходовому тросу к подкильному концу и по нему спускается от ватерлинии до киля, докладывая по телефону о всех обнаруженных повреждениях. После его возвращения к ватерлинии подкильный конец переносится в нужном направлении на расстояние 1,0—1,5 м и действия повторяются в прежнем порядке. При этом, двигаясь к килю, водолаз юсматривает корпус по одну сторону от подкильного конца, а при движении вверх — по другую сторону. По докладам водолаза составляется схема расположения повреждений корпуса судна.

При водолазном обследовании нужно соблюдать следующие правила безопасности:

  1. Не разрешается спускать водолаза, если судно теряет плавучесть или кренится. Нельзя подходить водолазу к пробоине, через которую поступает вода внутрь судна.
  2. Водолаз должен проявлять особую осторожность при работе около рваной пробоины с острыми выступающими краями, чтобы не повредить свое снаряжение и не получить травмы.
  3. При спуске в затопленный отсек судна водолаз предварительно должен изучить по чертежам и макету расположение в нем помещений, устройств и оборудования. Для работы в труднодоступных местах отсека или в загроможденных помещениях водолазы спускаются попарно для взаимной помощи в случае опасности. После водолазного обследования производится полная или частичная заделка пробоин пластырями, клиньями, чопами, постановкой цементных ящиков. Из отсеков, водонепроницаемость которых восстановлена, откачивается вода.

В случае особо тяжелых повреждений, когда частичная заделка пробоин не обеспечивает надежное удержание судна на плаву, применяется способ поддержания судна судоподъемными понтонами.

При авариях, связанных с затоплением отсеков судна, возможно опрокидывание судна при сохранении им некоторого запаса плавучести. Если в отсеках опрокинувшегося судна имеются оставшиеся в живых люди и дальнейшее погружение судна приостановлено, то в первую очередь производится спасание людей.

С этой целью водолазы спасательного судна спускаются под шалубу, расчищают проходы к помещениям, в которых находятся люди, проводят ходовой трос в эти помещения и выводят людей лоочередно, доставляя им изолирующие дыхательные аппараты для дыхания под водой во время выхода на поверхность. Одновременно со спасением людей, как правило, принимаются меры поддержания опрокинутого судна на плаву. Самыми эффективными из первоочередных мер является подача воздуха для создания воздушных подушек в неповрежденных отсеках и цистернах опрокинувшееся судна. Воздух подается по водолазным или продувочным (понтонным) шлангам от компрессоров спасательного судна. Шланги заводятся и крепятся водолазами в открытые палубные люки, входы, тамбуры, вентиляционные стояки, в «гусаки» вентиляционных труб топливных и водяных цистерн.

При наличии у спасателей подводных дыропробивных пистолетов со специальными пустотелыми шпильками воздух в аварийный отсек судна можно быстро подать через эти шпильки.

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru