Профессиональное обучение
(сборник учебников по профессиям)

Водолазное дело
учебное пособие

       

Средства борьбы за живучесть судна

Живучесть судна — способность его противостоять боевым и аварийным повреждениям, восстанавливать и поддерживать свою боеспособность.

Одним из важных элементов живучести судна является его непотопляемость, т. е. способность держаться на плаву, сохраняя свои мореходные качества, после затопления одного или нескольких отсеков.

Каждый корабль укомплектовывается аварийно-спасательным имуществом, которое размещается по отсекам. Оно включает аварийные материалы, противопожарные и водоотливные средства, различные приспособления, оборудование, устройства и инструмент. Для заделки пробоин на кораблях имеются заранее изготовленные пластыри, щиты, брусья, пробки, клинья, доски, подушки с куделью, войлок грубошерстный, брезенты, болты с откидной скобой и поворотной головкой, металлические упоры, а также цемент, сало, гвозди и т. д.

Пластыри бывают мягкие и жесткие. В свою очередь, мягкие пластыри подразделяются на парусиновые и кольчужные.

Парусиновый пластырь изготовляется из толстой парусины. Края его обшиваются пеньковым смоленым тросом (шкаторина) с коушами. Применяется для заделки малых пробоин и разошедшихся швов наружной обшивки.

Кольчужный пластырь состоит из колец стального троса диаметром 9—10 мм, обшиваемых с обоих концов двумя слоями парусины. Он обладает значительной прочностью, им можно заделывать пробоины больших размеров с установкой фальшивых шпангоутов.

Жесткий пластырь — самый распространенный при аварийно-спасательных работах. Он представляет собой щит из двух, трех или четырех слоев сосновых досок. Между рядами досок прокладывается парусина, пропитанная тавотом, олифой или салбм. По краям щита делается подушка из смоляной пакли и парусины. Через отверстия в пластыре пропускаются крючья, которые закрепляются за края пробоины.

На большие пробоины с выступающими наружу рваными краями, а также на пробоины, расположенные в районе форштевня или яхтерштевня, ставится пластырь-ящик. Для того чтобы его изготовить, водолазы предварительно снимают с пробоины шаблон.

Пластырь-щит изготовляется из двух слоев досок по размерам пробоин.

Пластырь клапанный стальной состоит из металлического корпуса — коробки с уплотняющим приспособлением по торцам в виде парусинового клапана. Пластырь обеспечивает заделку пробоин с заусенцами, направленными в его сторону.

Пластырь металлический с прижимным болтом (ПБ-1) служит для заделки повреждений корпуса малых кораблей. Вес его 4,56 кг.

Пробки, клинья, брусья, доски разных размеров изготовляются из сухой сосны или ели. Пробки имеют форму усеченного конуса, со скосом в 3—5°. Большие пробки из-за положительной плавучести затрудняют работу водолаза при заделке пробоин. Поэтому для погашения положительной плавучести большие пробки балластируют грузом.

Чопы обычно подаются водолазу на тонком тросе, в пряди которого они вставляются. Положительная плавучесть их погашается подвешиванием к тросу груза.

Деревянные пробки, клинья и чопы служат для заделки мелких пробоин, дыр от выбитых заклепок и т. д. Клиньями заделываются разошедшиеся швы, отошедшие комингсы люков и др.

Болты служат для крепления жестких пластырей. Деревянные упоры изготовляются из аварийных брусьев. Размеры их от 2000 до 4000 мм.

Металлические упоры используются для подкрепления переборок и прижатия пластыря при постановке изнутри отсека. Действуют они по принципу винтового домкрата. Длина их от 600 до 2500 мм.

Струбцина — винтовой зажим, состоящий из скобы и винтов, и применяемый для заделки небольших пробоин и разошедшихся швов.

Для ликвидации повреждений трубопроводов служат бугеля, заглушки, ключи трубные и рычажные.

Пробоины по размерам классифицируются следующим образом:

  1. Малые пробоины, а также шпигаты, иллюминаторы, горловина — площадью до 0,05 м2.
  2. Средние пробоины, а также кингстонные решетки и другие отверстия — площадью до 0,2 м2.
  3. Большие пробоины, лазы, малые люки, двери, горловины и другие отверстия — площадью до 2 м2.
  4. Очень большие пробоины, люки, грузовые порты и другие отверстия — площадью свыше 2 м2.

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru