Профессиональное обучение
(сборник учебников по профессиям)

Водолазное дело
учебное пособие

       

Гидротехнические сооружения морских судоремонтных и судостроительных предприятий

Судоремонтные предприятия обычно располагаются на территории порта и включают в себя, помимо ремонтных цехов, ремонтные причалы, у которых стоят суда, ремонтируемые на плаву, а также судоподъемные устройства.

Судостроительные предприятия могут располагаться не в порту и, помимо заводских цехов, имеют устройство для спуска готовых судов на воду и достроечные причалы, у которых происходит окончательная достройка судна и оснащение его оборудованием.

Для подъема и ремонта небольших судов весом 1—2 тыс. т используются прежде всего эллиги и слипы.

Судоремонтный эллинг представляет собой ряд судоподъемных наклонных дорожек, уходящих с берега под воду, по которым с помощью лебедок, укрепленных на берегу, перемещаются по рельсам металлические тележки. На них судно поднимают на сушу и устанавливают для ремонта на специальные деревянные опоры (киль-яблоки). Эллинги бывают продольные — когда судно вытаскивают из воды носом (реже кормой), и поперечные — если судно поднимают бортом.

Слипы отличаются от эллингов тем, что после подъема судна из воды по наклонным дорожкам его с помощью других специальных тележек можно переместить в сторону и установить на боковых площадках, называемых стапельными местами, после чего возможен подъем других судов. Основанием для каждой наклонной рельсовой дорожки часто служат деревянные или железобетонные сваи с уложенными по их головам поперечными балками и настилом. Иногда в качестве основания используются ряжи небольшой высоты. Все большее распространение находят железобетонные плиты большой длины, укладываемые на каменную постели. Конструкция конечной части основания под водой у порога усилена.

Более крупные морские суда ремонтируют в сухих или плавучих доках.

Сухой док представляет собой камеру, заглубленную ниже отметки заводской территории и ограниченную с трех сторон подпорными стенами (обычно бетонными или железобетонными). Четвертая сторона этой камеры имеет входное отверсти, соединяющее ее с акваторией, так что уровень воды в камере тот же, что и на акватории порта. После ввода судна в док входное отверстие перекрывается специальным затвором, вода из камеры выкачивается, и судно садится на специальные опоры, расположенные по днищу дока — кильблоки. После осушки всей камеры здесь же производится ремонт подводной части корпуса судна. По окончании ремонта впускается вода, судно всплывает и выводится из дока.

Широко распространены также плавучие доки (понтоны), которые благодаря специальным отсекам, заполняемым водой, могут погружаться под воду. При достижении необходимой глубины погружения судно вводится в док и закрепляется. Затем из балластных отсеков откачивает воду. Док всплывает и.подводная часть корпуса судна оказывается над водой (рис. 82, а). Плавучий док удобен тем, что по мере надобности его можно буксировать из одного порта в другой. Материалом для. постройки доков этого типа служат обычно металл или железобетон.

схема работы плавучего дока

Рис. 82.
а) — схема работы плавучего дока; б) — схема наливной камеры судостроительного завода

Вновь построенные судовые корпуса спускают на воду обычно по наклонному стапелю судостроительного эллинга. На крупных заводах часто применяют наливные камеры (рис. 82, б).

Пикетаж. При строительстве гидросооружений для временного закрепления линии сооружения пользуются точками на местности - пикетами, находящимися друг от друга на определенном расстоянии. Обозначаются они кольями, свайками, вехами и т. д., а на воде — бакенами, заякоренными поплавками и т. п. Начальную точку трассы обозначают как нулевой пикет. На чертежах пикеты обозначают точкой со специальным знаком и номером.

Понятием «пикет» пользуются и при обследовании гидросооружений. В этом случае сооружение разбивают на отрезки по длине 5—10 м (в зависимости от типа) и обозначения пикетов наносят на самом сооружении краской или каким-либо другим способом. Местонахождение обнаруженных дефектов привязывается к ближайшему пикету.

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru