Учебники по популярным профессиям
на asv0825.ru

Водолазное дело
учебное пособие

       

Спуск водолаза в усложненных условиях

Спуск водолаза в свежую погоду. Сильный ветер и волна затрудняют спуски водолаза, а иногда делают их невозможными.

Нельзя производить спуски при свежем ветре и волнении водной поверхности в 3 балла и более. В исключительных случаях,, например при спасании людей, спуски разрешаются при волнении до 5 баллов.

При работе в свежую погоду или на течении может сорвать водолазный бот с якоря. В таких случаях, чтобы избежать дрейфа, .держащую силу якоря надо увеличить. Якорь должен на 20% превышать вес штатного якоря.

Во время спуска или выхода из воды водолаза может ударить волной о борт или сбить с трапа. Сильная волна мешает работе на грунте, особенно на мелком месте.

Прибойная волна может не только сбить водолаза с ног, но и проволочить его по каменистому грунту, что особенно опасно в лег-жоводолазном снаряжении. В свежую погоду особенно четко должна действовать связь с водолазом.

Спуск на сильном течении. Водолазные спуски на сильном течении не только трудные, по и могут быть опасными.

Сильным течением может выбросить водолаза на поверхность или унести в опасное место (камни, препятствия). Поэтому выполнение работ при сильном течении необходимо поручать наиболее опытным водолазам. Следует принять особые меры предосторожности.

Опытные водолазы, используя различные приспособления, могут выполнять работы при течении, скорость которого достигает 1 м/сек; спуски на течении свыше 2 м/сек запрещаются. Перед началом работ следует измерить глубину, определить скорость и направление течения. Если имеются приливно-отливные течения, то составить график приливов и отливов на все время работы.

При погружении водолаза на сильном течении снаряжение проверяют особенно тщательно, нельзя быть в сильно изношенном снаряжении. Для увеличения остойчивости водолаза под водой грузы утяжеляют. При спуске в вентилируемом снаряжении применяют спиральные шланги, утяжеленные галоши и грузы, а на водолазных рубахах — автоматические травящие клапаны. Шланговые соединения и состояние их бензелей тщательно проверяют. При спусках в легководолазном снаряжении используют утяжеленные галоши.

Плавучие средства устанавливают с таким расчетом, чтобы после вытравливания якорной цепи на 8—10 глубин водолаз спускался к месту работы по течению. Нельзя совершать спуски, если водолазный бот дрейфует.

Погружение и подъем водолаза осуществляются только, по спусковому концу, причем вес его груза увеличивают до 60—70 кг. При небольшой глубине вместо спускового конца можно вертикально устанавливать прочный шест или металлическую трубу. Спуски с берега совершаются по ходовому концу с грузами.

К грузу спускового конца прикрепляют прочный пеньковый трос (ходовая оттяжка) с огоном на конце.

Во время передвижения по грунту водолаз держится за огон, не надевая его на руку. С помощью оттяжки ему легче и безопаснее двигаться.

На грунте водолаз медленно передвигается против течения, иначе его будет сносить. Сильно наклоняясь вперед или прижимаясь к грунту, вонзает металлический щуп или нож в грунт и одновременно, упираясь носком ноги в дно, подтягивается вперед. Окончив работу, выходит наверх по спусковому концу.

В случае, если сильное течение выбросит водолаза на поверхность, обеспечивающий должен быстро выбрать слабину сигнального конца, а в вентилируемом снаряжении — шланга и, подтянув, водолаза к борту плавучего средства, помочь принять ему вертикальное положение.

При работе водолаза на течении, скорость которого более 1 м/сек, применяются специальные защитные устройства (металлические щиты), прикрывающие водолаза от напора воды.

Связь с помощью сигнального конца на сильном течении почти невозможна, поэтому используется только телефонная или звуковая связь.

Ночные спуски под воду значительно усложняют условия труда водолаза, и организация мер безопасности должна быть продумана особенно тщательно.

Такие спуски обязательно проводятся в снаряжении, имеющем телефон.

Водолазы, участвующие в ночных работах, предварительно должны хорошо отдохнуть. Желательно, чтобы они не спускались накануне или днем. Место работы водолаза должно быть хорошо освещено прожектором. Кроме того, водолазу при спуске необходимо брать с собой лампу подводного освещения.

Работы водолаза в узких местах, например, в трубах, траншеях, тесных помещениях затонувших кораблей и т. п., относятся к сложным и требуют хорошей натренированности. Особенно тяжело и опасно спускаться в затопленные помещения корабля. Перед началом работ на судне водолаз, пользуясь чертежами, должен хорошо ознакомиться с расположением помещений, механизмов, грузов и т. п.

При спуске водолаза в темный затопленный отсек над входным отверстием устанавливают источник света, лучи которого направляются в воду. Водолаз может также взять с собой подводный фонарь.

Спускаются водолазы в затопленный отсек по трапу или спусковому концу.

В сильно загроможденные помещения нужно послать двух водолазов — работающего и страхующего. Спустившись в затопленное помещение, водолаз закрепляет у самого входа ходовой линь, второй конец линя закрепляет у места работы, чтобы с его помощью мог вернуться к входному отверстию, если запутается сигнальный конец.

Связь может осуществляться звуковыми, сигналами — ударами по корпусу судна.

Работы в затопленных отсеках следует вести в снаряжении легкого типа, что дает возможность водолазу свободно проходить по узким местам. Во время работы не следует обходить различные устройства, нужно внимательно следить за сигнальным концом, чтобы он не запутался и оберегать снаряжение от разрывов об острые металлические конструкции.

Проходить в узких местах (люках, горловинах, трубах) нужно вперед ногами, а возвращаться — вперед головой.

Работа водолаза зимой и подо льдом. Обычно спуски водолазов разрешаются .при температуре воздуха не ниже —15° и ветре менее 5 баллов. Только в крайних случаях дается разрешение на спуск при более низкой температуре. Следует учитывать, что при температуре воздуха ниже 0° могут замерзнуть дыхательные автоматы и клапаны в автономном водолазном снаряжении, а также шланговые соединения, предохранительного, головного и травящих клапанов вентилируемого водолазного скафандра. Поэтому для их отогревания на месте водолазных работ нужно иметь горячую воду.

Детали дыхательных аппаратов замерзают только при спуске или выходе из воды. В дыхательных аппаратах замерзают лепестковые клапаны выдоха, а в клапанах редуктора и автомата образуются ледяные пробки.

В регенеративных дыхательных аппаратах, если температура воздуха ниже — 5°С, особенно при ветре, замерзают слюдяные дыхательные клапаны и химпоглотитель.

Чтобы предотвратить замерзание деталей водолазного снаряжения, необходимо одевать и раздевать водолаза, а также включать его в дыхательные аппараты только в теплых помещениях, вблизи места погружения. Подготовившись к спуску, водолаз должен быстро приступить к погружению. А выйдя из воды, так же быстро вернуться в помещение. Чтобы во время перехода водолаза к месту работы клапаны не замерзли, аппараты укрывают теплыми вещами, (одеялом, фуфайкой и т. п.), при замерзании клапаны обливают горячей водой или опускают в прорубь для оттаивания.

Предохраняют шланговые соединения от замерзания путем опускания в воду, а шланги, находящиеся на воздухе, обвертывают теплым материалом.

При выходе водолаза из воды на гидрокомбинезоне иногда образуется ледяная корка, которая при раздевании, может повредить ткань. Поэтому раздеваться нужно в теплом помещении, после того как гидрокомбинезон оттает и резина станет эластичной.

Во избежание простуды водолаз надевает теплое белье, а обслуживающий персонал — теплую одежду. При работе подо льдом на водолазной рубахе должны быть передний и задний автоматические травящие клапаны.

При спуске водолаза под лед надо следить за тем, чтобы не порезать о кромки льда гидрокомбинезон, водолазную рубаху или сигнальный конец.

Особое внимание обращается на оборудование рабочего места на льду. Для этого прорубают майну (прорубь) размером 2x2 м и рядом с ней в небольшой майне закладывают отрезок бревна или толстую доску для крепления трапа и спускового конца (рис. 62).

Прорубь для спуска водолаза под лед

Рис. 62. Прорубь для спуска водолаза под лед:
а — майна; б — доски; в — небольшие проруби-окна; г — небольшая майна для бревна, д — трос для крепления трапа; е — спусковой конец

Для обеспечения видимости под водой вблизи основной майны. можно сделать несколько небольших майн — окон. Большая майна обкладывается по краям толстыми досками и очищается от мелкого льда.

При длительных работах над майной устанавливают утепленную будку или палатку для одевания, спуска и подъема водолаза. Если подо льдом очень темно, водолаз пользуется подводным фонарем.

Поднимается на поверхность воды водолаз по спусковому концу спокойно и медленно, чтобы не удариться об лед. Для предохранения головы от ушибов (в легководолазном снаряжении) применяется металлическая каска или ватная шапка.

При выбрасывании водолаза с глубины под лед он должен с помощью сигнального конца продвигаться к майне, упираясь при этом-руками и ногами об лед.

Запрещаются спуски водолазов при передвижении битого льда. Однако обстановка иногда может потребовать выполнения водолазных работ при наличии движущегося льда. В таких случаях нужно внимательно следить за тем, чтобы водолаз не повредил об острые края льда водолазное снаряжение и чтобы движущийся лед. не сорвал с якоря водолазный бот.

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru