Учебники по популярным профессиям
на asv0825.ru

Водолазное дело
учебное пособие

       

Содержание, проверка и хранение водолазного оборудования

Нормальная работа водолазного оборудования зависит прежде всего от правильной, технически грамотной эксплуатации, надлежащего ухода, своевременных проверок и ремонта.

Правильная эксплуатация предупреждает поломки и аварии оборудования в ходе работы.

Большинство предметов водолазного оборудования имеет заводские инструкции, в которых подробно изложены правила их эксплуатации, сбережения и хранения.

На водолазное оборудование, не имеющее заводской документации, необходимо разработать инструкции по эксплуатации и обслуживанию. Проверяют водолазное оборудование одновременно со снаряжением в установленные сроки.

Проверки трехцилиндровой водолазной помпы совершаются: малая — ежемесячно, полная — один раз в год, после получения помпы со склада и после ремонта.

При малой проверке частично разбирают помпу и, сняв маховики, проверяют шпонки на концах вала. Затем отдают шатунные подшипники, снимают направляющие планки и извлекают поршни из цилиндров. Отсоединив поршни от штоков, проверяют наличие и состояние контргаек, всасывающих клапанов и пружин, разобранные детали очищают от грязи, протирают ветошью и, слегка смазав техническим вазелином, собирают в обратном порядке. Перед установкой поршней внутренние поверхности цилиндров тщательно протирают чистой ветошью.

Для проверки производительности помпы после сборки, на воздухосоединительную трубку ставят заглушку и делают три оборота. При хорошей работе помпы манометр должен показать давление 10 кгс/см2, а стрелка падать не более 0,2 кгс/см2 в минуту. В противном случае с помощью мокрой ветоши необходимо найти место утечки воздуха.

Если возникнет сомнение в исправности манометра и нельзя проверить его по контрольному манометру, поступают следующим образом. Шланг отсоединяют от шлема, привязывают к лотлиню и, опустив в воду до грунта, начинают качать на помпе. Когда из шланга станет выходить воздух, сравнивают показания манометра и лота.

Манометр, расходящийся в показаниях с лотом больше 0,5 м, неисправный и сдается в ремонт.

При полной проверке помпу полностью разбирают. Прежде чем вынуть помпу из футляра, необходимо снять маховики и манометр. Затем, отсоединив фланец трубки манометра, отливную и воздухосоединительную трубки, наливную воронку, разбирают рабочий ящик. После этого, отдав болты нижнего и бокового крепления, за концы коленчатого вала вынимают помпу из футляра и устанавливают на деревянную крестовину.

Дальнейшую разборку рекомендуется вести в следующем порядке:

  • отвернуть манометровую трубку от воздухоприемника, вынуть отливную и воздухосоединительную трубки из футляра;
  • отдав верхние половинки рамовых и шатунных подшипников, снять коленчатый вал и обернуть шейки вала чистой ветошью;
  • вынуть поршни из цилиндров, разъединить их со штоками и разобрать всасывающие клапаны;
  • вывернуть поршневым ключом нагнетательные клапаны и разобрать их;
  • отдать болты фундамента и соединительных планок и, разъединив рамы, снять фундамент;
  • отдать от фундамента воздухоприемник, холодильник и цилиндры.

Все разобранные детали очищают от грязи и ржавчины, внимательно осматривают и укладывают по порядку. Неисправные детали, которые нельзя отремонтировать собственными средствами, заменяют новыми или сдают для ремонта в мастерскую. Пришедшие в негодность кожаные и резиновые прокладки также заменяют новыми. Воздушные ходы фундамента промывают слабым щелочным раствором.

Собирают помпу в обратном порядке. Собранную помпу до установки в футляр внимательно осматривают и проверяют в действии. Помпа должна работать легко и без заеданий. Для проверки ее производительности к помпе присоединяют шланг длиной 40 м с заглушкой на другом конце; за 32—33 оборота хорошо собранная помпа должна создать давление 10 кгс/см2.

Одной из основных причин плохой производительности помпы является утечка воздуха из неплотных соединений, которые проверяют мыльной водой. Соединения цилиндров проверяют водой, налитой в холодильник.

Для проверки герметичности поршня на верхнюю тарелку наливают немного воды. При ходе поршня вниз через неплотную укупорку будет просачиваться воздух. Когда поршень дойдет до нижней точки его, его вынимают из цилиндра, вылившаяся на донышко цилиндра вода покажет степень уплотнения нагнетательного клапана. Таким образом проверяют каждый поршень и нагнетательный клапан.

Плохая производительность помпы может зависеть и от большого вредного пространства в цилиндрах. Определяют величину вредного пространства восковым шариком, брошенным на дно цилиндра. Нормальная величина вредного пространства — 1,5—2 мм. Если толщина воскового шарика окажется больше этой величины, вредное пространство необходимо уменьшить, подложив под фундамент металлическую прокладку или отвернув на 0,5—1 оборот шатунные подшипники.

Проверки облегченной водолазной помпы (ОВП) проводятся в тех же случаях, что и трехцилиндровой помпы.

При малой проверке помпу разбирают частично и осматривают наиболее ответственные узлы (оси рычага, клапанов, трубопровода). Разобранные механизмы протирают чистой ветошью, смазывают техническим вазелином и собирают в обратной последовательности. После сборки помпу проверяют на производительность и герметичность.

При полной проверке помпу следует разбирать в следующем порядке:

  • установить помпу на брезент, снять с нее инструментальный ящик, манометр и развилку;
  • выбить шплинт, отдать гайку оси рычага и вынуть ось из корпуса помпы;
  • вывести шарикоподшипник из выреза в штоке и снять Рычаг
  • разобщить трубопровод, соединяющий нагнетательные клапаны с ресивером помпы;
  • отдать крепления ресивера и снять его с помпы;
  • отдать гайки стяжных шпилек, соединяющих корпус помпы, цилиндры и крышки цилиндров;
  • отсоединить от крышек цилиндров кронштейны креплений ресивера и рукояток;
  • отделить крышки от цилиндров, вынуть всасывающие и нагнетательные клапаны;
  • вынуть цилиндры из корпуса помпы;
  • вынуть поршни из корпуса и отделить их от штока.

Все детали и узлы помпы очищают от старой смазки и грязи, протирают ветошью и внимательно осматривают. При осмотре оси рычага особое внимание уделяют клапанам, поршням, а также резьбовым соединениям и прокладкам. Внутренние поверхности цилиндров и полость ресивера хорошо промывают теплой водой. После чего цилиндры протирают ветошью и слегка смазывают техническим вазелином, а ресивер просушивают продуванием.

Собирают помпу в обратной последовательности. По окончании сборки ее проверяют на производительность. На штуцер ресивера навертывают заглушку и, сделав 15 полных качаний, проверяют давление. Оно должно быть не менее 3 кгс/см2. В противном случае помпа считается неисправной. Причина плохой производительности помпы может заключаться в негерметичности соединений или дефектах узлов. Герметичность соединений проверяют мыльной водой, для обнаружения дефектов в узлах помпу снова разбирают. Исправную помпу вторично испытывают давлением 5 кгс/см2, при этом падение стрелки не должно превышать 0,2 ат в минуту.

Проверки воздушных компрессоров. Кроме, рабочей проверки в дни водолазных работ, компрессоры осматривают и проверяют еженедельно, ежемесячно и ежеквартально.

Во время еженедельного осмотра проверяют надежность соединений и креплений движущихся частей и трубопроводов компрессора, исправность сальниковых уплотнений. Запустив агрегат, смазывают трущиеся и движущиеся части, продувают компрессор, водомаслоотделитель и баллоны.

При ежемесячном осмотре проверяют состояние приводов компрессора и водяного насоса, осматривают и очищают клапаны.

Во время квартальных осмотров осматривают холодильники компрессора, водомаслоотделитель, прочищают полости трубок и картер компрессора от грязи, проверяют надежность крепления агрегата к раме (фундаменту).

Проверки кислородных компрессоров. Малую проверку совершают через каждые 100 часов работы компрессора. При этом проверяют состояние и крепление узлов и трубопроводов, герметичность соединений, клапанов и всей системы под полным рабочим давлением. Все ослабевшие соединения и крепления поджимают, клапаны протирают, износившиеся прокладки заменяют. В масленках заменяют смазку, предварительно разобрав и промыв их чистой водой, змеевики продувают кислородом. Все наружные части компрессора протирают чистой ветошью.

Помимо этого, через каждые 200 часов работы следует разобрать и осмотреть клапанные коробки, уплотнения штока-плунжера, приемную звезду и коллектор. Все детали тщательно протирают и обезжиривают.

Полная проверка кислородного компрессора производится по получении его со оклада, из ремонта. Проверке предшествует детальная разборка компрессора.

Все детали и узлы очищают от грязи, моют и насухо протирают, а соприкасающиеся с кислородом обезжиривают.

Марлевую (нитяную) набивку в уплотненных втулках заменяют, кожаные манжеты размачивают в водоглицериновой смеси. Клапаны тщательно притирают к гнездам.

Перед сборкой трущиеся части смазывают водоглицериновой смесью. Собранный компрессор испытывают в действии, проверяя его производительность и герметичность.

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru