Профессиональное обучение
(сборник учебников по профессиям)

Водолазное дело
учебное пособие

       

Дезинфекция водолазного снаряжения

Для предупреждения инфекционных заболеваний водолазов некоторые предметы водолазного снаряжения периодически дезинфицируются спиртом: при получении со склада; после ежегодной полной проверки; при загрязнении в процессе эксплуатации; перед каждым спуском под воду.

В вентилируемом снаряжении дезинфицируются водолазные шланги, внутренние поверхности шлема и фланцев водолазных рубах. Водолазные шланги сначала хорошо промывают теплой водой, затем этиловым спиртом-ректификатом крепостью в 96°. После этого продувают сжатым воздухом.

Внутреннюю поверхность шлема и фланца рубахи тоже предварительно промывают водой. Спирт берут на кусочек марли или бинта и тщательно протирают ту поверхность шлема и рубахи, с которой может соприкасаться лицо водолаза. Предметы легководолазного снаряжения, подлежащие дезинфекции, каждый в отдельности промьшают теплой водой, а затем обрабатывают спиртом.

Ремонт и хранение водолазного снаряжения

Водолазное снаряжение, как находящееся в эксплуатации, так и на складском хранении, должно быть всегда готово к использованию. При обнаружении каких-либо дефектов снаряжение безотлагательно сдается в ремонт. Текущий ремонт выполняют водолазы непосредственно на водолазной станции. Более сложный ремонт, требующий специального оборудования и инструмента, производится в мастерской опытными специалистами.

Текущий ремонт водолазного снаряжения. Резиновые предметы снаряжения большей честью ремонтируют сами водолазы. Для этой цели на водолазкой станции всегда должны быть резиновый клей, починочный'материал, колодки и необходимый инструмент (нож, ножницы, рашпиль и пр.). Поврежденное место резинового изделия смачивают авиационным бензином, а если нужно, обрабатывают рашпилем. Оставшуюся ткань и резину обрезают и подготавливают заплату такого размера, чтобы она несколько перекрывала площадь поврежденного места.

На заплату и поврежденный участок наносят резиновый клей в 2—3 тонких слоя, предварительно дав каждому слою просохнуть до «отлипа». Затем склеиваемые поверхности аккуратно прикладывают друг к другу, одновременно расправляя и разглаживая образующиеся складки постукиванием по заплате мушкелем.

При приклеивании на водолазную рубаху или гидрокомбинезон новой манжеты нужно отпарить бензином старую манжету. Вставив в рукав рубахи деревянную колодку, широкий край манжеты отворачивают и надевают на колодку. После этого подготавливают склеиваемые поверхности рукава и манжеты и наносят на них резиновый клей в 2—3 слоя, давая каждому слою просохнуть. Когда последний слой просохнет, отвернутый край манжеты накладывают на проклеенную кромку рукава, расправляют его и обстукивают мушкелем. На склеенные кромки рукава и манжеты изнутри и снаружи накладывают проклеенные ленты из того же материала, что и рубаха или гидрокомбинезон.

Таким же образом действуют при склеивании или замене водолазных рукавиц или перчаток. Если же требуется заменить на водолазной рубахе фланец, то, отпарив и сняв с нее старый фланец, надевают рубаху и специальную колодку. Склеиваемые поверхности рубахи и фланца очищают рашпилем и промывают бензином. Для приклеивания фланца пользуются более густым клеем, чем для заплат. Поэтому и сохнуть ему дают более длительное время (обычно два-три часа). После того как клей хорошо высохнет, склеиваемые поверхности рубахи и фланца совмещают, расправляют на них складки и обстукивают мушкелем. Для большей надежности фланец можно прошить нитками. По периметру фланца снаружи и изнутри приклеивают ленты, как и на манжетах.

Ремонт резиновых изделий должен производиться в сухом теплом и хорошо вентилируемом помещении.

Текущий ремонт дыхательных аппаратов в процессе их эксплуатации обычно сводится к замене износившихся деталей, регулировке кислородо- или воздухоподающего механизма, покраске баллонов и т. п. Для более сложного ремонта аппарат сдается в мастерскую или опытному инструктору.

Покраску баллонов аппарата производят не реже одного раза в год. Баллоны отсоединяют от аппарата, тщательно очищают от грязи, ржавчины и отставшей краски и за вентиль подвешивают на проволоку. Очищенные от краски места грунтуют суриком, дают просохнуть, после чего покрывают краской в 1—2 слоя.

Ремонт водолазных грузов и галош заключается в замене пришедших в негодность брасов, плетенок, ремней и шнуровки. Замена верха галош, переливка свинцовых подошв и грузов производится в водолазной мастерской.

Проволочные бензели ставят на водолазные шланги для того, чтобы предотвратить вырывание соединений из шланга при повышенной нагрузке.

Правила хранения водолазного снаряжения. Водолазное снаряжение должно храниться в сухом закрытом помещении с температурой воздуха в пределах 5—20°С. Мелкие предметы снаряжения размещают на полках, а детали клапанов (прокладки, пружины) — в ящиках. Крупные и тяжелые предметы хранятся на стеллажах и деревянных настилах. Снаряжение, бывшее в употреблении, должно храниться отдельно от нового.

Металлические предметы для предохранения от коррозии следует покрывать техническим вазелином или тавотом. Изделия из резины нельзя хранить рядом с промасленными предметами, а также вблизи нефтепродуктов и отопительных приборов. Водолазные рубахи и гидрокомбинезоны рекомендуется развешивать на овальных плечиках.. Водолазные шланги, телефонный кабель и сигнальные концы хранятся на настилах скрученными в бухты диаметром не менее 1 м.

Дыхательные аппараты перед сдачей на складское хранение разбирают, проверяют и приводят в полный порядок. Если в баллонах имеется воздух или кислород, то давление снижают до 20 ат.

Химическое вещество из коробки химпоглотителя должно быть высыпано, а коробка тщательно промыта и просушена.

Металлические части аппаратов протирают и слегка смазывают касторовым маслом.

Запорный кран клапанной коробки оставляют в открытом положении.

Водолазные телефонные станции хранятся в укладочном ящике, куда помещают также шлемовые телефоны и микрофоны.

Шерстяное водолазное белье должно храниться на отдельных полках и пересыпаться нафталином.

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru