Учебники по популярным профессиям
на asv0825.ru

Водолазное дело
учебное пособие

       

Проверки водолазного снаряжения с воздушнобаллонными и шланговыми аппаратами (АВМ-1М, ШАП-40)

Малая проверка снаряжения с дыхательными аппаратами типа» ДВМ-1М и ШАП-40 производится с целью своевременного обнаружения и устранения неисправностей. Рекомендуется в период эксплуатации снаряжения ежемесячно внимательно осматривать, а через каждые два месяца производить частичную разборку дыхательных аппаратов. При осмотре дыхательных аппаратов проверяют исправность отдельных частей, надежность креплений и соединений. Герметичность аппарата определяют при погружении; его в воду, сперва с открытыми, затем с закрытыми вентилями баллонов. Места неплотного соединения обнаруживают по выходящим через них пузырькам воздуха. Эти соединения следует поджать если нужно сменить прокладки и вновь проверить.

Для проверки действия дыхательного автомата и сопротивления дыханию необходимо, включившись в аппарат, проделать несколько равномерных вдохов и выдохов. Исправный автомат должен подавать количество воздуха, достаточное для глубокого вдоха. В случае сомнения в исправности автомата или возникновения повышенного сопротивления дыханию аппарат проверяют с помощью реометра-манометра.

При частичной разборке дыхательного автомата снимают крышку и вынимают мембрану автомата, осматривают камеру вдоха, состояние рычагов, клапана автомата и мембраны. Проверяют также дыхательные шланги и лепестковый клапан выдоха. Внутреннюю полость и крышку автомата необходимо очистить от грязи, соли, промыть и протереть. Затем следует проверить работу рычажно-клапанной системы, а после сборки — работу всего автомата.

Указатель минимального давления проверяют по манометру аппарата. Для этого нажимают на кнопку указателя, открывают и опять закрывают вентили баллонов. Взяв загубник аппарата в рот, медленно вдыхают воздух из автомата. Правильно отрегулированный указатель срабатывает при остаточном давлении воздуха в аппарате (20—30 ат).

Предохранительный клапан дыхательного автомата для проверки вывертывают из корпуса автомата и ввертывают в выход тройника (перепуска) с контрольным манометром. Вход тройника присоединяют к вентилю баллона аппарата. Постепенно открывая вентиль баллона, отмечают показание контрольного манометра в момент, когда клапан срабатывает. Давление при исправном клапане должно находиться в пределах 10—17 ат.

Полная проверка аппаратов АВМ-1М и ШАП-40 включает все операции, выполняющиеся при рабочей и малой проверках. Проверку начинают с тщательмого осмотра всех предметов, входящих в комплект снаряжения. После этого производят разборку, осмотр, исправление и замену дефектных деталей.

Разобрать дыхательный аппарат типа АВМ рекомендуется в таком порядке:

  • отделить дыхателъные шланги от дыхательного автомата сняв с них бензели или хомуты;
  • отсоединить дыхательные шланги от мундштучной коробки отвернув накидные гайки с патрубков коробки;
  • отсоединить трубопровод высокого давления от дыхательного автомата, запорного вентиля и зарядного штуцера;
  • сдвинув скобки в одну сторону или хомут, снять крышку с корпуса автомата;
  • вынуть мембрану автомата и, отдав гайки на осях, снять рычаги автомата;
  • отвернуть кольцевую гайку и вынуть мембрану редуктора с прикрепленным к ней двуплечим рычагом;
  • отвернуть гайку и вынуть предохранительный клапан с пружиной;
  • вывернуть регулировочную гайку и вынуть направляющую с пружиной;
  • вывернуть штуцер (переходник) редуктора, вынуть фильтр и, вывернув седло, вынуть клапан редуктора;
  • отвернуть гайку-заглушку, вывернуть регулировочную гайку, вынуть клапан автомата, пружину и вывернуть седло клапана.

Разборку основания аппарата ШАП-40 производят в такой последовательности:

  • отвернуть винты, крепящие пенопластовую подушку к панели;
  • отвернуть винты, крепящие вентиль к основанию, и отделить его вместе с включателем звукового сигнала и соединяющими их воздушными трубками;
  • вентиль и включатель отделить от воздушных трубок путем свинчивания четырех накидных гаек.

Все разобранные части аппарата протирают чистой ветошью, а детали дыхательного автомата промывают теплой водой и просушивают. После тщательного осмотра части дыхательного автомата и всего аппарата собирают в обратной последовательности.

Регулировку дыхательного автомата и редуктора производят в ходе полной проверки при обнаружении каких-либо нарушений в их работе, а также после ремонта. Исправный и отрегулированный дыхательный аппарат не должен затруднять дыхание водолаза. Величина сопротивления аппарата дыханию водолаза определяется на манометре-реометре и не должна превышать 50 мм вод. ст.

Регулировка дыхательного автомата заключается в правильной установке его рычагов, которую производят посредством регулировочного винта, имеющегося на нижнем рычаге. При нормальной установке величина зазора между верхним рычагом и линейкой, положенной на кольцевую кромку корпуса автомата (вместо мембраны), должна быть равна 2—3 мм. Рычаги должны вращаться вокруг своих осей свободно, без заеданий.

Для проверки и регулировки установочного давления редуктора на место заглушки клапана автомата устанавливают контрольный манометр. Открыв запорные вентили баллонов, проверяют давление в редукторе, которое должно быть в пределах 5—7 ат. Если оно отклоняется в ту или другую сторону, производят регулировку пружины редуктора посредством регулировочного винта, предварительно вывернув предохранительный клапан. Одновременно проверяют величину остаточного давления и скорость восстановления давления в камере редуктора после полного вдоха. Давление не должно падать ниже 2—2,5 ат, а по окончании вдоха должно сразу же повышаться до установочного.

Помимо указанной проверки, редуктор аппарата ШАП-40 проверяют с подключенным к нему водолазным шлангом. После открытия вентиля транспортного баллона и поступления воздуха в редуктор маховичком последовательно устанавливают подачу воздуха под давлением 8,9 и 10 ат. Эту операцию повторяют дважды: без подключения дыхательного аппарата и с его подключением. В последнем случае у автомата аппарата снимают крышку и нажатием на его рычаги периодически подают воздух.

Исправный редуктор должен подавать воздух, удерживая его давление в пределах ± 1 ат.

Регулируют указатель минимального давления аппаратов типа АВМ так же, как и указатель кислородных дыхательных аппаратов. Включатель звукового сигнала ШАП-40 регулируют путем изменения степени сжатия пружины толкателя с помощью регулировочной гайки в пределах от 30 до 40 ат.

Проверка универсального водолазного снаряжения (СВУ) проводится аналогично проверкам вышеописанных снаряжений.

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru