Учебники по популярным профессиям
на asv0825.ru

>>> Перейти на мобильный размер сайта >>>

Учебное пособие

ВОДОЛАЗНОЕ ДЕЛО

       

Проверка регенеративного водолазного снаряжения с кислородным аппаратом ИДА-57

Малая проверка этого типа снаряжения производится с целью выявления и устранения неисправностей.

Проверяется герметичность вентиля кислородного баллона, для чего отвод запорного вентиля закрывают заглушкой, вентиль открывают до отказа и баллон погружают в воду. При исправном запорном вентиле воздушных пузырьков в воде не должно быть.

Проверяется клеймо об очередном сроке испытания баллона.

Если слюдяные клапаны вдоха и выдоха исправны, то они свободно перемещаются между направляющими крестовинами. Клапаны, имеющие дефекты (незначительные отслоения, расщепления), заменяются.

Клапан или клапанную пружину заменяют после снятия направляющей крестовины. Направляющие крестовины должны быть без люфта (слабины) в кольцевом пазу, а их ножки — составлять с крестом прямой угол.

При сборке аппарата необходимо обратить внимание на исправность прокладок и надежность соединения к клапанной коробке гофрированных трубок и шлема.

Полная проверка касается главным образом кислородного дыхательного аппарата и производится в тех случаях, что и вентилируемого снаряжения.

Дыхательный аппарат вначале разбирают по узлам, выявляют неисправные узлы, подлежащие детальной разборке. Полную разборку аппарата разрешается совершать лишь опытному инструктору или в мастерской.

Кислородоподающий механизм полностью разбирают только в том случае отказа или нарушения нормы подачи кислорода, негерметичности клапанов, при попадании воды в камеру редуктора. Чтобы разобрать редуктор, нужно снять колпачок, ослабить контргайку регулировочного винта, вывернуть винт и вынуть регулировочную пружину с нажимной головкой* После этого отвернуть накидную гайку, извлечь диафрагму, плашку и шпильки. Вывернув заглушку камеры редуктора, вынуть пружину, вывинтить седло клапана редуктора и снять прокладку.

Ручной пускатель (байпас) разбирают в такой последовательности: отвернув накидную гайку, снимают колпачок и вынимают кнопку, мембрану, плашку и шпильки. Затем аккуратно вывинчивают дозирующий штуцер.

Разборка указателя, минимального давления совершается в следующем порядке: вывертывают прижимную гайку, головку указателя и регулировочную гайку, извлекают стопорный стержень с пружиной и диафрагму. Затем, отвернув прижимную гайку штока указателя, аккуратно вынимают шток, а затем пружину.

Для разборки дыхательного автомата необходимо, сдвинув крепительные скобы, снять крышку, вынуть мембрану и, отвернув винты, снять клапан автомата. Если необходимо разобрать клапан, то, отвернув втулку, вынуть шпильку — ось и снять рычаг. Все разобранные детали автомата начисто протирают, внимательно осматривают и дезинфицируют.

Поврежденные диафрагмы, износившиеся прокладки и прочие неисправные детали заменяют новыми.

Собранный кислородоподающий механизм обязательно проверяют на ручную подачу кислорода байпасом и редуктором по времени заполнения дыхательного мешка или с помощью реометра-манометра.

Клапанную коробку разбирают в такой последовательности: лапки направляющей крестовины клапана выдоха выводят из кольцевого паза седла клапанной коробки и снимают крестовину вместе с пружиной и слюдяным клапаном. При этом клапан приподнимают от седла и пальцами прижимают лапки к крестовине, чтобы не повредить их. После чего клапан отпускают и освобождают пружину от крестовины. Таким же способом вынимают направляющую крестовину с клапаном вдоха и пружиной из кольцевого паза патрубка трубки вдоха. Вывинчивают винт пробки крана, снимают колпачок, пружину, ручку и фибровую шайбу и вынимают полую пробку крана. Все детали клапанной коробки протирают сухой ветошью, дезинфицируют и проверяют на исправность.

Травяще-предохранительный клапан для полной разборки необходимо отсоединить от дыхательного мешка. При разборке соблюдают следующий порядок: вывертывают стопорный винт, отворачивают крышку, вывертывают центральный винт, отсоединяют пружину от тарельчатого клапана. Затем отвертывают штуцер с лепестковым клапаном, а для замены лепестка снимают ленту и бензель.

Осмотрев детали и устранив (неисправности, производят сборку, в обратном порядке.

Регулировка кислородного аппарата включает регулировку кислородоподающего механизма и указателя минимального давления. Этому обычно предшествует проверка сопротивления аппарата дыханию водолаза, нормы постоянной подачи кислорода и давления, при котором срабатывает указатель минимального давления. Первые две проверки производят реометром-манометром (описание прибора дано в главе 3), третью — при помощи «перепуска» с манометром. Для подсоединения аппарата к реометру-манометру при проверке сопротивления дыханию пользуются специальным патрубком с отводной трубкой. Один конец патрубка присоединяют к штуцеру шлема, другой — к клапанной коробке. На отводную трубку патрубка надевают тонкий резиновый шланг, второй конец присоединяют к левому отводу тройника прибора (правый отвод заглушают).

Водолаз включается в аппарат и по левой шкале прибора определяет сопротивление системы дыханию.

Для проверки постоянной подачи кислорода нужно снять заглушку с коробки поглотителя и поставить на ее место резиновую пробку со стеклянной трубкой. Последнюю при помощи тонкого резинового шланга соединить с отводом тройника реометра-манометра. Затем, наложив на шланг зажим, надуть дыхательный мешок кислородом, взвести указатель и открыть вентиль баллона аппарата.

Постепенно отпуская зажим на шланге, по правой шкале прибора определяют постоянную подачу кислорода. Если подача отличается от нормы, то при помощи регулировочного винта редуктора устанавливают нужную подачу.

Для регулировки указателя минимального давления необходимо присоединить к вентилю транспортного баллона «перепуск» с манометром, а к переходному штуцеру — кислородоподающий механизм. Нажав кнопку указателя, открыть вентиль транспортного баллона и сразу же закрыть его. После этого нажать кнопку байпаса и, наблюдая за манометром, заметить, при каком давлении срабатывает указатель.

Если указатель срабатывает за пределами 20—30 ат, регулировку производить посредством вращения регулировочной гайки указателя.

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru