Принцип работы аппарата АВМ-3 при автономном дыхании. Воздух из баллонов аппарата подается следующим образом; перед началом погружения водолаза открывают вентиль 4 на баллонах я закрывают вентиль 5 резервной подачи. Через открытый клапан вентиля 4 и дюзу в вентиле 5 давление воздуха распространяется под мембрану в полость Б, прогибает мембрану, преодолевая усилие пружины 13 вентиля, и открывает седло, через которое воздух проходит под клапан редуктора.
В редукторе высокое давление воздуха редуцируется до рабочего 3—4 кгс/см2 и воздух .проходит под клапан легочного автомата.
Во время вдоха в трубке и подмембранной полости А дыхательного автомата давление понижается, мембрана прогибается внутрь корпуса, давит на рычаг 17, который, в свою очередь, давит на рычаг 18, а последний надавл ивает на шток клята на А5, Клапан отходит от седла 19 и воздух проходит в полость А дыхательного автомата и далее по трубке на вдох. При выдохе в трубке и подмембранной полости А создается избыточное давление по сравнению с окружающим давлением, мембрана прогибается в другую сторону, освобождает рычаги 17 к 18 к клапан 15 под давлением воздуха, поступающего из редуктора 2, прижимается к седлу, поступление воздуха в полость легочного автомата прекращается.
Одновременно с выдохом открывается клапан 20 и воздух выходит через резиновый лепестковый клапан и отверстия в крышке легочного автомата наружу.
Схема работы дыхательного автомата АВМ-3 при вдохе и выдохе аналогична схеме работы легочного автомата аппарата A.BM-1M.
В случае повышения давления воздуха в камере редуктора более 5—8 кгс/см2, предохранительный клапан 22 вытравливает его наружу.
Обратный клапан 23 давлением воздуха прижимается к седл и закрывает выход воздуха из аппарата через выходной штуцер», шланга.
При падении давления в баллонах до 45—30 кгс/см2 пружина 13 преодолевая усилие давления воздуха под мембрану, через шпиндель и жесткий центр прижимает мембрану к седлу и закрывает, отверстие седла. После этого воздух к редуктору проходит только через дюзу.
Проходное сечение дюзы, не обеспечивает полного вдоха, вследствие чего сопротивление на выдохе повышается, и дыхание водолаза затрудняется. В этом случае водолаз должен подняться на поверхность.
Для восстановления нормального дыхания он вручную открывает вентиль 5, повернув его маховичок на четверть оборота. При повороте маховичка шпиндель поднимается, сжимает пружину 13, освобождая жесткий центр и мембрану, которая под давлением, воздуха прогибается и открывает седло. Количество воздуха на вдох увеличивается.
Действие аппарата АВМ-3 при подаче воздуха по шлангу с поверхности. Перед погружением вентили 4 и 5 закрывают. К входному штуцеру 26 легочного автомата присоединяют водолазный шланг ВШ-1 (на рис. 36 показан пунктиром). С поверхности в шланг подается сжатый воздух, давление в котором поддерживается 1—4 кгс/см2 избыточным над глубинным давлением.
Воздух по шлангу проходит через клапан 23 к клапану 15 и аналогично описанному выше поступает на вдох. В случае прекращения подачи воздуха, по шлангу водолаз вручную открывает вентиль 4 на баллоне, при этом дышит воздухом из баллонов аппарата.
При подаче воздуха по шлангу обратный клапан 28 прижимается давлением воздуха к седлу и закрывает 1 проход воздуха в полость редуктора 2.