Учебники по популярным профессиям
на asv0825.ru

Водолазное дело
учебное пособие

       

Шланговый аппарат ШАП-40

Аппарат ШАП-40 (рис. 31) является некоторой разновидностью воздушнобаллонных аппаратов. Особенность его заключается в том, что воздух для дыхания водолазу подается по шлангу с поверхности из транспортного баллона или от ручной нагнетательной помпы. Имеющийся в баллонах аппарата сжатый воздух служит аварийным запасом и используется в случае прекращения подачи воздуха (по шлангу.

Шланг крепится к аппарату через быстродействующий разъем, что позволяет в случае необходимости быстро и легко освободиться от него.

Шланговый аппарат ШАП-40

Рис. 31. Шланговый аппарат ШАП-40: 1 — дыхательный автомат; 2 — баллоны; 3 — водолазный шланг; 4 — шланпэвый разъем; 5 — редуктор; 6 — гофрированные трубки; 7 — загубник;8 — оголовье; 9 — пенопластовая подушка; 10 — основание; 11 — вентиль; 12 — зарядный штуцер; 13 — ремни

В состав снаряжения входят: шланговый аппарат ШАП-40, гидрокомбинезон, маска и принадлежности — водолазный шланг с разъемом, (редуктор, лоясной груз, водолазный нож.

Схема работы аппарата (рис. 32). Воздух под давлением 150 кгс/см2 из транспортного баллона 1 поступаегг в редуктор 2, отрегулированный на установленное давление 8 кгс/см2, и по шлангу подается к дыхательному автомату аппарата.

Схема работы аппарата ШАП-40

Рис. 32. Схема работы аппарата ШАП-40:
1 — транспортный баллон; 2 — реруктор с манометрами; 3 — водолазный шланг; 4 — мембрана автомата; 5 — рычаги; 6 — шток клапана; 7 — пружина; 8 — мембрана; 9 — шайба толкателя; 10 — пружина; 11 — клапан; 12 — пружина автомата; 13 — шланговый разъем; 14 — вентиль; 15 — баллоны; 16 — звуковой сигнал; 17 — пружнна толкателя; 18 — толкатель; 19 — седло; 20 — поршень; 21, 22 — манометры; 23 — редуктор автомата; 24 — включатель звукового сигнала

При вдохе в подмембранной полости дыхателыюго автомата создается разрежение. Вследствие разности давлений между наружной средой и подмембранной полостью дыхательного автомата мембрана прогибается внутрь автомата и поворачивает рычаги, которые нажимают на шток клапана 6. Клапан открывается, пропускает поток воздуха из шланга в подмембранную полость автомата и в дыхательные органы водолаза. В момент открытия клапанов давление в шланге и в подмембранной полости редуктора задает, тогда под действием пружины мембрана 8 прогибается внутрь корпуса редуктора 2, давит на толкатель и, сжимая пружину, открывает клапан 11.

Воздух из баллона через седло поступает в шланг, пополняя расход. После прекращения вдоха давление в подмембранной полости легочного автомата выравнивается с давлением окружающей среды. Мембрана перестает давить на рычаги, клапан 6 легочного автомата усилием пружины 12 и давления воздуха закрывает отверстие седла. После этого давление в шланге и в подмембранной полости редуктора 2 поднимается до установочного, мембрана 8 прогибается вверх, сжимая пружину. Клапан 11 усилием пружины закрывает седло, таким образам поступление воздуха из баллона в шланг прекращается.

В случае отключения шламга от аппарата с помощью разъема (например, при аварии) водолаз открывает вентиль аппарата 14 и дышит аварийным запасом воздуха, находящегося в баллонах 15 аппарата. Воздух из баллонов под давлением 20-30 кгс/см2 поступает в редуктор 23. В нем давление понижается до 5—7 кгс/см2 и подается к клапану легочного автомата, а оттуда через отверстие седла при каждом вдохе поступает в дыхательные органы человека.

При работе в аппарате давление воздуха в баллонах непрерывно падает и, когда достигает 40—50 кгс/см2, вступает в действие включатель звукового сигнале 24.

Подводный шланговый аппарат состоит из следующих основных узлов (см. рис. 31): дыхательного автомата, баллонов, водолазного шланга, шлангового разъема, редуктора, гофрированных трубок, мудштучной коробки с загубником, наголовника, подушки, основания, вентиля, зарядного штуцера и крепежных ремней.

Дыхательный автомат с редуктором предназначен для подачи воздуха в момент вдоха и прекращения подачи воздуха во время выдоха.

Дыхательный автомат аппарата ШАП-40 устроен так же, как и аппарата АВМ-1М.

Шланг резиново-тканевый водолазный предназначен для подачи воздуха из транспортного баллона к аппарату во время работы водолаза под водой.

Он рассчитан на рабочее давление 10 кгс/см2 и глубину погружения до 40 м.

Наружный диаметр шланга 19 мм, внутренний — 8,5 мм. Шланг состоит из трех рукавов, каждый по 20 м.

Один конец шланга с накидной гайкой присоединяется к редуктору 2, другой с угловым штуцером — к штуцеру дыхательного автомата (вместо заглушки).

Шланг имеет разъем, предназначенный для быстрого его отсоединения от аппарата, в случае если шланг зацепился за какие-либо предметы и не позволяет водолазу подняться на поверхность.

В разъёме шланга обратный клапан предотвращает выход воздуха из аппарата в воду, когда воздушный шланг при помощи разъема отключен от аппарата.

Баллоны предназначены для хранения аварийного запаса сжатого воздуха, необходимого для дыхания -водолаза под водой в аварийных случаях, а также, когда аппаратом пользуются без шланга.

Емкость двух баллонов 4 л, общий запас воздуха при давлении 20 кгс/см2 составляет 800 л.

Звуковой указатель минимального давления служит для своевременного предупреждения водолаза об окончании запаса воздуха в баллонах.

Он состоит из двух основных узлов: а) включателя звукового сигнала 24, расположенного под металлической подушкой (панелью) аппарата и предназначенного для подачи воздуха на свисток; б) звукового сигнала 16, расположенного в дыхательном автомате, используемого для вотроизведения звука при прохождении через него воздушного потока. Максимальное количество воздуха, проходящего через свисток, составляет от 8 до 16 л/мин,.

Звук свистка начинает ослабевать при давлении в баллонах 5—10 кгс/см2.

Редуктор 2 предназначен для понижения давления воздуха, подаваемого из транспортного баллона в водолазный шланг, со 150 кгс/см2 до 8—11 кгс/см2.

Производительность редуктора при подводимом к нему давлении воздуха 50 кгс/см2 и давлении на выходе из него 6 кгс/см2 — 300—880 л!мин.

Манометр 21 показывает давление воздуха в баллоне, а манометр 22 служит для контроля за давлением воздуха, поступающего в шланг аппарата.

Вентиль 11 (см. рис. 31) является запорным устройством. При зарядке воздухом и пользовании аппаратом без шланга он должен быть открыт до отказа, а во время работы со шлангом его необходимо закрывать. При вращении маховичка против часовой стрелки открывается доступ воздуха из баллонов аппарата в редуктор дыхательного автомата и к звуковому сигналу.

Зарядный штуцер, расположенный на корпусе вентиля, после наполнения .аппарата воздухом закрывается заглушкой.

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru