Учебники по популярным профессиям
на asv0825.ru

Водолазное дело
учебное пособие

       

Такелажный инструмент

Свайка служит для пробивки прядей при сплесневании тросов и изготовлении огонов. Свайку изготовляют из дерева или металла различных размеров и форм (рис. 110).

Мушкель представляет собой цилиндрическую болванку из дуба, клена или бука, насаженную на деревянную рукоятку. Применяется для выравнивания прядей тросов, деформировавшихся при пробивках, что бывает при сплесневании тросов, изготовлении огонов и т. д.

Полумушкель состоит из деревянной болваяки полукруглого сечения и рукоятки. На болванке имеется продольный полукруглый кип, которым полумушкель накладывается на трос. Шкимушгар или линь, употребляемый при выполнении бензеля или клетневании троса, накладывается на полумушкель несколькими шлагами, а затем два-три раза обводится вокруг его рукоятки.

Такелажный инструмент

Рис. 110. Такелажный инструмент:
1 — свайка; 2 — мушкель; 3 — полумушкель; 4 — такелажная лопатка; 5 — машинка для сгибания тросов

Такелажная лопатка применяется в тех же случаях, что и полумушкель, т. е. при наложении бензелей и клетневании тросов.

Машинка для сгибания тросов служит для сгибания жестких стальных тросов при изготовлении огонов и наложении бензелей.

Такелажные принадлежности и приспособления, используемые при выполнении такелажных работ

Коуш — металлическое кольцо с желобком по обводу (рис. 111, а). Он заделывается в огон для предохранения троса от крутого изгиба. Коуши бывают продолговатой, круглой и треугольной формы.

Рым, коуш и обух

Рис. 111.
а — коуш; б — рым и обух

Обух и рым (рис. 111, б). Обухом называется неподвижное металлическое кольцо, служащее для закладывания в него блоков талей, канифас-блоков, соединительных скоб и др.

Рым — подвижное кольцо, служащее для тех же целей.

Скобы бывают такелажные, якорные и судоподъемные. Такелажные скобы разделяются на прямые и круглые. Прямые скобы предназначены для стального троса, а круглые для пенькового троса (рис. 112).

Скобы

Рис. 112. Скобы:
1 — такелажные скобы; а — прямая; б — круглая; 2 — якорная скоба

Якорлые скобы служат для соединения якорной цепи. В аварийно-спасательных работах применяются в тех случаях, когда нужно одной скобой соединить два или три стропа.

Судоподъемные скобы применяются при судоподъемных работах. Они бывают полотенечные и понтонные, рассчитанные на предельную допустимую нагрузку 20, 40, 70, 100, 175 и 200 т.

Гаки — стальные кованые крюки, используемые для крепления тросов и цепей при подаче предметов, разделяются они на глухие, вертлюжные, складные (храпцы), глаголь-гаки и грузовые (рис. 113).

Гаки

Рис. 113. Гаки:
а — глаголь-гак; 1 — увеличенное звено; 2 — откидной гак; 3 — стопорное звено; б — грузовой гак; в — вертлюжные гаки

Талрепы применяются при обтяжке фальшивых шпангоутов на пробоине, шкотов пластырей, поперечных найтовов понтонов и в других операциях (рис, 114).

Винтовой талреп

Рис. 114. Винтовой талреп:
1 — корпус; 2 — гек со стержнем

Блоки (рис. 115) служат для основы талей, а также для изменения направления тяги. Блоки могут быть одношкивные, двух-шкивные, трехшкивные и многошкивные; по материалу изготовления — деревянные и металлические. Деревянные применяются для основы пеньковых тросов, а металлические — для стальных тросов.

Блоки

Рис. 115. Блоки:
1 — деревянные блоки с внутренней оковкой; 2 — металлические блоки; 3 — канифас-блок

Гордень представляет собой снасть, проходящую через неподвижный одношкивный блок. Применяется там, где нужно изменить направление тяги. В водолазном деле используется при подъеме грузов из трюма затопленного корабля.

Тали, основанные между двумя одношкивными блоками, применяется там, где не требуется большого выигрыша в силе.

Тали, основанные между двухшкивным и одношкивным блоками, служат для обтягивания стропов и подкильных концов пластырей. В рудовой практике их часто называют хват-талями.

Основывание гиней

Рис. 116. Основывание гиней (цифрами показан порядок заведения лопаря):
а — трехшкнвные; б — пятншкивные тали

Гини представляют собой блоки больших размеров с большим числом шкивов. Применяются при подъеме больших тяжестей. На аварийно-спасательных работах служат для стаскивания кораблей с мелей, вытаскивания их на берег, поворачивания затопленных кораблей на ровный киль. Тяговая сила гиней достигает 40—60 т. Большие плавучие краны имеют гини подъемной силы в 100, 150 и 200 т (рис. 116).

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru