Профессиональное обучение
(сборник учебников по профессиям)

Водолазное дело
учебное пособие

       

Глубоководное фотографирование

К специальным видам подводных съемок можно отнести глубоководную фотосъемку аппаратами-автоматами, работающими синхронно с импульсными осветителями, и съемку с экранов глубоководных телевизионных камер.

В первом случае под воду погружают прибор, оборудованный устройством для автоматической перемотки пленки и взводом затвора фотоаппарата. Затвор работает синхронно с электронными лампами-вспышками. При движении судна, с которого опущена фотоустановка, прибор планирует под водой вслед за ним и через определенные промежутки времени производит фотосъемку окружающей среды.

Каждый кадр, снятый на пленку, имеет отметку глубины, на которой произведена съемка, и времени съемки для установления места съемки. Однако такая съемка, выполненная фактически вслепую, не всегда дает положительные результаты.

Более надежна и точна фотосъемка с экрана глубоководного телевизора, когда дежурный оператор фиксирует именно тот кадр, который является наиболее ценным.

Передающая телекамера, заключенная в герметичный бокс, воспроизводит подводные картины, освещаемые мощными, в несколько тысяч ватт лампами накаливания. Телекамера может быть оснащена устройством, обеспечивающим ее принудительное, по заданию оператора, перемещение.

Одной из разновидностей глубоководного подводного фотографирования является фотосъемка дна океанов и морей. В этом случае фотоустановка оснащена устройством, которое включает синхронно затвор аппарата и осветителя в момент приближения камеры к поверхности дна. Дистанционный выключатель срабатывает лишь в том случае, когда специально опущенный с фотокамерой груз коснется грунта.

Стереофотосъемка дна, проводимая советскими исследователями с экспедиционного судна «Витязь» и с других судов, открыла тайны таких глубоководных впадин, как Филиппинская с глубинами в 9—10 тыс. м.

Методика проведения кино и фотосъемок. Основные правила пользования съемочной аппаратурой и методические советы:

  1. При подводной фотосъемке всегда не хватает контраста. Поэтому необходимо, не полагаясь на субъективное восприятие, выбирать наиболее контрастное сочетание между снимаемым объектом и фоном. Если объект съемки темный, хотя глаз человека хорошо видит его на темном фоне грунта, необходимо снимать такой объект на светлом фоне поверхности воды снизу вверх. Светлый объект лучше фотографировать на темном фоне грунта или на фоне уходящей в глубь воды — сверху вниз.
  2. Вследствие искажений цветопередачи под водой не рекомендуется проводить цветную фотосъемку на глубинах более 4 м, при естественном освещении, лучше пользоваться искусственным освещением.
  3. Панорамные планы следует фотографировать совместно с напарником. Человек оживляет подводный ландшафт и часто служит масштабом на подводном снимке. Водолаза или пловца в темном гидрокостюме лучше снимать на фоне светлого песчаного дна или светлой поверхности воды. Для подводных съемок светлый костюм водолаза или пловца более эффектен, снимки могут быть хорошими при верхней и нижней позициях фотографа.
  4. Животных под водой желательно снимать в естественной обстановке. Подводные обитатели в присутствии человека отлично маскируются, это иногда заставляет фотографировать их в искусственно созданных условиях.
  5. Подводная съемка для получения крупномасштабных изображений мелких предметов с насадочными кольцами дает отличные результаты как при цветном, так и при черно-белом фотографировании. Применение зеркальных фотокамер наиболее желательно. В этом случае следует пользоваться масштабными рейками, точно определяющими расстояние снимаемого объекта от фотокамеры (0,5 м, 0,6 м, 0,7 м, 0,8 м, 0,9 м, 1 м).
  6. Для подводных фотосъемок, как правило, применяются короткофокусные, широкоугольные объективы. Следует помнить, что изображения, снятые с близкого расстояния (0,5—0,8 м от фотокамеры при размере объекта в длину не менее 1,5 м), получаются непривычными для человеческого глаза. Пропорции изображения кажутся искаженными, чрезмерно увеличенные размеры предметов переднего плана и значительно уменьшенные заднего нарушают привычную для глаз перспективу.

Вопросы методики фотосъемок под водой очень тесно переплетаются с законами подводной освещенности, прозрачности воды, распространением в воде лучей света и с правилами эксплуатации оборудования для съемок.

Работая с фото- и кинобоксами, следует помнить, что наиболее слабым звеном этих приборов являются иллюминаторы, которые необходимо оберегать от ударов как в надводном, так и в подводном положении. Незначительный удар по иллюминатору вызовет немедленно его разрушение.

При съемках необходимо строго соблюдать следующие правила эксплуатации бокса:

  1. Перед проведением подводных работ с аппаратами, заключенными в герметизирующие боксы, проверить прочность элементов боксов, погружая их без камер на предполагаемые глубины.
  2. При работе с подводным фотоаппаратом следует очень точно определить кадр рамочным видоискателем, учитывая параллакс объектива и видоискателя, наиболее ощутимый на ближних дистанциях съемки.
  3. Плавный взвод и спуск затвора намного повысят надежность работы камеры и четкость изображения. Сравнительно большие экспозиции (1/30 и 1/50 сек.) при съемках с рук могут вызвать «смазывание» изображения при спуске затвора.
  4. При съемках с забоксированным импульсным осветителем следует особенно тщательно следить за надежностью герметизации кабелей и не допускать электрического разряда конденсаторов в воду. Разряд конденсаторов, имеющих большую емкость — порядка 2500 мф, может быть опасным для подводного фотографа.

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru