Учебники по популярным профессиям
на asv0825.ru

Водолазное дело
учебное пособие

       

Глава VIII. Подводное фотографирование

Подводная съемка как метод работ и исследований под водой в последнее десятилетие применяется широко.

Принципиального отличия подводное фотографирование от надводного не имеет, однако съемка под водой требует решения некоторых частных теоретических и практических задач.

Вода, даже оптически чистая, примерно в 1000 раз сильнее воздуха ослабляет видимый свет. На практике приходится встречаться с растворами солей в воде и загрязнением ее органическими и неорганическими примесями.

При фотографировании в воде изображения получаются мало-контрастными: при цветной подводной фотосъемке очень трудно добитьсяправильной цветопередачи.

Ослабление света в воде вызвано его рассеянием и поглощением. Поглощение водой светового монохроматического потока находится в прямой зависимости от толщины слоя воды.

Наименьшее поглощение света в воде наблюдается при длине волны света, равной 490 ммк, что соответствует синему цвету. На этом участке спектра вода очень незначительно поглощает световой поток. Потери составляют 1,5% при прохождении светом пути длиной в 1 м. На участке спектра красного цвета с длиной волны около 720 ммк показатель поглощения достигает наибольшего значения. Потери в этом случае доходят до 60% при пути света в 1 м.

Поглощение света в природной воде в области видимого спектра с достаточной степенью точности можно принять как сумму двух поглощений: поглощения света взвешенными в воде частицами и оптически чистой водой.

Наибольшие затруднения при подводном фотографировании вызывает не поглощение света, а его рассеяние. Оно вызвано содержанием в воде планктона, органических и неорганических частиц, поднятых течением со дна или принесенных из рек, а также воздушных пузырей. Наиболее сильно рассеивают свет пресные проточные воды озер, прибрежные воды морей и океанов.

Для нормального подводного фотографирования очень важно соотношение количеств рассеянного и направленного света. Рассеянный свет не может участвовать в образовании изображения и тем не менее, попадая через фотографический объектив на пленку, он засвечивает светочувствительный слой негативного фотоматериала. В некоторых условиях рассеянный свет создает такие почернения негатива, что обработка и изготовление фотоотпечатка становятся невозможными.

Для снятия дымки и получения более четких снимков при черно-белой подводной фотографии и для правильной цветопередачи при цветной подводной фотографии необходимо пользоваться корректирующими светофильтрами.

При подводных съемках на черно-белую пленку для корректирования светового потока следует пользоваться оранжевыми и желтыми светофильтрами ОC-12, ЖС-12, ЖС-18.

Надежным помощником при фотографировании под водой является искусственное освещение. Подводная фотосъемка требует мощных источников света, при этом желательно автономное питание их электроэнергией.

Электронные импульсные лампы и лампы-вспышки одноразового действия повышают качество снимков. Источники освещения, получающие постоянное питание с поверхности, могут быть использованы для подводных киносъемок, телевидения или фотосъемок в затопленных шахтах, затонувших кораблях, в пещерах и т. д. Кабель для их питания в этом случае комплектуется совместно с воздушным шлангом и телефонным, кабелем водолаза.

Конструктивное оформление и схемы импульсных ламп «Молния», «ЭВ-1», «Луч-59» и «ФИЛ» оказываются наиболее пригодными для применения их в подводной фотосъемке. Импульсные лампы дают очень короткую (от 1/2060 до 1/500 сек.) и мощную вспышку. Световой поток этой вспышки очень близок по своему спектральному составу к солнечному. Свет электронной импульсной лампы позволяет снимать на цветную пленку, применяемую для дневного освещения. Это очень важно, так как при выборе корректирующих светофильтров можно пользоваться теми же номерами светофильтров, что и при съемках с естественным освещением.

При выборе оптимального расположения источника освещения нужно стараться уменьшить путь луча света в воде и избегать прямого освещения среды между объектом и фотокамерой.

Путь света в воде уменьшают, вынося лампу вперед к снимаемому объекту. Для устранения плоского освещения объекта и прямого засвечивания среды перед объективом лампу выносят в сторону от камеры. Таким образом, ясно, что источники освещения необходимо располагать впереди аппарата и по сторонам (рис. 105).

Позиция осветителя по отношению к снимаемому объекту

Рис. 105. Позиция осветителя по отношению к снимаемому объекту

Экспозицию при съемке под водой с импульсной лампой определяют следующие факторы: мощность энергии вспышки, расстояние между источником света и объектом, расстояние между объектом и фотокамерой, свето- и цветочувствительность используемогс негативного материала, плотность применяемых корректирующие светофильтров, прозрачность воды в районе фотосъемок.

Совокупность всех этих факторов определяет величину относительного отверстия объектива. Современные конструкции боксов — кожухов для фотокамер позволяют под водой регулировать размер диафрагмы, изменяя тем самым количество света, используемогс на экспозицию негатива.

Перед фотосъемкой необходимо подсчитать для данной прозрач ности воды и применяемой светочувствительности фотоматериалоЕ примеры экспозиций для нескольких контрольных расстояний.

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru