Учебники по популярным профессиям
на asv0825.ru

Современный велосипед

       

Настройка и обслуживание велосипедных тормозов

Как известно, именно надежные тормоза позволяют велосипедисту разгоняться до больших скоростей, иначе...

Рис. Настройка кантилеверных тормозов

Рис. Регулировка натяжения тормозного троса

Самыми распространенными сейчас являются тормоза векторного типа, или V-брейки, или, если совсем просто, ви-брейки. Трудно придумать конструкцию проще: V-брейки - это два длинных параллельных рычага плюс несколько простых регулировок.

Рис. Векторный тормоз
1 - поводок, 2 - гофрированный пыльник, 3 - гайки крепления тормозных колодок, 4 - тормозные рычаги, 5 - тормозные башмаки, 6 - оси вращения рычагов, 7 - болтики натяжения пружин, 8 - болт крепления тормозного троса, 9 - регулировочные гайки, 10 - плоские пружины, 11 - серьга поводка

Установка и настройка векторных тормозов (V-brake): перед установкой тормоза имеет смысл проверить, в каком состоянии обода, и исправить все «восьмерки» и эллипсы.

1. Тормозные ручки и комборучки SHIMANO закрепляются с помощью шестигранного ключа на 6 мм. Для ручек других производителей могут потребоваться ключи 4 мм и 5 мм. Затем надо вывинтить полый болт регулировки натяжения тормозного троса на тормозной ручке примерно на 2/3 длины.

2. Тормозной рычаг надевается на хорошо смазанные штырьки (оси) таким образом, дабы штифт lb вошел в отверстие 1а, а затем зажимается болтом 1с. Необходимо установить регулировки 7 в среднее положение каждую, причем так, чтобы пружина каждого рычага была хотя бы слегка натянута.

3. Установка тормозной колодки: 2а - большая шайба (6 мм) с внутренним конусом, 2Ь -малая шайба (3 мм) с внутренним конусом, 2е -кронштейн, 2d, 2f - коническая шайба, 2g - шай-ба-гровер, 2с - гайка. В зависимости от ширины обода и износа тормозного башмака шайбы 2а и 2Ь можно без проблем менять местами.

4. Регулировка тормозных колодок: нажав большим пальцем на тормозной рычаг, прижимаем колодку к тормозной дорожке обода и шестигранным ключом на 5 мм ослабляем гайку крепления колодки к рычагу. Выставляем колодку так, чтобы ее ось была по возможности перпендикулярна плоскости обода и тормозному рычагу.

От верхнего края обода до колодки расстояние должно быть не менее 1-2 мм, и тормозной башмак колодки должен полностью располагаться на тормозной дорожке и быть плотно к ней прижат.

После чего ключом на 5 мм снова закрепляем колодку. Затем аналогичную операцию установки проделываем со второй колодкой.

ВНИМАНИЕ: тормозная колодка ни в коем случае не должна касаться боковины покрышки, иначе покрышка прикажет долго жить!

Когда колодка выровнена, гайка 2с закручивается ключом 5 мм. Аналогично устанавливается и вторая колодка.

5. Теперь нам предстоит главная задача: необходимо добиться, чтобы колодки плотно прилегали к ободу при нажатии на ручку тормоза и подходили к нему одновременно. Для этого следует слегка отвернуть гайку (болтик) регулировки 8 и, продев тормозной трос через поводок 1 и резиновый гофр 2 (если тормоз устанавливается с «нуля»), вытянуть трос до прижатия колодок или хотя бы одной к ободу так, чтобы общий зазор В+С=2 мм, и снова закрутить гайку 8. Нажав на тормозную ручку, по движению тормозных рычагов легко можно определить, какая из колодок касается обода первой, а какая не доходит.

6. Теперь заворачиваем регулировочный винт 7 на том рычаге, который отклоняется слишком слабо (колодка приходит первой), и, соответственно, отворачиваем его, если рычаг отклоняется слишком сильно (колодка не доходит до обода). Методом приближений, работая с регулировкой 7, добиваемся баланса: тормозные рычаги отклоняются на одинаковый угол, колодки подходят к ободу одновременно и прижимаются плотно, обод, если смотреть сверху, не сдвигается подошедшей колодкой в сторону.

7. Попеременно крутя винт 2 и полый болт натяжения тормозного троса 1 на тормозной ручке, регулируем удобное положение тормозной ручки и оптимальное натяжение троса. При отпущенной тормозной рукоятке каждая тормозная колодка должна отстоять от обода на 1-2 мм. Если это расстояние больше, то пользуясь регулировкой 1 и вывинчивая полый болт из корпуса тормозной ручки, приближаем колодки к ободу, если меньше, то закручивая его и удлиняя трос, отводим тормозные колодки от обода.

Проверка 1. При отпущенном тормозном рычаге колесо должно свободно поворачиваться, не задевая за тормозные колодки. Теперь контрим полый болт натяжения троса на тормозной ручке соответствующей контргайкой. Аналогичным образом настраиваем тормоз и на другом колесе.

Проверка 2. Накатав несколько километров с интенсивным торможением передним и задним тормозами, осматриваем колодки. Если следы износа распределяются равномерно, то есть тормозной башмак прилегает к ободу всей своей поверхностью, тогда все ОК! Если же нет, положение колодок относительно обода надо подрегулировать, и затем еще раз проверить, как они подходят к ободу. Нередко случается, что тормозной башмак после длительной эксплуатации имеет сильно неравномерный износ. Возможны два варианта. Если башмак не попадает целиком на тормозную дорожку, на нем образуется уступ. Или если колодка подходит к ободу под углом, большим или меньшим 90°, на рабочей поверхности башмака образуется скос. Исправить это просто, - следует вооружиться очень острым ножом, напильником и шкуркой и, сняв колодку с тормозного рычага, срезать уступ и выровнять рабочую поверхность башмака.

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru