Учебники по популярным профессиям
на asv0825.ru

Современный велосипед

       

Что главное в велосипеде или логика выбора велосипеда

Вам кажется странным этот вопрос? Вы полагаете, что велосипед без руля не может ездить, равно как и без колес или педалей? Справедливо. Однако, если мы подойдем к проблеме с другой стороны - на что при выборе велосипеда следует обращать внимание, то все станет на свои места. В самом деле, выяснится, что в велосипеде есть более важные элементы, а есть — менее. Итак, что же в велосипеде главное? На что в первую очередь обращать внимание при покупке велосипеда?

Главное в велосипеде - тот кусок металла, на который вешается все остальное. Он называется «рама». О том, какие они бывают, вы можете прочесть в соответствующей главе. Что зависит от рамы? От нее зависит просто все: и назначение велосипеда, и его ходовые качества. Поэтому первое, что должно вас интересовать при выборе велосипеда - рама. Заметим: если после покупки вы не удовлетворены седлом или вам не нравится руль, это дело поправимое. Менять раму - дело более сложное.

После того, как вы выбрали раму (легче всего выбирать по имени производителя - оно должно быть не слишком громким, но известным), посмотрите на колеса. В колесе есть сразу два крайне важных элемента: обода и втулки. Для начала разберемся с ободами.

«Жизнь» велосипедного обода полна неприятностей: любой наезд на камень или бордюр или, наоборот, попадание в яму чреваты для него крупными неприятностями, именуемыми в народе «восьмерками». «Поймать» сильную «восьмерку» - крайне неприятно. Придется либо ремонтировать на месте, либо, расцепив тормоза, позорно ковылять до дома.

Обода бывают «одинарные», «двойные» и «многостенные». Понятно, что если вы не являетесь любителем экстремальной езды и не ездите в походы, то вполне можете обойтись при езде по городу «одинарными» ободами. Во всех других случаях вам нужно выбирать «двойные».

Итак, второе, на что надо обращать внимание при выборе велосипеда - обода.

Следующий шаг при покупке велосипеда - это выбор втулок. Плохо защищенные от грязи втулки низкого качества не будут обеспечивать вам должную «ходкость» велосипеда. К тому же, менять их проблематично. Придется переспицовывать колесо, что тоже является занятием на любителя. Приятно, правда, что втулки обычно не рассыпаются так, что ехать на велосипеде становится невозможно. Обычно сначала появляются люфт, посторонние звуки. Другими словами, у вас будет шанс после появления первых признаков чрезмерного износа втулок добраться до дому.

Итак, на данном этапе имеем: велосипед с приличной рамой и с хорошими ободами и втулками. Что дальше? Дальше все намного проще: вы можете смело экономить на переключателях, цепи, педалях. Эти элементы навески проще всего заменяются и меньше всего служат. Замена цепи -процедура на 10 минут, смена заднего переключателя займет примерно столько же времени. Сравните с заменой втулки...

Наконец, при выборе велосипеда можно и нужно обратить внимание на седло и покрышки. Конечно, нет ничего проще, чем поменять и то, и другое... Правильно: это можно сделать прямо в магазине. Если вы еще не определились со стилем катания, то берите покрышки как можно более универсальные. Если в магазине на велосипед вашей мечты поставлены «злобные» покрышки — лучше их заменить, как говорят, не отходя от кассы.

С седлом ситуация аналогичная, разве что без гарантии: пока не поездите — не поймете, подходит вам тот или иной тип седла или нет.

И последнее: велосипед - не капуста и не огурцы. Надежная техника не продается на рынках, в универсамах и гипермаркетах. За велосипедом ходят в велосипедные специализированные магазины, и никуда более.

Самое распространенное заблуждение при покупке велосипеда то, что можно купить «простой и надежный велосипед за небольшие деньги». Да, у велосипедов есть «навороты», которые новичками не нужны. Но появляются они на моделях с ценой, уходящей выше 600-800 долларов. Все модели, что стоят меньше, конкурируют между собой по качеству, и не более того. Никаких новых функций или возможностей 500 долларов за байк не добавят к байку за 400. Вопрос процентов на 90 заключается лишь в качестве используемых комплектующих. Удалось производителю найти втулки или переключатели без роду и племени по низкой цене, он поставил их на свою технику и тем самым снизил цену на 10 долларов.

«Макеты» горных велосипедов

Поскольку первые горные велосипеды стоили недешево, с течением времени происходило не только дальнейшее развитие техники, но и ее удешевление. Сначала это обусловливалось развитием и оптимизацией технологий, позже — быстро увеличивающимися объемами продаж. Невысокая цена стала одной из причин высокой популярности горных велосипедов. Но, качнувшись, маятник пошел и дальше. Начали появляться все более и более дешевые велосипеды: 400, 300, 200 долларов, и даже еще дешевле. Хорошая вещь не может стоить очень дешево, но не все готовы это понять. Поэтому ряд компаний, преимущественно из Индии и некоторых других стран Азии, стал «лепить» велосипеды из совершенно некачественных, но очень дешевых комплектующих неизвестного происхождения. Результатом стало появление так называемых «макетов» горных велосипедов за 100-200 долларов, столь распространенных на рынках и в некоторых неспециализированных магазинах нашей страны. У этой техники есть все внешние признаки велосипеда: рама, тормоза, колеса... Но все такого качества, что ездить на «макетах» практически невозможно.

Выбор велосипеда по назначению

Прежде, чем идти в магазин за велосипедом, необходимо определиться, какой велосипед нужен именно вам. Подумайте, где и как вы собираетесь кататься. Этот вопрос в первую очередь касается новичков, выбирающих свой первый велосипед, и тех, кто плохо знаком с современными велосипедами. Более-менее продвинутые велосипедисты обычно уже хорошо представляют, что им нужно. Возможностей использования велосипеда множество. Кто-то ездит на нем на работу, а кто-то на дачу, кто-то неспешно катается вечером в парке, а кто-то гоняет с крутых гор. Одних привлекает возможность попрыгать по бордюрам и ступенькам, а других - промчаться по шоссе. Возможно, вы планируете участвовать в различных соревнованиях или просто кататься по выходным. А может быть, вы хотите провести свой отпуск в велопутешествии? Пофантазируйте, ведь начав активно кататься, вы наверняка будете расширять сферу применения своего велосипеда.

Если вы покупаете байк для участия в соревнованиях, то проблема выбора упрощается. Ведь тип велосипедов для определенного вида соревнований если и не определен четко правилами, то подразумевается их сутью. Вы не поедете на соревнования по кросс-кантри на даунхил-льном или шоссейном велосипеде, создав себе заведомо проигрышную ситуацию из-за их абсолютно не кросс-кантрийного назначения. Вам ничего не мешает поехать на эти соревнования на горном велосипеде с оборудованием не самого низкого уровня.

Если велосипед нужен вам для поездок за город по выходным, то очень многое зависит от того, по каким дорогам вы планируете кататься. К примеру, если вы отдаете предпочтение быстрой езде по лесным дорожкам, холмам и горам, вам потребуется горный велосипед. При более спокойном стиле езды и наличии на маршруте более хороших дорог стоит отдать предпочтение гибридному велосипеду. Если же вы любите скорость и не съезжаете с асфальта, то стоит задуматься о шоссейном велосипеде.

Покупка велосипеда для триала и фристайла потребует определиться с тем, что же вам нужно - ВМХ или же МТВ для стока. Тут все скорее зависит от того, в какой компании и где вы будете прыгать.

Для поездок на работу вам может подойти множество велосипедов: от недорогого горного или гибридного до сити-байка или складного велосипеда. Это зависит исключительно от ваших предпочтений, планируемого маршрута, того, в велоформе или в городской одежде вы будете ездить, где вы собираетесь оставлять велосипед и т. д.

Прикиньте, какую сумму вы готовы потратить на приобретение велосипеда. Потом походите по магазинам, посмотрите, что есть в продаже. Нужно отметить, что если вы хотите на велосипеде ездить, а не постоянно его ремонтировать, не стоит покупать красивый, но дешевый велосипед неизвестного происхождения со звучным названием типа Superbike или Shimano МТВ. Выбирайте велосипеды с известным именем - в России представлено несколько десятков брендов, хорошо зарекомендовавших себя во всем мире. Кроме того, не тратьте на сам велосипед последние деньги, ведь современные велосипеды в своем большинстве продаются абсолютно без всякого дополнительного оборудования. Грубо говоря, вам придется потратить еще 10-30% от стоимости велосипеда на насос, велоаптечку, запасную камеру, а также, возможно, на крылья, компьютер, фонари и фары, шлем, велоформу...

К сожалению, по ряду причин в последнее время цены на велосипеды существенно повысились. На 2009 год для наиболее распространенных горных и гибридных велосипедов можно дать некоторые рекомендации для выбора велосипеда по его цене. Модели стоимостью менее $350 у более-менее известных производителей вообще не встречаются. Исключением могут стать велосипеды таких компаний как Atom, Author, KHS, Stark, Merida. Но это будут модели низшего уровня, часть оборудования на них - от практически неизвестных компаний. Приобретать такие велосипеды все же не рекомендуется.

В диапазоне $350-$500 можно приобрести велосипед с оборудованием начального уровня, но выпущенный производителями с мировым именем, например, Suntour, Shimano и SRAM. Многие начинающие велосипедисты, не уверенные в своих будущих многочисленных поездках, останавливаются как раз на велосипедах из этого ценового диапазона. Такие велосипеды вполне могут подойти для спокойного катания по дорогам и паркам. Но они не подразумевают сколько-нибудь агрессивного использования и не годятся ни для соревнований, ни для триала, ни для серьезных внедорожных поездок. Ехать на подобных велосипедах в длительный поход тоже не стоит - может оказаться недостаточной и прочность, и надежность машины. К тому же, не стоит ожидать от них большого срока службы.

К диапазону цен $500-$800 относятся множество велосипедов от начального до среднего уровня. Велосипеды более дорогих производителей обычно обладают более простой навеской, например, уровня Shimano Altus - Alivio, в то время как менее именитые бренды предлагают за эти деньги модели с лучшим оборудованием, например уровня Shimano Acera - Deore. Велосипеды уже вполне подходят для самого разнообразного применения, исключая очень агрессивную езду, на них меньше откровенно слабых деталей. Ресурс подобных велосипедов при должном уходе может быть весьма немалым.

В принципе, лучший выбор для начинающего велосипедиста - подобные велосипеды общего назначения, то есть наиболее универсальные. Новичок получит действительно неплохой велосипед, который не оттолкнет его возможными проблемами, что любезно предоставит дешевый велосипед, качество работы всех узлов будет приемлемым, а цена еще будет умеренной. Начинающий велосипедист сможет оценить все достоинства современных велосипедов и понять, что ему нужно в будущем, если со временем появится желание купить велосипед более высокого уровня.

Велосипеды стоимостью около $800 - наиболее удачный выбор для многодневного велотуризма. Это обусловливается их умеренной ценой, неплохим качеством и достаточной надежностью. Как показывает практика, использовать для туризма велосипеды (и оборудование) очень высокого уровня не имеет смысла. Например, велосипед за $600 - $800 весит около 13 кг, а весом в 12 кг - более $1000. Снижение массы велосипеда на один килограмм обойдется в круглую сумму, в то время как суммарный вес велосипедиста, байка и велорюкзака изменится всего на 1%. В условиях походной езды это просто невозможно почувствовать. Даже при переноске велосипеда с велорюкзаком суммарным весом около 30-40 кг этот килограмм будет почти незаметен.

Другой аспект - четкость работы навесного оборудования. Разница в четкости работы привода высокого и среднего уровня, безусловно, есть, но не огромная. Проявляется она, в основном, при быстрой езде по сложному рельефу, когда требуется очень быстрая и четкая работы трансмиссии. В походе такие условия езды встречаются не часто. Более ощутима разница работы амортизационных вилок среднего и невысокого уровней, но при не очень агрессивной езде это тоже не столь важно. И последний момент: велопоходы нередко проходят по грязным дорогам. Бывает, что в какой-то момент уставшие велосипедисты перестают объезжать большие лужи. В результате большое количество грязи оказывается в узлах велосипеда. Провести нормальное техническое обслуживание и чистку велосипеда в походе некогда или невозможно; поход может длиться много дней, и оборудование в подобных условиях изнашивается достаточно быстро. Причем скорость износа оборудования высокого уровня ненамного меньше, чем у оборудования среднего уровня.

К диапазону цен $800 - $1200 относятся велосипеды уровня среднего и несколько выше среднего. В этом ценовом диапазоне велосипеды уже начинают подразделять по специализации: например, горные общего назначения, для кросс-кантри, для фристайла.

В диапазон цен $1200-$2000 попадают полупрофессиональные велосипеды и велосипеды для продвинутых энтузиастов. Обычно это велосипеды, укомплектованные оборудованием уровня выше среднего, неплохими амортизационными вилками. Иногда сюда же попадают простые двухподвесные велосипеды с неярко выраженным назначением.

Дороже $2000 стоят байки, ориентированные уже на какую-либо конкретную дисциплину. Встретить их на улице можно нечасто — такие велосипеды используются либо спортсменами, либо фанатами велосипедов. Как правило, велосипедов дороже $3000 вы уже не встретите в магазинах. Они продаются штучно под конкретный заказ. Профессиональные велосипеды для спортсменов с мировым именем могут стоить многие тысячи долларов.

При покупке учитывайте возможность или невозможность установки различного дополнительного оборудования на конкретный велосипед. Наличие стандартных точек крепления сильно облегчит вам жизнь при необходимости установки на велосипед крыльев, багажника и пр.

А может быть, ваши запросы будут столь разносторонними, что вам станут необходимы два или даже три разных велосипеда, ведь универсального велосипеда не существует.

Выбор конкретной модели велосипеда

Конечно, назвать идеальную модель велосипеда - невозможно. Более того, даже если мы сузим задачу — например, найти «лучший велосипед для кросс-кантри», то все равно однозначного ответа не будет. Поэтому мы лишь порекомендуем пользоваться проектом «Обмен опытом по велосипедам» http://velopiter.spb.ru/review/. Суть проекта заключается в том, что велосипедисты оставляют свои отзывы на технику и комплектующие, которыми они пользуются. Конечно, вы и здесь не найдете ответ на вопрос, какой же байк является идеальным. Однако, получив информацию из первых (и, кстати, не заинтересованных рук), вы имеете меньше шансов попасть впросак, купив по наводке продавца «чудесную технику» по «удивительно низкой цене». К сожалению, в среде продавцов, особенно в неспециализированных магазинах (на рынках, в универмагах), «обуть лоха», или, проще говоря, обмануть покупателя, весьма принято. При использовании рекомендаций «Обмена опытом» такой номер не пройдет.

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru