Учебники по популярным профессиям
на asv0825.ru

Современный велосипед

       

Педали

Конструктивные особенности

Классическая педаль - это ось, на которой вращаются подшипники и корпус педали, надетый на нее. Корпус вращается на подшипниках вокруг оси. Подшипники могут быть шариковыми, открытого и закрытого типов, и втулками скольжения, либо комбинацией этих типов.

Более сложная конструкция у контактных педалей с поворачивающейся площадкой. В этом случае на корпус педали, к которому прикреплен контактный механизм, на подшипниках скольжения крепится еще и площадка, служащая дополнительной опорой для ноги.

У хороших педалей ось сделана из хромомолибдена или титана. Корпус алюминиевый, титановый, карбоновый или пластиковый. Площадка, на которой стоит нога - из титана, алюминия, стали или пластика.

Общий совет: не покупайте дешевые педали, они того не стоят.

Контакты. Контактные механизмы пришли на смену туклипсам (ремешковым креплениям). Наиболее распространен стандарт SPD, среди шоссейников - Look, несколько менее распространен стандарт TIME АТАС. Есть и еще несколько других стандартов, не получивших широкого распространения.

Контакты выпускаются с площадками (SPD, TIME и некоторые другие), без площадок (SPD, Look) и с односторонним контактом (SPD).

К преимуществам контактных механизмов следует отнести надежную фиксацию ноги при педалировании и наивысший КПД.

Платформы. Довольно широко распространенный тип педалей, применяющийся от прогулочных покатушек до фрирайда, однако никогда не применяется в гонках кросс-кантри.

Площадка педали широкая и длинная, может быть очень широкой. Элементы, держащие ногу, могут быть слабо выражены на прогулочных педалях и представлять собой самые настоящие шипы 3-4 мм длиной на платформах для экстремального применения.

Для прогулочной езды используют платформы или рамки без агрессивных элементов. Основное их достоинство для данного стиля — ноге более комфортно в обычной обуви.

Для экстремальных стилей катания используют платформы большего размера, агрессивные элементы чаще всего сменные. При использовании таких платформ крайне желательно иметь защиту на голень и икру - педалью очень легко повредить кожу.

Прогулочные. Это самый распространенный тип педалей, устанавливаемый на все велосипеды начального уровня. Стальная или, реже, хромомолибденовая ось; пластиковый или, реже, алюминиевый корпус; стальная, пластиковая или алюминиевая платформа либо рамка.

Ногу такие педали держат посредственно, но и повредить ее, в случае срыва с педали, заметно труднее, чем при использовании платформ.

Стандарты контактов

SPD

Один из ведущих мировых стандартов, разработанный Shimano. Преимущество заключается в простоте использования и настройки, а также доступности и дешевизне запчастей (а конкретно - шипов). Основной недостаток стандарта - плохая работа креплений на дешевых педалях.

Стандарт предусматривает два варианта шипов. Один тип разрешает выстегивание из контакта в любую сторону, другой - только в одну сторону (наружу).

Процесс встегивания и выстегивания очень прост, и за пару недель доводится до автоматизма, а правильная регулировка силы затяжки контакта позволяет в аварийных ситуациях свободно катапультироваться с велосипеда, отделавшись минимальными повреждениями или легким испугом.

Для нормальной работы в грязных условиях SPD требуют смазки площадки контакта. Предпочтительно использовать очень жидкую смазку или аналоги WD-40.

Контакты SPD дают некоторую свободу поворота пятки, что позволяет немного по-разному нагружать мышцы ног - это важно при длительных пробегах.

Высоким качеством отличаются педали производства Shimano и Ritchey. Один из наиболее распространенных производителей, доступных в нашей стране, Wellgo, по качеству существенно уступает обоим, однако и ценовая политика более приятная.

Time Atac

Стандарт не завоевал столь широкой популярности, как SPD или LOOK, однако используется множеством байкеров. Основная причина -худшая износостойкость педалей, в том числе ударопрочность, но в то же время,TIME АТАС в грязных условиях и при обледенении работает значительно лучше, чем SPD.

LOOK

Чисто шоссейный стандарт, предназначенный для соревнований и не способный выжить в других условиях. Нога зафиксирована абсолютно жестко, что позволяет добиться наивысшего КПД от этого узла. Встегнуться в такую педаль просто, но, чтобы выстегнуться, придется приложить некоторые усилия. Это приводит к тому, что в экстренной ситуации шоссейник либо вылетает из велотуфлей, либо летит вместе с велосипедом и получает гораздо больше повреждений, чем если бы он летел сам по себе.

Рис. Контактная педаль Look с игольчатым подшипником

Другие

Необходимо отметить немного набравший популярность стандарт от Crank Brothers. По конструктиву этот контакт должен работать в грязи намного лучше, чем SPD, однако на практике все оказалось не столь радужно. Да и обслуживать эти контакты несколько большая морока, чем хотелось бы пользователю.

Основное преимущество по сравнению с SPD - встегиваться гораздо быстрее за счет четырехстороннего, а не двухстороннего контакта.

Обслуживание педалей

Регулярное ТО

Shimano в своих педалях использует очень качественную защиту от грязи, однако даже в них раз за сезон имеет смысл заменить смазку и проверить состояние подшипников. Если защита ваших педалей от грязи оставляет желать лучшего, смазку следует менять чаще - как только появился хруст или люфт в подшипнике.

Рис. Контактные педали XTR PD-M970
1 - ось педали в комплекте, 2 - болт, 3 - шарикоподшипники, 4 - стальные накладки с крепежом в комплекте, 5 - шипы в комплекте с крепежом, 6 - съемная платформа с отражателями

Площадку контактного механизма имеет смысл время от времени смазывать жидкой смазкой, особенно в грязных условиях и при обледенении. И конечно же, очищать от грязи.

Регулировка SPD

Контактный механизм SPD действует за счет подпружиненной пластины, прижимающей заднюю часть шипа, установленного на велотуфле.

Для комфортного использования контакт должен легко встегивать-ся, легко выстегиваться, но в то же время не давать выдернуть ногу при силовом педалировании.

Поэтому для правильной регулировки найдите небольшую горку с уклоном 5-6%, затяните регулировочные винты на пол-оборота (от полностью расслабленного состояния пружины) и сделайте быстрый силовой заезд в эту горку. Если ноги вырываются из контактов, закрутите регулировочные болты еще на пол-оборота. И так до тех пор, пока ноги не перестанут самопроизвольно выдергиваться.

Однако вы должны без значительных усилий выстегивать ногу в сторону. Если после пробных заездов нога выстегивается в сторону с трудом:

  1. Попробуйте смазать площадку контактного механизма.
  2. Убедитесь, что стоит совместимый с вашими педалями шип.
  3. Убедитесь, что грань прижимной пластины и задняя поверхность шипа не имеют заусенцев.
  4. При использовании дешевых педалей это может оказаться неустранимым производственным недостатком.

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru