Профессиональное обучение
(сборник учебников по профессиям)

Современный
велосипед

       

Кассеты и трещотки

Что такое трещотка? Это механизм свободного хода с храповиком, снаружи на корпус которого навинчены звездочки с разным количеством зубцов. Трещотка (Freewheel Cluster) в сборе навинчивается справа на заднюю втулку, имеющую резьбу на ступице. Поэтому широко распространено название «резьбовые трещотки». Задачи трещоток - передавать усилие от цепи на заднюю втулку, обеспечивать свободный ход и возможность переключения передач для получения разных передаточных чисел трансмиссии велосипеда.

Момент возникновения трещоток скрывается в туманных глубинах прошлого века. Но и сейчас они достаточно широко выпускаются. Например, фирма SHIMANO делает 6- и 7-скоростные трещотки MF-TZ06, MF-TZ37, MF-HG40-7 и соответствующие им задние втулки с резьбой RH-IM10, HB-TS30. Встречаются и 8-скоростные трещотки от SACHS.

Некоторые внутренние звездочки трещоток могут и не иметь резьбы. Конструктивными выступами они входят в шлицы на корпусе барабана храповика, и прижимаются к буртику резьбовой внешней звездочкой, как гайкой.

Трещотки имеют несколько особенностей. Когда велосипедист вращает педали, он завинчивает резьбу крепления самой трещотки на втулке и звездочек на ее корпусе. Попадающие на узел грязь и вода способствуют «прикипанию» элементов. И нередко открутить трещотку от втулки бывает очень трудно. Витки резьбы, на которой держатся звездочки, иногда не выдерживают и срываются. Трещотки достаточно много весят. Большой диаметр механизма свободного хода приводит к повышенным потерям энергии при вращении. И последнее, звездочки изнашиваются гораздо быстрее, чем сам механизм свободного хода (к советским трещоткам это не относится), найти новые звездочки сложно, и приходится менять трещотку целиком. Поэтому кассеты звездочек достаточно быстро потеснили трещотки.

Святие трешотки

Снятие трещотки производится специальным цилиндрическим ключом-съемником, который вставляется в центральное отверстие трещотки. Верхняя часть съемника имеет шлицы под гаечный, газовый или шведский ключ, который надо крутить против часовой стрелки. Одновременно корпус трещотки удерживается от поворота хлыстом, например, из старой цепи, надетым на одну из звездочек. Для усиления воздействия можно удлиннить ключ, надев на его свободный конец трубу, или постучать по нему молотком. Иногда съемник зажимают в тисках, и вращают все колесо.

Разборка трешотки

Трещотка должна быть навинчена на втулку. В центре ее есть стопорное кольцо с двумя отверстиями для штифтового гаечного ключа. На кольце имеется название фирмы или логотип и указатель, куда надо откручивать кольцо, - по часовой стрелке. Иногда кольцо закрыто сверху маленькой звездочкой на 11 или 12 зубцов. В таком случае сначала ее надо открутить, используя уже два хлыста. Одним хлыстом трещотка удерживается от поворота, а другим, против часовой стрелки, откручивается звездочка. Затем штифтовым ключом по часовой стрелке отворачивается стопорное кольцо. Если нет такого ключа, то под острым углом к плоскости вставляем в отверстие кольца плоскую отвертку и, аккуратно постукивая по ее ручке молотком, снимаем кольцо. Это кольцо служит и конусом подшипника с левой резьбой. Под ним находятся маленькие шарики и набор тонких шайб, необходимых для регулировки люфта подшипника. Сняв блок звездочек, можно добраться до внутреннего подшипника большего диаметра с аналогичными шариками и до подпружиненных собачек. От последних зависит работа механизма свободного хода, и, что важнее, их сцепление с храповиком служит для передачи усилий педалирования от звездочек к втулке и далее к спицам и ободу. Собачки могут быть повреждены или сломаны; они могут «залипать», иногда выскакивает или повреждается пружинка.

Рис. Трещотка - механизм свободного хода задней втулки
1 - собачка, 2 - пружина, 3 - храповик, 4 - регулировочная прокладка, 5,6 - движение цепи и оси колеса при педалировании (вид с правой стороны байка), 7 - собачка в рабочей положении, 8 - холостой ход (цепь стоит), 9 - ось свободно вращается, 10 - контргайка, 11 - внешний конус (корпус трещотки), 12 - внутренний конус.

После починки, переборки, чистки и смазки механизма наступает ответственный момент сборки. Чтобы шарики не разлетались в разные стороны, надо покрыть слоем консистентной смазки, например, «ЛИTOЛ-24», обоймы подшипников и сами шарики, чтобы «приклеить» их. Теперь надо поставить на место блок звездочек. Но этому могут помешать растопыренные во все стороны собачки. Для упрощения процедуры собачки можно в 2-4 витка обмотать ниткой, оставив свободный конец. После сборки нить аккуратно вытягивается. Потом укладываются тонкие шайбы, и закручивается стопорное кольцо.

При серьезной поломке трещотки проще и дешевле поставить новую. А старую отправьте на запчасти.

Кассеты

Чтобы уменьшить недостатки классических трещоток, механизм свободного хода с храповиком и собачками был перенесен во втулку. Блок звездочек стал отдельным узлом, который называется кассетой (Cassette Cluster). Кассета имеет внутренние шлицы, соответствующие шлицам барабана втулки. Это техническое решение убило так много зайцев, что трещотки (Freewheel Cluster) стали вымирающим видом. Но надо сказать, что вымирают они достаточно медленно.

Кассеты выполняют все задачи трещоток, за исключением свободного хода. Кассета - это набор стальных звездочек, скрепленных заклепками или болтиками. Исключение, как всегда, составляют кассеты XTR, XT и DuraAce, где часть звезд установлена на алюминиевых венцах. Болтики и заклепки не нужны для правильной установки и работы кассеты, поэтому с легким сердцем их можно вывинтить или спилить. Иногда это необходимо, чтобы собрать кассету с нужным набором звезд. Если же барабан (орех) задней втулки сделан из алюминиевого сплава, кассета должна остаться единым блоком с родным крепежом, чтобы избежать деформации шлицов барабана.

О совместимости. Большинство производителей выпускает SHIMANO-совместимые кассеты. Но кассеты S ANTOUR и COMP AGNOLO совместимы по отдельности только сами с собой.

Рис. Кассета на шлицевом барабане (орехе)

Рис. Трещотка на резьбовой втулке

Подавляющее большинство кассет и, прежде всего, лидеров «кассетостроения» SHIMANO и SRAM, делаются по технологии Hyper glide. Она была разработана фирмой SHIMANO в конце 80-х годов прошлого века. Идея Hyper glide проста и элегантна. Цепь при переходе с одной звездочки на другую должна перейти с «бега на шаг». Как известно, при беге есть короткая фаза полета, когда обе ноги находятся в воздухе и не касаются земли. Точно так же и цепь в более ранних системах переключения передач «перепрыгивала» с одной звездочки на другую. Теперь цепь плавно, тихо и быстро переходит на соседнюю звездочку, причем она цепляет новую звездочку прежде, чем расцепиться со старой. Аналогия напрашивается сама собой. Даже быстро шагая, человек краткий момент времени двумя ногами касается земли. Плавность достигается тем, что зубьям звездочек придается индивидуальная форма, создаются профили и выемки на боковых сторонах звезд, которые облегчают переход цепи. Кроме того, на барабане втулки и на каждой звездочке появился «ключевой», более широкий шлиц. Теперь звездочки имеют только одно, единственное положение относительно барабана втулки. Поэтому появилась возможность сдвигать зубья на соседних звездочках относительно друг друга на заданный угол - строить «фазовую регулировку звезд» для легкого и безударного перехода цепи. Тут используется возможность цепи, работая с перекосом, находиться в зацеплении со «сдвинутыми по фазе» зубьями на соседних звездах.

Дальнейшим развитием технологии Hyper glide явился метод фазовой регулировки кассет Link Glide для групп Premium Comfort NEX AVE C810/C530/C500.

Монтаж и демонтаж кассет

Кассета зажимается на барабане втулки специальной шлицевой гайкой с внутренней резьбой, которая отдаленно напоминает стопорное кольцо трещоток. Для монтажа/демонтажа кассет используется соответствующий шлицевой ключ. При установке кассеты ее нужно надеть на барабан, совместив шлицы. Резьбу гайки следует смазать консистентной смазкой. Гайку наживить, а затем закрутить шлицевым ключом по часовой стрелке до упора, с усилием до 40N/т. Зажатая кассета должна сидеть на барабане плотно, не хлябая. Периодически, не реже раза в месяц, затяжку следует проверять, так как шлицевая гайка может постепенно откручиваться от воздействия вибраций и температурных перепадов. Для снятия кассеты, кроме ключа, необходим хлыст, которым кассета удерживается от поворота, когда шлицевой ключ вращается против часовой стрелки.

Если гайка «закисла» и не выкручивается, можно попробовать следующий способ. С длинного эксцентрика от заднего колеса снимают все лишние пружины. Он продевается через втулку и зажимает шлицевой ключ, дабы тот не соскакивал с гайки. Но зажимается не полностью, а с небольшим люфтом - 0,5-1 мм. Затем длинным гаечным, газовым или шведским ключом (можно с удлиннителем в виде трубы) шлицевой ключ выкручивается против часовой стрелки, а кассета удерживается хлыстом. После первого сдвига ключа эксцентрик немного ослабляется, и ключ поворачивается еще на 1-2 оборота. Дальнейший процесс снятия происходит штатно.

Рис. Кассета XTR CS-M960 Shimano
1,2 - стопорное кольцо (контргайка) в комплекте с прокладкой, 3 - звездочка 11Т, 4 - звездочка 12Т, 5 - звездочка 13Т, 6 - звездочка 14Т, 7 - звездочка 15Т, 8 - звездочка 16Т, 9 - прокладки (2,56 мм), 10 - блок звездочек на алюминиевом пауке. Набор: 11-12-13-14-15-16-18-21-24-28-32Т.

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru