Профессиональное обучение
(сборник учебников по профессиям)

Современный
велосипед

       

Велосипедные седла

Велосипедист контактирует со своим двухколесным агрегатом обычно в пяти точках: руки на руле, ноги на педалях, остальное - на седле. И то, что находится на седле, не должно испытывать дискомфорт, сколь бы долго ни длилась поездка - 10 минут или 10 часов. Выбор седла - дело важное и ответственное. Неудачный подбор седла может испортить любое, даже самое благоприятное впечатление о поездке, привести к болезненным ощущениям, травмам мягких тканей и органов малого таза, потертостям.

Седло выполняет несколько важных функций:

1. Седло позволяет байкеру сидеть - для этого ширина седла должна соответствовать размеру «5-й точки». Другими словами, седалищные бугры тазовых костей должны опираться на верхний профиль седла в самом широком его месте. Если седло слишком узкое, то оно проваливается между буграми и давит на внутренние органы с неприятными последствиями.

Существуют методики, которые позволяют лишь приблизительно измерить расстояние между седалищными буграми (поскольку их окружает толстый слой мягких тканей). Так, метод профессора Ю.В. Белецкого состоит в следующем. Необходимо наполнить открытую емкость (корыто, ящик и т.д.) песком и поставить ее на табуретку. Далее испытуемого надлежит посадить в эту емкость. После такой процедуры в песке остается след, напоминающий очертание «5-й точки». Экспериментатор аккуратно измеряет расстояние между двумя самыми глубокими впадинами, оставленными седалищными буграми. Зная этот размер, можно выбирать седло, причем точки опоры должны приходиться на края относительно ровной задней части седла, а не на его скаты.

Велосипедное седло существенно отличается от стула и табуретки. Следует помнить, что седло рассчитано только на часть веса байкера, но не на весь вес! Оставшаяся часть веса приходится, в основном, на педали и на руль. Приятное исключение для любителей комфорта составляют широкие мягкие подпружиненные седла с коротким, иногда срезанным носом - вид сверху напоминает трапецию. Например, PIRAMID Large Cruiser Seat, Fat Fanny Seat. Их иногда ставят на прогулочные, складные велосипеды и велотренажеры. На таком седле, как на табуретке, удобно сидеть, но они не позволяют ездить в спортивном стиле и эффективно перемещать центр тяжести вперед или назад.

Профиль верхней поверхности седла должен быть «доброжелателен» к личности байкера. То есть форма верхней поверхности седла в идеале должна соответствовать форме «5-й точки». В этом случае кровоток в мягких тканях не нарушается, и давление на них равномерно распределено и минимально. Такое седло существует - это «седло с анатомическим профилем поверхности». В сочетании с формованными прокладками, эластомерами и гелевыми вставками это позволяет поверхности адаптироваться под анатомию промежности. Часто седло причудливо изгибают в продольном и поперечном направлении (например, PRO Trans Am Race/МТВ, RITCHEY WING, Selle Royal ECLIPSE), делают специальные выемки, V-образный рельеф (VELO V-CUT), сквозные вырезы (PRO Trans Am Wide). Верх седла должен быть гладким, но не скользким и, по возможности, «дышащим». Седло требует защиты на случай падения. Для этого носок и задние боковые зоны седла обтягивают слоем ткани с кевларом.

Велосипедные седла

Верх для дорогих седел изготавливают из качественной мягкой кожи, которая и «дышит», и постепенно принимает форму промежности велосипедиста, что хорошо для долгих поездок. Нередко используют прочные синтетические материалы, например, с применением прочных кевларовых нитей. Кроме того, качественные материалы верха обеспечивают приемлемый микроклимат при поездках в жару, дождь и холод (в отличие от кожзаменителей и виниловых пластиков, применяемых на дешевых седлах). Может быть использован чехол, который надевается поверх седла. Но это можно делать только в случае, если седло правильно подобрано.

2. Седло позволяет с комфортом крутить педали: тут важна ширина самого седла и особенно носа - его передней сужающейся части. Если она слишком широка, то можно натереть внутреннюю поверхность бедер так, что и шага потом не ступишь. Посудите сами. И гонщик, совершающий в 1 минуту 100-110 оборотов, и байкер, накручивающий 30-80 об/мин, только за час имеют от 1500 до 6000 «педальных циклов». За «рабочий день» может набраться более 30000 оборотов педалей. Тут никакие памперсы в велоштанах не помогут. Следовательно, для длительных поездок разумно подбирать седло со сравнительно узким носом.

3. Седло позволяет перемещать центр тяжести вдоль него для дополнительного контроля байка в сложных условиях. Например, преодолевая песчаные и грязевые участки, далее идущие с уклоном, вставать с седла не рекомендуется. Седло для этого должно быть достаточно длинным и не слишком широким. Например, у седла PRO Gel Race/MTB нос и задняя часть имеют покрытие, позволяющее быстро соскальзывать на гладкую центральную зону, имеющую овальную форму, хорошую амортизацию и позволяющую активно крутить педали при езде по пересеченной местности. Нос седла делается жестким, и тогда на подъеме необходимо сместиться вперед и прилагать к педалям большое усилие. Для большего удобства в моделях МТВ нос седла делают загнутым вниз. Особо тяжелым, экстремальным условиям соответствуют более длинные седла: TIOGA Multicontrol DH, SAN MARCO Clivus - для скоростного спуска, AZONIC Hot Seat, Lounge Seat - для слалома и фрирайда, PRO Jet - для кросс-кантри.

4. Наконец, седла должны амортизировать, смягчая удары, толчки и вибрацию. Производители оснащают седла разнообразными приспособлениями. Прогулочные седла имеют толстый слой мягкого амортизирующего материала. Раньше использовали войлок, конский волос и так далее, нынче - синтетику. Несмотря на архаизм пружин, их и теперь можно встретить, например, в модели PRO Comfort Gel. В давние времена велосипедисты использовали седла, у которых кроме двух пружин сжатия под кожаным верхом было нечто вроде панцирной сетки из стальных элементов и мелких пружин, работавших на растяжение. Такие седла повышенной комфортности выпускаются и сейчас (VELO WEBSPRING). Вместо пружин иногда ставят вертикальные эластомерные демпферы (PRO Comfort).

Современные седла обычно имеют несколько степеней амортизации. Первая - рамка. Ее делают из обычной или хром-ванадиевой стали, алюминия, магния, титана, карбона с металлическими (титан, алюминий, магний) вставками; например, PRO Wenom: сочетание карбона с магнием при малом весе достаточно хорошо смягчает удары и вибрацию. Длинная рамка седла пружинит и амортизирует. Наилучшее соотношение между ценой, весом, надежностью и упругостью — у хром-ванадиевой стали. Эффективно амортизируют рамки из титана и магния (имея при этом небольшой вес).

Вторая ступень - эластомеры, которые применяются в местах крепления рамки к седлу (PRO Comfort Trans Am). Третья ступень амортизации -каркас седла. Его делают из пластмасс, колеи, композита или, крайне редко, металла. Например, у Selle Italia MAX FLITE каркас изготовлен из тонкого, гибкого пластика, поэтому похожие на крылья скаты в задней части корпуса работают как рессоры. У седла Selle Italia ONDA задние концы рамки передают усилия на ажурную пространственную конструкцию - система Suspension Bridge. У RITCHEY WING WCS амортизирующая конструкция имеет вид двух крыльев с вертикальной проставкой и демпфирующим эластомером. В носовой области работает другой, интегрированный в корпус эластомер большего размера. Аналогичные принципы используются в передней части и у SAN MARCO ERA Pro. В этой конструкции седла сзади амортизируют два эластомера.

Четвертая ступень амортизации - подушка. Диапазон используемых материалов, который предлагают производители, широк - от простого пенопропилена у дешевых изделий до сложных композиций из формованных эластомерных слоев, гелевых вставок и прокладок Flex Control, которые в сочетании с качественной обшивкой не только улучшают жизнь, но и облегчают кошелек байкера. Многие седла среднего и высшего ценового диапазона выпускаются в двух версиях -более жесткая и более мягкая, с гелевой вставкой.

Пятая ступень, обеспечивающая комфорт езды велосипедиста -чехол. Чехол нужен не только для того, чтобы предохранять верх седла от влияния грязи, осадков, быстрого износа и различных повреждений. Выпускаются также чехлы со слоем геля, позволяющим смягчить жесткое седло и несколько уменьшить тряску во время езды (PRO Seat Cover Gel). Следует помнить, что увлекаться слишком мягкими седлами не следует, особенно для дальних поездок и длительных тренировок. Излишняя мягкость не способствует правильному кровообращению.

Седла для женщин

Учитывая, что таз у женщин шире, чем у мужчин, седла для них делают более широкими и комфортными. Передняя часть седла обычно также несколько шире и мягче благодаря встроенным эластомерам. Пример: PRO Comfort Lady. Обычно по умолчанию, байки, за исключением специальных «женскихмоделей», комплектуются «мужскими» седлами. Поэтому при покупке велосипеда дамам имеет смысл сразу поменять седло на более подходящее именно для них.

Положение седла

Седло крепится к подседельному штырю (крюку) с помощью специального блока, который позволяют регулировать высоту седла над рамой, угол его наклона и расстояние от руля. Главной и часто встречающейся ошибкой бывает слишком низкое расположение седла. При этом велосипедист, сидя в седле, может достать подошвами землю, но при вращении педалей ноги полностью не выпрямляются. Это примерно то же самое, что ходьба человека на полусогнутых ногах. Попробуйте. Результатом таких поездок обычно бывает не только неэффективное педалирование, но и травмы коленей и быстрое утомление мышц.

В экстремальных и прыжковых дисциплинах седло опускают низко, чтобы оно не мешало менять положение центра тяжести, а при жестком приземлении байка уменьшалась вероятность получения травмы. Байкеры во время триала часто вообще не пользуются седлом. Положение седла должно быть почти горизонтальным с очень небольшим наклоном носка вниз. Велосипедисты устанавливают седло, исходя из индивидуальных предпочтений. Мужчины предпочитают поднимать носок вверх, а женщины - опускать вниз. Главное в этом случае - избегать слишком больших углов. Высоко поднятый носок может повредить мягкие ткани, а низко опущенный приведет к постоянному соскальзыванию с седла вперед и чрезмерной нагрузке на руки. Седло легко можно сдвигать вперед и назад, так как рамка имеет металлические параллельные рельсы, за которые седло крепится к подседельному штырю. Отодвигая седло назад, можно сделать посадку более вытянутой, спортивной, а придвигая вперед к рулю, наоборот, более поднятой и комфортной. При этом перераспределяется вес, приходящийся на руль, педали и седло.

Байкер и седло как бы адаптируются друг к другу. Если седло кожаное или анатомическое со специальными эластомерными вставками, оно меняет свою форму. И байкер постепенно привыкает к своему седлу. Часто после длительного перерыва седло кажется очень неудобным и совершенно неподходящим. Но если совершить несколько поездок, то произойдет взаимная «притирка», адаптация, и седло можно будет оставить в покое, не тратя денег на покупку нового.

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru