Учебники по популярным профессиям
на asv0825.ru

>>> Перейти на мобильный размер сайта >>>

Учебное пособие

ЮВЕЛИРНОЕ ДЕЛО

       

Ювелирная мода, современные ювелирные украшения

Ювелирная мода. Мода но времени может быть, как известно, краткосрочной или, наоборот, длительной, но она всегда выражает вкусы потребителей. Ювелирная мода в этом смысле не исключение. Во все времена ювелирной моде были присущи стремление к большой изысканности и утонченности, к широкому разнообразию украшений, отвечающих эстетическим вкусам потребителей.

Демократичность ювелирной моды, предлагаемая ею свобода в варьировании творческих идей обеспечивают возможность создания большого числа различных видов и форм высокохудожественных ювелирных украшений, которыми в сочетании с ювелирно выполненной фурнитурой аксессуаров (пуговиц, поясов, пряжек, рельефных и фигурных накладок) дополняются не только платья, блузы, костюмы, но и шляпы, перчатки, пояса, сумки, обувь независимо от сезона и времени.

В современной ювелирной моде условно можно назвать три основных стилевых направления, которые являются доминирующими и которые, время от времени претерпевая незначительные изменения, определенным образом оказывают влияние на формирование, обновление и расширение ассортимента ювелирных украшений: это классика, авангард, фольклор.

Главные признаки украшений классического стиля — строгость, лаконизм линий и пропорций, утонченность декора, изящество форм. Украшения этого стиля мало подвержены капризам моды.

Украшениям стиля авангард присуща одна характерная особенность: их создатели не признают никаких норм и традиций, решительно и открыто проповедуя все индивидуальное, эксцентричное, нередко шокирующее. Яркость, броскость декора, неожиданное сочетание материалов и методов обработки, необычность, гибкость и подвижность конструкции, тенденции к графизму — все это стиль авангард.

Отличительная черта украшений, исполненных в стиле фольклор — интерпретация мотивов национально-прикладного искусства (в частности, народов Китая, Тибета, Японии, Испании, Африки, Южной и Северной Америки) и искусства древних цивилизаций.

Внутри названных стилей существует еще, ряд разнообразных направлений и микростилей, среди которых можно выделить геометрическое, конструктивное и изобразительное направления и несколько микростилей, объединенных одной темой под названием «четыре стихии» (земля, огонь, вода, воздух).

Геометрическое направление актуально для всех видов категорий украшений как из драгоценных, так и из недрагоценных материалов; геометрическая четкость присутствует во многих видах украшений как основной прием художественного оформления. Модные мотивы, наиболее часто встречающиеся в украшениях геометрического характера,— это треугольник, круг, сфера, овал, стрелка, спираль, трапеция, ромб, сектор, сегмент, лента Мебиуса, веерообразные формы.

В украшениях конструктивного направления выражены, как правило, идеи декоративно-прикладного искусства 50—60 годов (микростиль дизайн). Определяющим для этого направления являются чистота и выразительность конструктивных пространственных направлений, минимум или отсутствие украшающих элементов, выявление природных достоинств материала, изысканная простота композиции. Особенно наглядно признаки конструктивного направления обычно выражаются в ассортименте ювелирных украшений для мужчин.

Изобразительное направление сформировалось в 70-е годы и включает в себя натуралистические или стилизованные изображения объектов живой и неживой природы; бант, веер, собранные в сборки ленты из металла, металлическое «кружево», перевитые веревочки, узлы, переплетения, цветок, лист, веточка, дерево, яблоко, ягоды, семена деревьев, стручки перца, перо птицы, змейка, раковина улитки, морская звезда, морской конек, рыбка, раковина морского гребешка, облако, звезды, месяц, комета, фигурки людей, животных, изображения спортивного инвентаря, музыкальных инструментов, автомобилей и т. д.

Ювелирные украшения на тему «огонь» в подавляющем большинстве выполнены только из золота и не имеют вставок. Все декоративные эффекты достигаются различными видами обработки золота и сочетанием в одном изделии его много-цветности с преобладанием красного.

Ювелирные украшения на тему «земля» одновременно объемны и легки (так называемое великолепное золото), отличаются тщательной деталировкой; зеркально блестящие поверхности сочетаются с матовыми и фактурными; основные мотивы формы и орнамента — мотивы флоры и фауны, а также рельеф земной поверхности. К таким украшениям относятся цепочки и браслеты, колье, ожерелья, серый, кулоны, броши, кольца без вставок, и со вставками из родонита, малахита, нефриту, агата, яшмы, чароита, сердолика, бирюзы, жемчуга.

Ювелирные украшения на тему «воздух» — тонки, легки, прозрачны (кружевное золото), в них преобладают два декоративных элемента: сеточка и ажур; сеточка похожа на фактуру тюля, ажур напоминает кружева испанских мантилий и гребней для волос; дополнительный эффект легкости и прозрачности достигается сочетанием желтого золота с недрагоценными прозрачными материалами, а также цветными камнями.

Ювелирные украшения на тему «вода» (колье, броши, браслеты, серьги, ожерелья) выразительны своей лаконичностью (плиссированное в складочку золото), а формой напоминают водяные струи, прозрачность которых удачно подчеркивается вставками из опала, аквамарина, хрусталя, а также элементами ажура.

Современные ювелирные украшения. Современным ювелирным украшениям присущи следующие характерные черты: изделия изящны по форме, достаточно крупные, но одновременно легкие, преимущественно ручного исполнения; акцентирование деталей достигается обработкой поверхности (зеркальный блеск золота, комбинация матовой и блестящей поверхностей, гравировка, накладной металл, решетчатая и чешуйчатая структура поверхности металла, чеканка, ковка, тонкая матировка, полировка, обработка поверхности под кожу рептилий, под кору дерева, под текстиль, под кожу, алмазная обработка).

Украшения из золота. В СССР для изготовления ювелирных украшений используют золото проб 583, 585, 750; зарубежные ювелирные фирмы применяют для этих целей золото проб 333, 500, 585, 750. 916 и 999.

Спрос на золотые украшения в значительной степени определяется двумя факторами: их высокой ценностью и модой. Б соответствии с этим он то достигает апогея, то, бывает, падает, но никогда настолько и не по тем причинам, когда можно было бы говорить даже о временном снижении покупательского интереса к ювелирным украшениям из золота!

Основной контингент покупателей золотых ювелирных украшений — женщины. Но в последние годы значительно вырос и расширился ассортимент золотых украшений и для мужчин: запонки, цепочки, кулоны, браслеты, булавки, зажимы для галстуков и даже колье, которое всегда считалось женским украшением.

Поражают воображение изысканной нарядностью декора ювелирные украшения из золота (белого, желтого, розового, красного, зеленого) в сочетании с драгоценными камнями (бриллиантом, сапфиром, изумрудом, рубином, александритом), а также другими яркой окраски камнями-самоцветами (бирюзой, аметистом, турмалином, лазуритом, ониксом, кораллом).

Престижны и высоко ценятся золотые ювелирные украшения, исполненные вручную и по индивидуальным заказам.

Украшения из серебра. Серебро — самый белый из всех металлов, применяемых в ювелирном производстве. Спрос на ювелирные украшения из серебра во всех странах постоянно устойчив, но в последнее время, начиная с 1984 года, он значительно возрос, завоевав сначала рынки США, затем Западной Европы и Азии. Важный фактор популярности серебряных украшений — цвет серебра: мода на ткани и одежду из серого, серого с металлическим отливом, черного и белого цветов перешла и на ювелирные украшения.

Серебро пригодно для изготовления ювелирных украшений любых форм; оно хорошо сочетается с золотом и цветными камнями, особенно с непрозрачными, цвет которых оттеняется серебристостью металла. Постоянно высок покупательский спрос на серебряные украшения в сочетании с бирюзой, топазом, изумрудом, сапфиром, гранатом, турмалином, аметистом. Нередко в качестве вставок в украшениях из серебра используются также халцедон, сердолик, агат, яшма, опал, гематит, родонит, лазурит, малахит, чароит, обсидиан, тигровый глаз, янтарь, слоновая кость, коралл, перламутр. Очень часто серебро применяется для создания ювелирных украшений с эмалью, финифтью, чернью, филигранью, гравировкой.

Серебряные украшения прекрасно сочетаются с современным модным костюмом, подчеркивая его элегантность и индивидуальность, и пользуются особенной популярностью у молодежи, которая любит менять украшения, но, как правило, ограничена в средствах для приобретения дорогих украшений из зотота. К тому же серебряные украшения имеют явное преимущество в том, что их можно носить в любых условиях: на работе, в городе, на прогулке, находясь в кафе или на пляже, или в туристическом походе и т. д.

Украшения из платины. В последние годы зарубежные фирмы для изготовления ювелирных украшений все чаще используют сплавы на основе платины. По объемам производства платиновых украшений (чаще всего в сочетании с жемчугом, натуральным и культивированным) и уровню спроса на них впереди других идут фирмы Японии. Большой популярностью пользуются ювелирные украшения из платины в ФРГ и Италии, а также во Франции, Швейцарии, Англии.

Филигранные украшения, цепочки, ленточные (из тонких пластин) браслеты, кулоны в виде тонких дисков, а также изящные (геометрических, как правило форм) броши, серьги, кольца, колье из платины — постоянные участники многочисленных выставок, ярмарок, конкурсов, проводимых в западных странах.

Особые свойства платины позволяют создавать украшения (зажимное кольцо, например) с оригинальным способом закрепления вставки, когда вставка удерживается по рундисту лишь за счет упругости самого металла; прекрасны украшения из платины в комбинации с желтым золотом (локальное нанесение покрытий золотом).

Большинство применяемых зарубежными фирмами, платиновых сплавов имеет конкретное назначение, т. е. для изготовления украшений с определенным видом техники обработки (литье, штамповка, ковка, сварка и т. д.) рекомендуется использовать соответствующий сплав. Подобные рекомендации сохраняются даже для конкретного ювелирного украшения. Например, при изготовлении кольца с верхушкой шинка делается из среднеплавкого сплава, а каст из легкоплавкого; для филигранных украшений, а также плетеных колье, браслетов, различных замков, булавок рекомендуются тугоплавкие сплавы.

Украшения из недрагоценных металлов (традиционных): меди, бронзы, нейзильбера, латуни, мельхиора, алюминия, олова. Украшения из названных металлов известны с древнейших времен. В наши дни использование этих металлов в ювелирном деле стало актуальным в связи с резко возросшим спросом на особо модные украшения. А известно, что новые украшения из недрагоцениых металлов всегда служили проводниками новомодных идей дизайна, в частности новых тенденций в ювелирной моде.

Во многих странах Запада и в нашей стране ювелирные украшения из меди, бронзы, латуни, олова, алюминия, мельхиора, нейзильбера выпускаются в значительных количествах и пользуются устойчивым спросом, причем это почти в равной степени относятся и к украшениям, исполненным вручную, и к украшениям со значительной долей машинного труда.

Но не только доступность цены подкупает в украшениях из рассматриваемых металлов. Новизна дизайнерского решения, неожиданность примененных видов обработки и сочетаний металлов (например, черная медь, многослойный прокат), цветовая контрастность делают серьги, броши, браслеты,, кольца, кулоны, колье, ожерелья, цепочки и т. д. привлекательными и популярными.

Устойчивость покупательского спроса на украшения из традиционных недрагоценных металлов подтверждается успешным функционированием десятков зарубежных фирм, специализирующихся на производстве исключительно данных украшений; систематическим проведением многочисленных специализированных выставок, ярмарок, конкурсов; созданием специализированных образцов оборудования и технологий обработки недрагоценных металлов.

Украшения из новых и нетрадиционных материалов. В последнее десятилетне в странах Запада значительно вырос и продолжает повышаться интерес покупателей к украшениям, выполненным с применением новых и нетрадиционных материалов: титана, тантала, ниобия, рутения, стали, пластмасс, перламутра, ракушек, дерева, фарфора, кожи, ткани.

Украшения из титана (в основном серьги, броши, кулоны, выполненные в виде треугольников, кругов, колец, звезд, ракет, бабочек, стрекоз, цветов, пгичек, лягушек и т. д.), как правило, объемные, самых различных окрасок: желтой, красной, голубой, зеленой, розовой, малиновой, оранжевой, кирпичной, синей и т. д. На поверхности украшений очень часто изображены пейзажи (горы, реки, озера, леса), силуэты городов, мифологические сюжеты. Многие украшения из титана изготовляются в сочетании с золотом, бриллиантами, серебром, деревом, слоновой костью, бирюзой, жемчугом.

Заметим, что придать титану различные цвета окраски можно двумя, не требующими специального оборудования, способами: термической оксидацией и пламенным окрашиванием. Термическую оксидацию можно осуществить в муфельной печи или с помощью горелки. При температуре порядка 620°С титан приобретает золотистый цвет. С ростом температуры появляются разнообразные оттенки. Необходимо помнить, что во время всего процесса должна соблюдаться абсолютная чистота: грязь, пыль, масла, отпечатки пальцев обесцветят оксид. Доводка изделий с пленкой, полученной методом термооксидации, — очень трудное и требующее больших затрат времени дело. Для получения на поверхности различных специальных эффектов можно использовать различные тонизирующие присадки, придающие изделиям очень красивый угольно-серый цвет.

Пламенное окрашивание выполняют с помощью газовой горелки, которая в этом случае становится кистью художника. Поскольку точный контроль цвета невозможен, то полагаться надо только на собственный художественный вкус и подход. В работе пригодна любая горелка, так как высокие температуры здесь не требуются; большое, мягкое пламя может дать участки ровного цвета, а маленький горячий язычок — радугу цветов.

Пламенное окрашивание можно произвести также в стандартной муфельной печи при температурах 800—1200°С. Поместив украшения в печь всего на несколько минут, можно получить золотые, пурпурные и синие цвета. Температура и время пребывания в печи в каждом конкретном случае будет зависеть от размера и толщины украшения. Этим методом можно получить и одноцветные краски. С повышением температуры выше 1200°С процесс прртекает слишком быстро и становится неконтролируемым.

Украшения из тантала начали применяться с 1977 года. Использование тантала в ювелирном деле мотивируется его редкостью, стоимостью (тантал дороже серебра) и его способностью анодироваться при очень высоком напряжении, что дает возможность получать богатые интенсивные тона. Большинство украшений изготовляют методом ковки, так как тантал не паяется и не поддается обычному отжигу и сварке, а полируется только при помощи смеси очень сильных кислот. Украшения из тантала — это, как правило, колье и ожерелья в виде лепестков, окрашенных в интенсивно зеленый, пурпурный или переливчато-синий цвета. Танталовые украшения создают ощущение тяжести, так как удельный вес тантала близок к удельному весу золота.

Украшения из ниобия появились на ювелирном рынке одновременно с танталовыми: колье, серьги, броши, булавки, кулоны, браслеты ярких радужных расцветок, в которых анодированный ниобий сочетается с хрусталем, серебром, золотом; особенной популярностью пользуются серьги, браслеты и колье из ниобия, окрашенного в черный цвет.

Украшения из рутения — это в основном украшения для мужчин: запонки, булавки и зажимы для галстуков, кольца для ключей и скрепки для банкнот, выполненные в стиле Арт-Деко из рутения двух цветов, бледно-серого и золотистого.

Украшения из стали (нержавеющей и вороненой) — это, как правило, украшения для мужчин: браслеты, кулоны, кольца, запонки, изготовленные в комплекте и в одном стиле с зажигалкой, авторучкой, кодьцом для ключей и т. п. Нередко выпускаются украшения, в которых нержавеющая и вороненая стали сочетаются с эмалями и драгоценными камнями.

Украшения из пластмассы (серьги, броши, колье, ожерелья, браслеты) могут быть самых причудливых форм и самых различных расцветок: красной, голубой, зеленой, желтой, коричневой, розовой, черной, белой, золотистой, серебристой.

Пластмасса — материал будущего; ее прессуют, льют, цвета ее очень яркие.

Фарфор привлекает внимание ювелиров благодаря своим особым декоративным свойствам. На рынке стран Запада украшения из фарфора (бусы, броши, кулоны, запонки) имеются постоянно: причудливо извивающиеся прожилки в материале (фарфоре) образуют мраморный узор, глазурь усиливает красоту рисунка; многие украшения имеют накладки из платины и золота пробы 999; в некоторых моделях сочетается фарфор тонкостенный, обычный и особенно прочный (обожженный при высоких температурах). Фарфор применяется также в качестве вставок в украшениях из золота.

Украшения из дерева — черного, розового, красного, эбенового, а также бамбука, палисандра, ореха, тика, самшита — это исключительно образцы индивидуальной работы. Чаше всего дерево используемся в сочетании с белыми материалами (металлом или перламутром), или черными камнями.

Модели современных ювелирных украшений. В наше время модными являются следующие модели ювелирных украшений: пустотелые; из тонкого листа металла; исполненные в технике филиграни; сочетающие в себе многоцветность одного металла или нескольких; украшенные множеством вставок из различных яркой окраски камней; с применением всех видов ажура (металлическое кружево, золотой гипюр, металлическая сетка); модели из жемчуга (природного, выращенного, имитационного); сочетающие черную гамму материалов (черное серебро, черную эмаль, черные камни — оникс, агат, гематит, черный сланец, а также, титан, вороненую сталь и черную резину); модели-комплекты (гарнитуры); серьги-цепочки, ожерелье (колье) — кольцо-браслет, серьги — кулон — кольцо и т. д.

Материалами для изготовления модных моделей служат разноцветное золото, серебро, платина, рутений, олово, медь, латунь, алюминий, титан, тантал, ниобий, сталь, кость, перламутр в сочетании с эмалью, драгоценными, полудрагоценными и поделочными камнями, а также с жемчугом, янтарем, кораллом.

Кольца. Наиболее модны и пользуются постоянным спросом помолвочные, обручальные, юбилейные кольца, как правило ручной работы, самых необычных абстрактных, порой экстравагантных форм, выполненные из двух-трехцветных металлов со вставками и без них. Они могут быть изготовлены с квадратными, восьмиугольными шинками; в паре как одно самостоятельное изделие; из разноцветного золота; широкими без вставок, оформленными в виде узлов, переплетений, лент, в декоре которых использованы рельефы, гофрированные или плиссированные поверхности, гравированные или чеканные формы; из золота пробы 585, широкие и гладкие шинки которых усыпаны золотыми самородками проб 916 и 999; кольца с массивной верхушкой, украшенной множеством мелких круглых бриллиантов (кольца королевского вида); кольца из слоновой кости, инкрустированные золотом; в виде печатки из золота пробы 999 в сочетании с платиной и нержавеющей сталью; с затейливей витой формы верхушкой, украшенной множеством алмазов или различными интенсивных цветов (красного, розового, синего, зеленого) самоцветными камнями; самых разнообразных, чаще всего нетрадиционных (неправильных) форм из кованого серебра в сочетании с горным хрусталем и лазуритом; со съемными кастами; как комплекты из нескольких колец.

Серьги. К серьгам всегда существует повышенный интерес. Отличительные черты модных современных серег — это их многоцветность, широкий спектр самых различных материалов изготовления, необычные (нетрадиционные) способы крепления и ношения, неожиданные увеличенные размеры, причудливые формы. Серьги изготавливают из длинных проволочек в виде струек воды, украшенных алмазами-капельками — «алмазный водопад»; в виде тонкой полоски, украшенной алмазами и как бы выходящей из уха и огибающей его — «алмазное ухо»; в виде обручей с утолщенной нижней частью в виде сердечек, ракушек, вееров, а также растительных мотивов; из платины — каплевидными с корзиночным плетением, геометрических форм с подвесками на шарнирах в виде ленточек с каемкой из золота пробы 750; круглыми с текстурной поверхностью и с отверстиями по диаметру, через которые продета металлическая проволочка; по форме напоминающими полураскрытые раковины с жемчужинами неправильной формы на них; в виде квадратов со скругленными углами; в виде длинных полосок, украшенных прямоугольными цветными камнями; из желтого и розового золота проб 585 и 750 со вставками из рубина, алмаза, розового турмалина и с сочетанием различно-фактурованных поверхностей, полученных прокаткой, ковкой, подпиливанием, выглаживанием; из слоновой кости, инкрустированными мягкими сапфирами; в виде тонких и длинных трубочек; как жемчужные серьги-кнопки, у которых на внешней стороне мочки — жемчужина, а с внутренней свисают цепочки различной длины с легкими жемчужинами; как серьги: пуссеты в виде цветов из проволоки с кораллом или жемчугом в центре; из серебра й красного золота в виде треугольников из вики, проволочных полумесяцев, сплошных и проволочных конусов.

Колье, ожерелье. Основной признак модных современные колье и ожерелий — щедрое использование (для их изготовления) драгоценных металлов и камней, что лишний раз подтверждает давно бытующее и среди самих ювелиров, и среди потребителей убеждение, что колье и ожерелье — это престижные украшения. Модны колье, состоящие из тонких изящных по шее цепочек с акцентированной центральной частью (колье-подвеска), (а также жесткие колье-обручи, отполированные до зеркального блеска. Нарядны жесткие широкие и утолщенные ожерелья-ошейники различных конфигураций с камнями или без камней, с рельефным орнаментом. Воздушны и женственны колье из ажурной золотой сетки с одним декоративным элементом в центре и подобные же ожерелья с мелкими (по всей поверхности изделия) многочисленными вставками из драгоценных камней.

Бусы. Самой большой популярностью пользуются жемчужные бусы, причем как классические жемчужные нити, так и двух, трех, четырех, десятирядные, в которых нити, разноцветного жемчуга обычно переплетается в причудливые жгуты, гирлянды. В моде комбинированные бусы из жемчуга, поделочных камней, коралла, золотых и серебряных бусин, бусы, только из поделочных камней или только из золотых бусин.

Цепочки. Характерная особенность модных цепочек — конструктивная многорядность, многоцветность, применяемых материалов, ручное исполнение. Доминирующее положение занимают цепи разной длины: короткие из крупных зрёньев, длинные разомкнутые с кисточками из тонких цепочек на концах, соединяющиеся на груди декоративной застежкой или брошью-пряжкой. Модны также цепочки, дополненные филигранными элементами, металлическими бусинами, шайбочками, жемчугом, вставками из драгоценных или полудрагоценных камней.

Кулоны и медальоны. Наряду с популярностью мелких подвесок (пустотелых и ажурных филигранных), из золота, серебра, титана, других материалов постоянен спрос на классические кулоны — крупные цветные камни в обрамлении мелких алмазов. Модные мотивы — цветы, банты, кисточки, сердечки, звезды, анималистические фигурки.

Браслеты. Ведущее место принадлежит жестким браслетам, из трехцветного золота, серебра с фактурной поверхностью, слоновой кости, массивным, украшенным крупными вставками из самоцветных камней, имеют спрос также, эластичные браслеты, сплетенные из разноцветных цепочек, а также, пустотелые из двухцветных металлов с чередующимися ажурными звеньями разной формы: круглыми, прямоугольными, квадратными. Современные браслеты составлены из набора крупных и подвижно соединенных кастор со вставками, из камней яркой окраски и фантазийной огранки. Модно носить два одинаковых браслета на обеих руках или несколько совершенно разных брзслетой на одной руке.

Броши, запонки. Спрос на запонки невелик; самые, модные из них — исполненные по заказам (индивидуальным проектам), как правило, из золота или серебра без вставок или со вставками из драгоценных и полудрагоценных камней. Среди брощей наибольшей популярностью пользуются объемные и одновременно легковесные, изящные броши в виде ажурных спиралей, узлов, переплетений, бантов, лент в сочетании с драгоценными и полудрагоценными камнями, жемчугом, янтарем. Многообразием форм и способов ношения отличаются броши-клипсы; их носят в вырезе платья, на воротниках, карманах, поясах, шляпах, сумках, туфлях,

В ассортименте модных украшений из новых и нетрадиционных материалов — броши и серьги из морских ракушек; ожерелья из деревянных пластинок, инкрустированных стразами ожерелья из текстиля и резины; колье из полиэтилена, нейлона и черного дерева; броши из нержавеющей стали, инкрустированные серебром; браслеты из пробковой коры и браслеты из кованой стали с резнымй узорами и декоративными элементами из золота и серебра; кольца, броши, булавки из пластмассы, стали, черного дерева; ожерелье-цепочки из слоновой кости с инкрустацией, голубым фарфором; браслеты из черного дерева, инкрустированные тканью, и из пластмассы с орнаментом из шелковых тканей; колье и кулоны из серебра и вулканизированной резины; колье, браслеты, пояса из алюминия, с использованием резины, хрома и сажи; броши из никеля с фарфоровыми вставками; булавки из титана, с декоративными головками из шелка; браслеты из титана, украшенные золотом; запонки из нержавеющей стали, черного дерева и броши из ниобия и тантала в сочетаний с платиной, вороненой сталью, золотом; браслеты из вороненой стали; серьги из шелка и серебряной сеточкй и серьги из ниобия в сочетании с жемчугом и серебром; колье из шелкового шнура и титановой или ниобиевой проволоки; серьги, броши и кольца из стали с перламутром; кулоны, кольца и броши из ракушек в оправе из серебра и золота; серьги, кулоны, колье геометрических и фантазийных форм из розового, сиреневого, голубого, синего, темно-красного и черного цвета фарфора; позолоченные заподки со вставками из нержавеющей стали; ожерелья из пластмассы и стальной проволоки и ожерелья и колье из тантала зеленого, пурпурного и переливчато-синего цвета; кулоны из тантала в виде усеченной пирамиды, украшенной полосками из золота и мелкими алмазами; серьги из сине-голубого титана в виде удлиненных пластинок в оправе из позолоченного и посеребренного металла.

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru