Учебники по популярным профессиям
на asv0825.ru

1С. Управление торговлей

       

§ 37. Регистрация видов цен и настройка правил их расчета

При осуществлении торговой деятельности можно оперировать несколькими видами цен, которые зависят от партии, условий продаж, статусом клиента и прочими факторами. Например, один и тот же товар может реализовываться по ценам дилерским, дистрибьюторским, партнерским, розничным и т. д. В программе "1С:Управление торговлей 8.2" предусмотрена возможность полной автоматизации расчета собственных цен торговой компании посредством регистрации видов цен и настройки правил их расчета.

Чтобы воспользоваться этой возможностью, нужно открыть раздел Маркетинг и в панели навигации щелкнуть на ссылке Виды цен. На рис. 5.2 представлен пример сформированного списка видов цен.

Рис. 5.2. Перечень видов цен

В процессе работы пользователь назначает виды цен, которые должны использоваться для конкретной номенклатурной позиции, и программа автоматически рассчитывает цены на основании этого вида цен, а также настроенных правил расчета. Для каждого вида цен в списке представлены следующие сведения: наименование вида цены, валюта цены, символ способа задания цены, название способа задания цены.

Если вы хотите зарегистрировать в конфигурации новый вид цен, выполните команду Все действия | Создать или нажмите клавишу Insert. После этого откроется окно, изображенное на рис. 5.3.

Рис. 5.3. Окно ввода и редактирования вида цены

В таком же окне осуществляется просмотр и редактирование сохраненного ранее вида цены. Для перехода в режим редактирования нужно выделить в списке требуемую позицию щелчком мыши и нажать клавишу F2 или выполнить команду Все действия | Создать.

В данном окне в поле Наименование следует с клавиатуры ввести наименование вида цен. Затем в расположенном ниже поле Идентификатор нужно указать уникальный идентификатор данного вида цен. Заполнение данного параметра важно с той точки зрения, что любой вид цен может использоваться в формулах автоматического расчета цен, и программа будет распознавать его именно по данному идентификатору. Значение данного поля может полностью или частично совпадать с наименованием вида цен, причем в первом случае его можно выбрать из раскрывающегося списка. Например, если на вашем предприятии есть виды цен Дилерская и Дистрибьюторская, и цена Дилерская в 1,3 раза выше цены Дистрибьюторская, то формула расчета дилерской цены может выглядеть так: [Дистрибьюторская*1.3] (при условии, что у цены Дистрибьюторская идентификатор соответствует названию).

Валюту цены следует указать в поле Валюта. Отметим, что предварительно данная валюта должна быть внесена в классификатор валют — в противном случае она будет отсутствовать в раскрывающемся списке данного поля.

Что касается параметра Цена включает НДС, то он работает по следующему принципу. Если этот параметр включен, то все цены, относящиеся к данному виду цен, необходимо будет указывать с учетом НДС. Если же параметр отключен, цены данного вида нужно будет указывать без НДС. По умолчанию флажок снят.

Все виды цен, используемые в программе, можно разделить на две большие категории: используемые при продаже товаров и неиспользуемые при продаже товаров. С видами цен первой категории все понятно — они используются при продаже товаров и, собственно, для этого и предназначены. Что касается цен, относящихся ко второй категории, то они в продажах не используются, поскольку их главное предназначение — служить основанием для расчета других цен. Например, вы можете ввести некоторую цену Базовая, а уже от нее рассчитывать цены Партнерская, Дистрибьюторская, Дилерская и т. д. В этом случае для цены Базовая, которую непосредственно не планируется использовать при продаже товаров, можно снять флажок Использовать при продаже (он находится в окне редактирования справа от параметра Цена включает НДС, см. рис. 5.3), а для всех остальных цен, которые применяются при продажах, установить данный флажок.

Нижняя часть окна состоит из двух вкладок — Правила калькуляции цены и Правила округления цены. На этих параметрах собраны однотипные, сходные по назначению и функциональности параметры настройки.

Параметры, которые находятся на вкладке Правила калькуляции цены, предназначены для настройки формирования (расчета) цен, относящихся к данному виду. В программе "1С:Управление торговлей 8.2" предусмотрено использование следующих способов расчета цен.

  • Задавать вручную. Данный способ не предусматривает использование автоматических расчетов: цену вы указываете вручную. Такие цены могут использоваться в качестве базовых для расчета других цен.
  • Заполнять по данным ИБ. При выборе этого способа расчет цен будет осуществляться автоматически на основании сведений, имеющихся в базе данных. В частности, цена товара может устанавливаться как минимальная цена аналогичного товара у конкурирующей организации или как себестоимость реализуемого товара, и т. п. Такие цены также могут использоваться в качестве базовых для расчета других цен.
  • Рассчитывать по другим видам цен. Данный способ подразумевает автоматический расчет цен по заданным формулам на основании введенной или рассчитанной ранее цены. Основанием для расчета могут служить любые виды цен — как введенные вручную, так и сформированные по данным информационной базы или рассчитанные на основании других цен.

Если выбран первый способ (Задавать вручную), то на вкладке Правила калькуляции цены больше никаких параметров не останется, поскольку, как уже говорилось ранее, в данном случае правила расчета не настраиваются. Правда, вы можете настроить правила округления, перейдя для этого на соседнюю вкладку, но об этом мы расскажем чуть позже.

При выборе второго способа (Заполнять по данным ИБ) на вкладке отобразится кнопка Конструктор схемы компоновки данных, с помощью которой осуществляется переход в режим настройки правил расчета. Отметим, что это будет возможно только при наличии у пользователя соответствующих прав (в частности, программа должна работать в режиме "толстого" клиента, подробнее см. сайт программы www.1c.ru).

При выборе третьего способа (Рассчитывать по другим видам цен) содержимое вкладки будет выглядеть так, как показано на рис. 5.3, т. е. в ее нижней части появится табличная часть, где формируется список формул для расчета цен. Если для всех ценовых групп используется общая формула расчета, то ее нужно ввести в колонке Формула (порядок ввода формул рассматривается чуть ниже) для позиции Все ценовые группы, которая присутствует в табличной части по умолчанию.

Однако часто для разных ценовых групп и цены используются разные. В данном случае нужно выполнить команду Все действия | Добавить или нажать соответствующую кнопку инструментальной панели. В результате в таблице появится новая позиция, для которой выбирается название группы цен, а в соседней колонке вводится формула для этой группы цен.

В программе "1С:Управление торговлей 8.2" реализованы два способа создания формул — ручной и автоматический. Ручной способ требует знания встроенного языка 1С:Предприятие, по-скольку при создании формул необходимо придерживаться правил этого языка. Не секрет, что этого языка почти никто из пользователей не знает, поэтому рекомендуется составлять формулы в автоматическом режиме — с помощью специально предназначенного конструктора.

Чтобы вызвать этот конструктор, нужно в колонке Формула нажать клавишу F4 или кнопку выбора. При этом отобразится окно, которое показано на рис. 5.4.

Рис. 5.4. Создание формулы с помощью конструктора

Использование конструктора предельно упрощает процесс создания формул. В левой верхней части находится перечень идентификаторов видов цен. Если в этом перечне дважды щелкнуть мышью на позиции, которая будет использоваться в качестве базовой для расчета цены, то название выбранного вида цен появится внизу окна, при этом оно будет заключено в квадратные скобки — в соответствии с требованиями синтаксиса языка.

Затем в правой верхней части окна точно так же нужно вставить в формулу оператор, константу или функцию. В частности, если цена в формуле рассчитывается путем умножения базовой цены на определенный коэффициент, то в списке операторов выберите знак умножения, после чего с клавиатуры введите сам ко-эффициент.

    Внимание! Помните, что в качестве разделителя между целой и дробной частями числа может использоваться только точка.

Завершается ввод формулы нажатием в данном окне кнопки Сохранить и закрыть. Перед этим вы можете проверить корректность составления формулы — для этого нажмите кнопку Проверить формулу (название кнопки отображается в виде всплывающей подсказки при подведении к ней указателя мыши).

Проверить правильность составления формулы можно и в табличной части вкладки Правила калькуляции цены. Для этого нужно выполнить команду Все действия | Проверить или аналогичную команду контекстного меню, вызываемого нажатием правой кнопки мыши. По результатам проверки на экране отобразится соответствующее информационное сообщение.

Как мы уже отмечали ранее, в программе реализована возможность автоматического округления цен в соответствии с установленными правилами округления. Настройка правил округления выполняется в окне ввода и редактирования вида цен на вкладке Правила округления цены, содержимое которой показано на рис. 5.5.

Рис. 5.5. Создание правил округления цены

Все цены, относящиеся к определенному виду, можно округлять по общему правилу, а можно выполнить настройку правил для каждого диапазона цен. В первом случае нажмите в инструментальной панели данной вкладки кнопку Добавить — в результате в списке появится позиция, для которой в столбце Ценовой диапазон отобразится значение Все цены. После этого в поле Точность округления из раскрывающегося списка выберите точность округления, а при необходимости можно указать также точность психологического округления.

    Примечание Психологическое округление — это правило округления, которое применяется после основного округления и позволяет получить в итоге некруглую цифру (например, не 10 рублей, а 9,99 рублей). Благодаря этому у клиента создается впечатление более низкой цены.

В случае, если вы хотите использовать разные правила округления для разных диапазонов цен, нужно составить перечень этих диапазонов — это делается в табличной части окна. В поле Нижняя граница с клавиатуры или с помощью калькулятора, открываемого по кнопке выбора, укажите нижнюю границу ценового диапазона — при этом значение поля Ценовой диапазон (где указывается верхняя граница диапазона) сформируется программой автоматически. После этого укажите точность округления и, при необходимости, последнюю цифру психологического округления.

В программе реализована возможность использования конструктора округления цен. Он позволяет максимально автоматизировать данный процесс и минимизировать вероятность ошибки. Для перехода в режим работы с конструктором нажмите в инструментальной панели вкладки кнопку Конструктор психологического округления (название кнопки отображается в виде всплывающей подсказки при подведении к ней указателя мыши).

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru