Учебники по популярным профессиям
|
|
>>> Перейти на мобильный размер сайта >>> Учебное пособие ТЕЛОХРАНИТЕЛЬЦена жизниЖить для него — как отдаться течению.
Цзя И (II в. до н. э.) Профессия телохранителя весьма необычна еще и тем, что подразумевает возможное самопожертвование. Упрощенно предполагается, что если ты телохранитель, то должен в решающий момент закрыть собой охраняемую персону и ценой собственной жизни спасти ее. Так ли это на самом деле? Уверен, большинство из ныне работающих на ниве частной личной охраны рано или поздно думают об этом, и многие из них избегают этих «черных» мыслей. Это не верный подход. Это уход от проблемы. Необходимо решить для себя вопрос самопожертвования как можно раньше. В этой главе я приведу ряд соображений по данному вопросу, а вы уже для себя сделаете окончательные выводы и, возможно, кто-то поймет, что выбрал не ту профессию.
Я уже говорил, что у телохранителей своя особая психология. Теперь добавлю, что еще необходима и особая философия. Поверьте, если вы выработаете такую философию, она будет помогать вам не только в работе, но и в жизни. Выше я неоднократно упоминал изречения восточных мудрецов и психологию самураев. В нашей профессии она очень важна, не зря же нас называют самураями XX (теперь уже XXI) века. Отмечу два качества, совершенно необходимых как телохранителю, так и воину вообще.
Образцом такого отношения к собственной смерти, несомненно, являются средневековые самураи. Вот как об этом говорит Дайдодзи Юдзан Сигэсукэ в своей книге «Кодекс самурая»: «Для самурая наиболее существенной и жизненно важной является идея смерти — идея, которую он должен лелеять днем и ночью, с рассвета первого дня года и до последней минуты последнего дня. Когда понятие смерти прочно овладеет тобой, ты сможешь исполнять свой долг в наилучшем и наиполнейшем виде... и тем самым сможешь избежать всех невзгод. Таким образом, ты не только сможешь продлить свою жизнь, но и поднимешь собственное достоинство в глазах окружающих. Подумай, как непрочна жизнь, особенно жизнь воина. Уразумев это, ты будешь воспринимать каждый день как последний в своей жизни и посвятишь его выполнению важнейших обязательств. Не позволяй мыслям о долгой жизни завладеть собою, иначе погрязнешь в пороках и беспутстве, окончишь дни свои в позоре бесчестья». Современному человеку, воспитанному в европейских традициях, вообще очень сложно, да в большинстве случаев и невозможно постичь философию и психологию японского самурая. В то время, как мы всё пытаемся осмыслить с помощью формальной логики, в Китае и Японии постижение окружающего мира идет «сердцем», на уровне интуиции. Вместе с тем, я считаю постижение самурайских ценностей современным телохранителем не только возможным, но и очень полезным. Сторонники профанации и упрощенного подхода могут не вдаваться в подробности или вообще пропустить эту часть — такие вещи постигаются лишь при наличии большого желания. Для них всю мораль я сжимаю в одну фразу: «Самураи смерти не боялись и вы не бойтесь». Для прочих же отношение самурая к собственной смерти я объясню подробнее. Идея смерти являлась лишь одним из элементов подготовки и философии самурая. Нет нужды доказывать, что воин, не боящийся смерти, имеет преимущества перед воякой, трясущимся от страха. Такое отношение к факту ухода из жизни (причем явно преждевременного) основывался на буддистской философии переселения душ. Для буддиста смерть — лишь перемена оболочки. Зачастую она воспринималась как освобождение от не слишком удачной действительности с надеждой на лучшее в новой жизни. Так о чем тогда беспокоится самураю, если он не позорно умирает от недуга в постели, а с честью складывает голову, служа господину! Тем, кто слышал, что такое карма, понятно, что все прижизненные благородные дела и подвиги, а уж тем более «правильная» смерть, являлись залогом большего благоприятствования в последующих перерождениях. «Мудрец смотрит на жизнь как на разрастание фурункула, нароста, а на смерть — как на вскрытие волдыря, как на разрыв опухоли. И тогда чего же ему заботиться о том, что лучше, а что хуже — жизни или смерть?» — говорил Чжуан-цзы. Как видно и китайцам подобное мировоззрение было не ново, ведь буддизм пришел в Японию именно оттуда. Почему бы вам ни попробовать пересмотреть свои взгляды на смерть? Ведь и на Руси считалось, что смелость — залог безопасности в бою. Вспомните: «Смелого пуля боится, смелого штык не берет». Конечно, великий японский полководец Уэсуги Кэнсин сказал это более цветисто: «Те, кто держится за жизнь, умирают, а те, кто не боятся смерти, живут. Все решает дух. Постигните дух, овладейте им, и вы поймете, что есть в вас нечто превыше жизни и смерти — то, что в воде не тонет и в огне не горит». Еще более красочно и образно написал Лао-цзы в «Дао-дэ-цзин»: «Я слышал, что, кто умеет овладевать жизнью, — идя по земле, не боится носорога и тигра, вступая в битву, не боится вооруженных солдат. Носорогу некуда вонзить в него свой рог, тигру негде наложить на него свои когти, а солдатам некуда поразить его мечом. В чем причина? Это происходит оттого, что для него не существует смерти». Эти слова сказаны в разное время людьми в разных странах, но поменялась ли от этого суть? У кого-нибудь из читателей может возникнуть мнение, что самураи просто не ценили ни свою, ни чужую жизнь. Однако это неверно. Ценилась смерть «со смыслом», во имя каких-то ценностей: честь, интересы господина и прочие, нам малопонятные ценности. Смерть в бою всегда считалась достойной. Глупая, бессмысленная смерть порицалась. Хотя понятие «глупости» в те времена в Японии были далеки не только от наших понятий, но и от современных японских нравов. Сомнительно, что какой-нибудь менеджер корпорации «SONY» может подойти к подчиненному и приказать тому вспороть живот, а рабочий незамедлительно исполнит такое распоряжение. А другие работники даже не оторвутся от конвейера, а вечером соберутся, и будут обсуждать между собой достойную смерть коллеги. И это, конечно, не значит, что необходимо по любому поводу сломя голову рисковать своей жизнью. Но вы должны воспитать в себе состояние абсолютной уверенности, что страх не парализует ваши действия, и вы сможете с ним совладать. Каким же образом самураи воспитывали в себе любовь и презрение к смерти? На этот счет есть вполне конкретные рекомендации. Самурай должен был думать о смерти каждое утро, просыпаясь, и каждый вечер, ложась спать. И только тогда, когда мысль о смерти становилась для него обыденной, он считался настоящим воином. В процессе таких размышлений формируется представление о «правильной смерти», то есть о ситуациях, в которых умереть необходимо и «допустимо». Кроме того, шлифуется представление о чистоте действий, о том «что такое — хорошо, и что такое — плохо».
Надеюсь, мне удалось донести до вас мою мысль, создать определенную установку или, по крайней мере, заставить задуматься над вопросом, вынесенным в заголовок. Кстати, иногда приходится слышать такие фразы: «Вот, если бы мне платили 1000 (1500, 2000...) долларов, я бы подставлял свою голову, а за эту зарплату — никогда». Один авторитетный психолог, не помню его фамилию, работавший с сотрудниками «девятки», утверждает, что уровень оплаты не влияет на решительность и самоотверженность телохранителя. Все зависит от самого человека. Если он трус (извините за резкость, лень подбирать обтекаемые обороты), то, сколько ему не плати, в критическую минуту готовься быть ослепленным сверканием его пяток. Коллеги, присмотритесь к своим напарникам. Согласен, определить уровень героизма тяжело. Лично я заметил одну закономерность, чем больше человек рассказывает, о том, как он якобы «раскидал троих, четвертому по зубам, десятому с ноги...», тем меньше на него стоит рассчитывать в крутой заварушке. По утверждения того же психолога, человек, самоотверженный по сути, заслонит собой другого и «задаром». От себя добавлю: разберись в себе, читатель. Рождены ли вы быть настоящим телохранителем? При найме на работу самоотверженность телохранителя предполагается также, как наличие водительских прав у человека, нанимающегося в таксисты. Если что-то случится, а вы струсите, что вы потом скажете в свое оправдание? Что за эту зарплату можете только пьяному дебоширу в ухо дать? Если вас не устраивает зарплата, возьмите и увольтесь. Либо скажите об этом клиенту, хотя такие разговоры должны вестись при трудоустройстве. Но, если вы согласились и работаете, если условия работы не изменились в худшую сторону (увеличился трудовой день, ушел напарник, и вы остались один и т. п.), значит, вы приняли «условия игры» в комплексе. Исключения составляют ситуации, когда при устройстве на работу вам очерчивается низкий уровень риска, а потом ситуация резко обостряется. Нередко клиент заведомо занижает свои проблемы, чтобы меньше платить или не спугнуть работника. Но в любом случае вы должны свои претензии изложить сразу и честно. Даже, если клиент ведет себя непорядочны, вы останьтесь с чистой совестью. |
|
|