Учебники по популярным профессиям
на asv0825.ru

>>> Перейти на мобильный размер сайта >>>

Учебное пособие

Стропальные и такелажные
работы

       

5.5. Способы обвязки, зацепки и схемы строповки грузов

Строповка — это совокупность методов обвязки и зацепки грузов для их подъема и перемещения грузоподъемными машинами (кранами).

К строповке конструкций предъявляют следующие требования:

  • строповые устройства, их крепление к поднимаемой конструкции и грузоподъемному крану должны быть надежными;
  • трудоемкость и продолжительность операции строповки и расстроповки должны быть минимальными;
  • использование строповых приспособлений, устройств должно быть многократным (приспособления должны быть инвентарными);
  • расстроповка должна производиться на расстоянии (без подъема стропальщика к месту строповки);
  • строповка должна исключать нарушение формы и прочности конструкции, а также ее падение и опрокидывание.

Для строповки различных строительных грузов для разового подъема вместо специальных грузозахватных устройств можно применять обычные канаты путем вязки их в узлы и петли. Наиболее простые и надежные способы обвязки грузов приведены в табл. 2.1.

Для предохранения канатов от перетирания при обвязке грузов с острыми кромками следует устанавливать предохранительные подкладки.

При свободной укладке груза на петлевые стропы его перемещение (независимо от числа петель на стропе) допускается только при наличии элементов, предотвращающих смещение в продольном направлении.

При перемещении канатными стропами грузов, имеющих острые ребра, необходимо между ребрами и канатами размещать прокладки, предохраняющие последние от повреждений. Прокладки изготавливаются из дерева, разрезанной трубы, резинотканевых шлангов, плоских ремней и т.д.

Для обеспечения безопасной работы по перемещению грузов кранами на стройке разрабатываются схемы строповки перемещаемых грузов, которые обязательно приводятся в ППР.

Строповка балок

Рис. 5.2. Строповка балок:
а — металлической (в обхват); б — железобетонной (в обхват); в — металлической (траверсой с клещевыми захватами); 1 — проставка

Строповка балок и труб показана на рис. 5.2, 5.3. При выгрузке труб из полувагонов и погрузке их на трубовозы автотранспортное средство устанавливается параллельно рельсовому пути.

XXX

Рис. 5.3. Строповка труб:
а — торцевыми захватами; б — двухпетлевыми стропами со втулкой; в — балочной траверсой; г — клещевым захватом; д — полотенчатыми стропами; е — кольцевым стропом на удавку; ж — двухпетлевыми стропами (пакет труб); 1 — проставка

Кран располагают между трубовозом и полувагоном. Безопасность погрузочно-разгрузочных работ во многом определяется правильным выбором грузозахватных устройств.

Подъем труб может осуществляться с применением торцевых захватов, состоящих из двух и более канатов с крюками на концах.

Для подъема длинномерных труб применяются специальные траверсы, имеющие крюки, которые могут фиксироваться в различных положениях по длине в зависимости от длины труб, а также клещевые захваты.

Строповка металлопроката показана на рис. 5.4.

Строповка металлопроката

Рис. 5.4. Строповка металлопроката:
а — одиночный груз; б — пакет листовой стали; в — бухты проволоки; г — пакет двутавровых балок; д — пакет листовой стали (захваты располагают симметрично относительно центра тяжести пакета на расстоянии 1/3 длины от края); е — эксцентриковые зажимные устройства; 1 — струбцина; 2 — скоба монтажная; 3 — проставка.

Схемы строповки, графическое изображение способов строповки и зацепки грузов должны быть выданы на руки стропальщикам и крановщикам или вывешены в местах производства работ. Владельцем крана или эксплуатирующей организацией также должны быть разработаны способы обвязки деталей машин и узлов машин, перемещаемых кранами во время их монтажа, демонтажа и ремонта, с указанием применяемых при этом приспособлений, а также способов безопасного кантования грузов, когда такая операция производится с применением крана.

Особенно необходимо разрабатывать схемы строповки грузов, если:

  • груз не имеет специальных устройств (петель, цапф, рымов и т.п.) для строповки;
  • груз снабжен специальным устройством для строповки, но не может быть поднят с его помощью;
  • груз представляет собой детали и узлы машин, перемещаемые кранами во время монтажа, демонтажа или ремонта.

Если не имеется разработанных схем строповки, то подъем груза должен осуществляться в присутствии и под руководством лица, ответственного за безопасное производство работ кранами.

Схемы строповки грузов должны вывешиваться в местах производства работ либо выдаваться на руки стропальщикам или крановщикам.

При разработке схем строповки грузов необходимо соблюдать следующие правила:

  • крюки стропов должны свободно заходить в зев петли, цапфы, рымы или другого грузозахватного устройства на грузе (см. рис. 1.8);
  • крюки необходимо заводить с внутренней стороны изделий в сторону их центра тяжести;
  • изделия должны крепиться за все петли (цапфы, рымы);
  • ветви стропов во время подъема должны иметь одинаковое натяжение;
  • угол между ветвями стропов не должен превышать 90°;
  • неиспользованные концы стропа необходимо укреплять так, чтобы они при перемещении груза не задевали встречающиеся на пути предметы;
  • заведенный в монтажную петлю (цапфу, рым) крюк стропа не должен соприкасаться с поверхностью стропуемого груза.

Фермы стропят либо непосредственно за верхние узлы, либо, при наличии строповочных отверстий, с помощью пальцев, вставляемых в эти отверстия.

Фермы (рис. 5.5) до 18 м обычно стропят за две точки, при длине свыше 18 м — за четыре точки или применяют траверсы решеточного типа различных конструкций, снабженные балансирными блоками, которые обеспечивают одинаковое натяжение канатов стропов во время подъема. Ветви стропа не должны сильно отклоняться от вертикали, чтобы не создавалось излишнее сжатие в верхнем поясе фермы.

Складирование ферм на металлических опорах

Рис. 5.5. Строповка (а) и складирование ферм на металлических опорах (б)

Лестничные марши (рис. 5.6) с площадками складируют на ребро на подкладках 100 х 150 мм с упорами. Лестничные марши без площадок или ступени укладывают плашмя на подкладках 200 х 150 мм и прокладках 80 х 80 мм, не выше чем в 5 рядов.

Строповка лестничных маршей

Рис. 5.6. Строповка лестничных маршей:
при погрузке — выгрузке (а), монтаже (б), с удлинителем и вилочными захватами (в) и складирование лестничных маршей с площадками (г) и лестничных маршей без площадок или ступеней (д): 1 — строп; 2 — удлинитель; 3 — вилочный захват; 4 — петля; 5 — страховочный винт

Строповка лесоматериалов показана на рис. 5.7, 5.8.

Полужесткие стропы для пиломатериалов

Рис. 5.7. Полужесткие стропы для пиломатериалов:
(а — длинномерных; б — короткомерных; в — круглых короткомерных; г — длинномерных в пакетах) и траверсы для лесоматериалов (д — короткомерных; е — длинномерных; ж — штабелей)

При строповке лесоматериалов обычные стропы не могут в полной мере отвечать требованиям при производстве работ. При расцепке и вытаскивании стропов из-под пачки происходит раскатывание лесоматериалов.

Строповка оборудования

Рис. 5.8. Строповка оборудования:
а — сосуда двумя двухпетлевыми стропами; б — задвижки двухпетлевым стропом; в — агрегата двумя двухпетлевыми стропами; г — цилиндрического резервуара двумя двухпетлевыми стропами; д — короба двумя двухпетлевыми стропами; е — детали станка двумя двухпетлевыми стропами; ж — оборудования в деревянной таре двумя двухпетлевыми стропами

Более рационально применять полужесткие стропы с траверсами.

Находят применение и грейферные захваты, навешиваемые на автопогрузчики.

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru