Учебники по популярным профессиям
на asv0825.ru

Учебник спасателя МЧС

       

3.17. Поисково-спасательные работы с использованием вертолета

На сегодняшний день ни одна спасательная служба не обходится без использования вертолета, особенно при проведении ПСР в районах, удаленных на большое расстояние от населенных пунктов, там, где отсутствуют дороги, а также в районах с тяжелыми рельефными условиями. Проведение ПСР, особенно в горах, — задача сложная. Большая высота над уровнем моря, узкие долины, окруженные крутыми склонами и высокими вершинами, сильные воздушные течения из-за неравномерного прогрева горных склонов, внезапные изменения направления ветра, уменьшение видимости из-за тумана, снегопада, облачности и многие другие непредвиденные факторы создают большие трудности не только для посадки или зависания вертолета над местом происшествия, но иногда и для выполнения полета вообще.

Решение о применении вертолета принимает начальник ПСС, поисково-спасательного отряда (ПСО), согласовывая все свои дальнейшие действия с руководством авиаотряда и командиром вертолета. Однако вылет вертолета не всегда, к сожалению, является гарантией его эффективного использования. При подлете к месту происшествия метеоусловия могут измениться настолько, что командир вертолета будет вынужден принять решение о возвращении в аэропорт. Поэтому при планировании спасательной операции, кроме использования вертолета, необходимо учитывать и возможность подключения к ней ПСО. Во время ПСР, проводимых с применением вертолета, должно быть достигнуто взаимодействие между членами экипажа вертолета и спасателями, находящимися как на борту вертолета, так и на земле (воде).

Использование вертолетов спасательными формированиями обеспечивает:

  • быструю доставку спасателей, необходимого для их работы снаряжения, инвентаря и оборудования к месту ЧС;
  • доставку пострадавших в ближайшее лечебное учреждение;
  • дополнительную доставку всего необходимого груза в район проведения ПСР, особенно при изолированности района от транспортных и энергетических артерий, населенных пунктов;
  • переброску спасателей из одного района поиска в другой;
  • поисковые облеты по маршруту или обследование района бедствия;
  • искусственный спуск лавин при проведении ПСР в горах;
  • подъем или извлечение пострадавших из труднодоступных мест.

Использование вертолета в ПСР позволяет значительно снизить время на их проведение, сократить число привлекаемых сил и средств, резко увеличить шансы на спасение пострадавших.

Прежде чем принять решение о применении вертолета, следует всесторонне рассмотреть все доводы за и против. Путем анализа полученной первичной информации необходимо определить, какие возможности имеются для транспортировки пострадавших другими способами. Вполне вероятно, что в сложившихся условиях (плохие метеоусловия, отсутствие посадочных площадок, позднее время получения информации и др.) целесообразнее производить транспортировку пострадавших по земле (воде).

При оценке создавшейся обстановки необходимо, в первую очередь, обратить внимание на следующие обстоятельства:

  • состояние здоровья пострадавших, необходимость экстренной медицинской помощи;
  • отдаленность места происшествия от ближайшего населенного пункта, где имеется лечебное учреждение;
  • возможность оказания незамедлительной помощи наземным способом;
  • примерные метеоусловия на месте происшествия и по маршруту полета;
  • возможность оказания помощи без применения вертолета.

Метеоусловия при проведении ПСР с использованием вертолета должны удовлетворять следующим требованиям.

  • Облачность — высота над местом посадки:
    • не ниже 350 м на местности с абсолютной высотой до 2000 м;
    • не ниже 600 м на местности с абсолютной высотой свыше 2000 м.
  • Видимость — по горизонтали на высоте посадочной площадки:
    • не менее 5 км при абсолютной высоте до 2000 м;
    • не менее 10 км при абсолютной высоте свыше 2000 м.
  • Ветер:
    • не более 5 м/с в узких ущельях, в котловинах;
    • не более 15 м/с на открытых перевалах, седловинах, гребнях и плато.

Пасмурная погода или теневые участки склона наиболее неблагоприятны для посадки, так как пилоту вертолета в этих условиях труднее определить расстояние до посадочной площадки и уклон местности.

Вертолет совершает полеты при силе ветра до 15 м/с, зависает и приземляется при силе ветра 12 м/с. Наиболее благоприятная для полетов сила ветра — 5-6 м/с. Безветрие так же нежелательно для полетов, зависания и приземления, как и сильный ветер. Переменный ветер опасен при зависании и приземлении, особенно когда эти действия нужно произвести вблизи скал, пропастей, пологих спусков.

Необходимо также иметь в виду, что зависание над лесом и густым кустарником — весьма трудная и опасная операция, так как ветки деревьев и кусты рассеивают воздушную струю.

Благоприятными условиями для выполнения зависания или приземления являются также следующие:

  • направление ветра совпадает с открытыми подходами;
  • подходы дают нормальную глиссаду для вертолета при снижении или наборе высоты;
  • под зависшим вертолетом находится горизонтальный участок местности.

Спасательные формирования для проведения ПСР применяют, в основном, вертолеты Ми-8 различных модификаций, допущенные к эксплуатации в транспортном и пассажирском вариантах. Пассажирский вариант Ми-8, в зависимости от особенностей салона, способен принять на борт 9-11 или 28-32 пассажира. Транспортный вариант Ми-8 имеет большой грузовой люк, усиленный пол, узлы швартовки грузов, трапы и откидные сиденья на 24 человека. Вертолеты Ми-8 спасательной службы оснащены системой внешней подвески грузоподъемностью 3000 кг и лебедкой с бортовой стрелой, позволяющей поднимать на борт в режиме зависания грузы весом до 150 кг. Максимальная масса груза, перевозимого в кабине вертолета, -4000 кг. Дальность полета с 28 пассажирами на борту — 500 км. Максимальная высота полета — 6000 м. Вертолету разрешена посадка на равнинной, холмистой и горной местности со взлетами и посадками на вертодромах и площадках, расположенных на высотах до 4500 м.

Для перевозки грузов весом до 4000 кг используется вертолет Ми-17. На нем установлены тросовая внешняя подвеска, позволяющая транспортировать крупногабаритные грузы весом до 3000 кг, и бортовая стрела с электролебедкой. На борту вертолета, кроме откидных сидений на 24 человека, имеются узлы для установки 12 носилок. Дальность полета вертолета при максимальной загрузке составляет 550 км.

Вертолет Ка-32Т предназначен для транспортировки грузов весом до 3700 кг внутри кабины и до 5000 кг на внешней подвеске. У спасательного подъемного устройства — максимальная грузоподъемность 300 кг. Вертолет имеет практический потолок полета 6000 м.

Вертолет Ми-26 предназначен для подъема и транспортировки крупногабаритных грузов весом до 20000 кг.

Вертолет Ми-2 можно использовать для проведения ПСР при ликвидации последствий локальных ЧС. Дальность полета вертолета с 8 пассажирами на борту составляет 160км.

Вертолет Ка-226 предназначен для проведения ПСР в больших городах. Грузоподъемность — 1,5 тонн, скорость — 200 км/час, дальность полета — 600 км.

При крупных ЧС возможно привлечение к работе военно-транспортных вертолетов, например, Ми-14, способных совершать посадку на поверхность воды.

На вертолетах транспортного варианта разрешается перевозить в грузовой кабине технику, грузы и служебных пассажиров, то есть спасателей и спасенных людей.

Загрузка вертолета производится через грузовой люк по трапам, а также через переднюю дверь, расположенную на левом борту.

Зоны опасного и безопасного нахождения людей около вертолета:
1 — зона наиболее безопасного нахождения при посадке вертолета на выпуклой или горизонтальной поверхности; 2 — зона допускаемого нахождения при посадке вертолета на выпуклой или горизонтальной поверхности; 3 — опасная зона; 4 — наиболее опасная зона

Перевозимую технику и крупногабаритные грузы необходимо крепить к кольцам на полу грузовой кабины с помощью швартовочных тросов.

Все грузы, размещаемые на вертолете, крепятся так, чтобы исключалась возможность их перемещения в полете. Мелкие грузы необходимо связывать между собой или загружать в специальные ящики и крепить их к полу с помощью швартовочных сеток и тросов.

Разрешается перемещение по кабине одному члену экипажа и одному служебному пассажиру (старшему группы).

Пассажиры (спасатели и участники маршрутной группы) должны быть проинструктированы начальником ПСО или бортмехаником о правилах поведения в полете и аварийного покидания вертолета.

После совершения вертолетом посадки к нему можно приблизиться, как правило, только тогда, когда двигатели будут выключены, а винт остановится.

Следует помнить о том, что даже после приземления командир вертолета (пилот) может изменить положение вертолета по самым различным причинам, например, предпринять взлет.

После приземления руководитель ПСР согласовывает дальнейшие действия с командиром вертолета.

Всех спасателей, особенно работников полевых подразделений, необходимо предварительно предупредить о том, что нельзя касаться руками фюзеляжа вертолета до тех пор, пока заземляющий тросик не коснется поверхности земли.

Если после приземления на временную посадочную площадку двигатель вертолета не будет выключен, то подход спасателей, работников подразделений к вертолету, выход из него, погрузка или выгрузка пострадавшего, снаряжения, приближение или удаление от вертолета осуществляются только со стороны переднего сектора так, чтобы не попасть под хвостовой винт, расположенный с правой стороны машины. Следует помнить о том, что концы лопастей несущего винта опускаются к поверхности земли тем ниже, чем медленнее они вращаются.

Передвигаться, находясь около вертолета, необходимо только в желаемой или допускаемой зонах и никогда — в опасной. Передвижение в опасной или наиболее опасной зонах может закончиться трагически.

Носилки с пострадавшим, а также различное снаряжение нужно переносить как можно ниже и параллельно поверхности земли. Веревки, чтобы их концы не намотались на лопасти винта, должны быть свернуты, легкие предметы снаряжения тщательно упакованы и уложены в рюкзаки или в другую тару. Следует не забывать о правилах переноса лыж, лыжных палок, зондов, пустых носилок — их переносят только в горизонтальном положении. В противном случае выступающие части снаряжения могут попасть между лопастями несущего винта, что опасно не только для человека, но и для вертолета.

В случае вращения лопастей несущего винта нельзя удаляться от вертолета в ту сторону, где местность расположена выше, чем место посадки вертолета, ибо это угрожает попаданием в радиус вращения лопастей, что, в свою очередь, может закончиться трагически.

После приземления спасатели осуществляют выход из вертолета только по распоряжению бортмеханика. Всеми действиями спасателей и работников на посадочной площадке руководит начальник ПСО или специально назначенный им человек.

Спасатели, работающие у вертолета, должны быть в защитных касках, обязательно застегнутых под подбородком, и защитных очках, что предохранит глаза от попадания в них пыли, снега и предметов, поднимаемых с поверхности земли воздушной струей, создаваемой лопастями вращающегося винта.

Во время взлета или посадки спасатели должны находиться на безопасном расстоянии от посадочной площадки, в том числе при запуске двигателя вертолета. Все легкие предметы (лыжные шапочки, рукавицы, репшнуры, посуда и др.) в радиусе 50 м должны быть зафиксированы различными способами во избежание попадания их в винты или турбины вертолета. Кроме того, воздушным потоком, создаваемым вращением винта, легкие предметы могут быть сброшены с посадочной площадки вниз, если операция происходит в горах.

Непосредственно в вертолете все снаряжение укладывается в тех местах кабины, которые укажет бортмеханик и, при необходимости, застраховывается. Спасатели размещаются на сиденьях и застраховываются имеющимися в вертолете специальными ремнями.

Во время полета, приземления, зависания запрещается самовольное передвижение по кабине, ибо это может нарушить баланс вертолета, особенно при подъеме или спуске пострадавшего и снаряжения.

Запрещается также располагаться у открытой двери без применения самостраховки, когда вертолет находится в воздухе, а также курить в кабине вертолета или около него во время стоянки.

В целях оказания помощи пилоту вертолета при приземлении на незнакомую посадочную площадку необходимо корректировать с земли его действия. Корректировка может осуществляться двумя способами: с помощью радиостанции или с помощью сигналов, подаваемых руками одним из спасателей. Возможно также использование ракет, сигнальных костров, флагов, а в вечернее или ночное время — электрических фонарей.

Сигналы должны подаваться заблаговременно, чтобы у сигнальщика был запас времени для отмены, в случае необходимости, первого сигнала и подачи второго сигнала.

Для лучшего и быстрого обнаружения посадочной площадки при появлении вертолета необходимо пускать ракеты вверх и в сторону от направления его движения так, чтобы не попасть в него. Пуск производится, когда до посадочной площадки остается примерно 100-200 м полета. При обнаружении площадки экипажем вертолета следует пускать ракеты по ветру, тем самым указывая экипажу его направление.

Способы указания направления и силы ветра: 1 — дымовая шашка (требуемое расположение); 2 — сигнальный костер; 3 — дымовая шашка (возможное расположение в связи с ограниченным размером посадочной площадки); 4 — место приземлений

Если сигнальных ракет нет, то направление ветра можно показать следующим образом. Спасатели должны стать спиной к ветру, выстроившись при этом в затылок друг к другу в 3-4 м правее центра площадки, расставив руки в стороны. При посадке пилот видит людей, стоящих слева от него и лицом к нему.

При переменном или порывистом ветре необходимо делать вращательные движения туловищем на 80-90° вокруг вертикальной оси.

Для указания направления и силы ветра можно также воспользоваться специальным конусом, укрепляемым на шесте, дымовыми шашками, кострами, флагами. В летнее время в основном используются флаги белого цвета, а зимой — красного или черного. Полотнища закрепляются на палках длиной не менее 1 м и забиваются в землю или укрепляются с помощью камней. Размещаются флаги на ровной поверхности на расстоянии 15-20 м друг от друга по линии приземления, то есть перпендикулярно направлению ветра. Если в наличии имеется только один флаг, то он также размещается на ровной поверхности посадочной площадки справа по направлению ветра (слева от вертолета) и на 15-20 м от точки приземления вертолета.

При использовании дымовой шашки или костра дым не должен застилать посадочную площадку. В противном случае приземление вертолета становится невозможным.

Сигналы управления вертолетом с земли

Руки подняты вверх, слегка разведены в стороны, образуя форму Y (Yes-да!)

— «Приземление разрешается»

Правая рука по диагонали поднята вверх, а левая по диагонали опущена вниз, как бы образуя форму буквы N (No — нет!)

— «Приземление не разрешается»

Руки на уровне плеч горизонтально вытянуты в обе стороны

— «Выполнить зависание»

Руки на уровне плеч горизонтально вытянуты в обе стороны, ладонями вниз. Ритмические покачивания рук из горизонтального положения вниз

— «Снизиться»

Руки на уровне плеч горизонтально вытянуты в обе стороны, ладонями вверх. Ритмические покачивания рук из горизонтального положения вверх

— «Подняться»

Правая рука на уровне плеча горизонтально вытянута в сторону. Левой рукой выполняют ритмические покачивания

— «Переместиться влево»

Левая рука на уровне плеча горизонтально вытянута в сторону. Правой рукой выполняют ритмические покачивания

— «Переместиться вправо»

Скрещенные над головой руки выполняют покачивания

— «Стоп. Остановка двигателя»

Руки подняты, немного согнуты в локтях, ладонями к лицу, выполняют ритмические покачивания из вертикального положения

— «Переместиться вперед»

Руки подняты, немного согнуты в локтях, ладонями в сторону вертолета, выполняют ритмические покачивания из вертикального положения в сторону вертолета

— «Переместиться назад»

Руки опущены вниз, скрещены перед телом

— «Посадка совершена»

Правая рука вытянута горизонтально в сторону, левая поднята вверх, выполняет ритмические покачивания в направлении перемещения вертолета

— «Переместиться от места зависания влево»

Левая рука вытянута горизонтально в сторону, правая рука поднята вверх, выполняет ритмические покачивания в направлении перемещения вертолета

— «Переместиться от места зависания вправо»

Правая рука вытянута вперед, в сторону и немного вверх, пальцы сжаты в кулак, большой палец показывает вверх

— «Знак «ОК» (О’кей!). Все в порядке»

Руки на уровне пояса, согнуты в локтях, ритмические покачивания вверх — вниз

— «Груз прицеплен»

Левая рука сжата в кулак, согнута в локте на уровне пояса, правой, обращенной ладонью вниз, делают ритмические движения вправо — влево

— «Груз сбросить или лебедку остановить»

После контрольных проходов вертолета над посадочной площадкой, когда пилот определил направление ветра по знакам, подаваемым ему с земли (о чем он сообщает запиской, брошенной с вымпелом), спасателям можно уйти с площадки, оставив на ней темные предметы (рюкзаки, ветки, палатки, прижатые камнями). Если маркировочные предметы отсутствуют, то необходимо до посадки вертолета не сходить с места, чтобы дать возможность пилоту сориентироваться в условиях плохой видимости (снежный вихрь, пасмурная погода). В этом случае вертолет совершит посадку рядом с группой, слева от нее, в центр посадочной площадки. Несущий винт будет находиться тогда выше головы человека.

При взлете вертолета необходимо выстроиться по тем же правилам, что и при посадке, или же использовать темные предметы (камни, ветки) для ориентации пилота относительно снежной поверхности.

Если предполагается посадка вертолета на незнакомое место, где нет людей и подготовленной площадки, то спасатели должны заготовить и взять на борт вертолета 5-6 веток длиной 1,5-2,0 м, привязав к их комлевой части груз весом 8-10 кг. Перед посадкой ветки сбрасываются с вертолета для привязки к месту приземления и Для пространственного ориентирования.

Принимающие вертолет должны также знать, что обычно его посадка осуществляется против ветра, в случае же захода вертолета на посадку по ветру спасателям нужно постоянно следить за его приземлением.

Корректирующий посадку вертолета спасатель должен одеться контрастно по отношению к земной поверхности, включая в том числе и растительность (деревья, кустарники, траву). Кроме того, голову следует защитить каской, застегнутой на подбородке, а глаза — очками.

Спасатель, стоя спиной к ветру, примерно на расстоянии 10 м от места приземления, принимает сигнальное положение, напоминающее форму буквы Y, при этом он должен помнить о том, что пилот вертолета видит несколько измененный его силуэт. Положение фигуры спасателя должно быть поэтому абсолютно правильным, жесты — точными, чтобы они были однозначно истолкованы.

При наличии посадочной площадки с соблюдением всех предъявляемых к ней требований соответствующих метеоусловий вертолет совершает приземление и эвакуирует пострадавших в ближайшее или находящееся в месте расположения аэропорта лечебное учреждение в зависимости от состояния здоровья пострадавших и времени выполнения полета.

Иногда, в зависимости от обстоятельств, бывает удобнее и, главное, безопаснее принять на борт вертолета пострадавшего и спасателей на промежуточной площадке. Так, спасатели могут быть высажены поблизости от места происшествия, затем они осуществляют спуск к пострадавшему и транспортируют его к месту удобной и безопасной посадки вертолета.

При проведении ПСР на лавине подчас требуется доставка значительного числа спасателей, опыт которых не позволяет производить десантирование (спуск на веревке) в режиме зависания вертолета на довольно большой высоте. В этом случае также подбирается промежуточная посадочная площадка для их высадки. Во всех случаях промежуточные площадки должны отвечать предъявляемым к ним требованиям. Следует также помнить, что окончательное решение о возможности или невозможности приземления принимает пилот вертолета.

Руководитель ПСО, находящегося на борту вертолета, должен помнить о том, что воздушное давление, создаваемое винтами вертолета, может вызвать сход лавин в зимний период или, при значительном скоплении снега, в другие периоды, а также камнепад в летний период, о чем следует предупредить пилота при принятии решения о приземлении, особенно на промежуточной посадочной площадке. При подлете к месту происшествия могут обнаружиться различные обстоятельства (значительная крутизна склона, наличие больших камней, ям, ледовых трещин, малые размеры посадочной площадки), когда приземление вертолета невозможно. В этом случае, если позволяют условия (по решению пилота вертолета), применяют зависание вертолета на высоте примерно 3 м от земной поверхности.

При десантировании должна осуществляться следующая последовательность совместных действий экипажа вертолета и спасателей:

  • при переводе вертолета в режим зависания пилот дает команду бортмеханику на открывание дверей;
  • руководитель ПСО или группы, убедившись в отсутствии на земле препятствий, дает команду на покидание борта вертолета.

Как правило, руководитель ПСО прыгает первым. Для этого он садится на порог двери и плавно как бы соскальзывает вниз, чтобы не нарушить равновесие вертолета. После приземления ему следует остерегаться лопастей винтов вертолета. Следующий спасатель прыгает по сигналу бортмеханика, предварительно убедившись, что на том месте, куда он прыгает, никого нет.

Десантирование спасателей, если этого требует обстановка, может производиться через переднюю и заднюю двери. Решение об этом принимает только пилот вертолета.

Если нужно, то руководитель ПСО, первым покинувший борт вертолета, принимает на себя роль сигнальщика для координации действий пилота.

Необходимое спасательное снаряжение сбрасывается только в том случае, если ясно, что оно не будет повреждено или утеряно при приземлении.

Перед полетом, а тем более сбрасыванием, все снаряжение должно быть тщательно упаковано в рюкзаки или специальные транспортировочные мешки.

Спасатель, производящий сбрасывание снаряжения, должен убедиться, что в месте падения груза людей нет.

Снаряжение можно спустить на веревке с помощью тормозного карабина, подвешенного на карабине веревки, или различных спусковых устройств.

Если на месте происшествия или поблизости от него пригодной для посадки площадки нет, то спуск спасателей и снаряжения производится на тросе с помощью лебедки, спусковых устройств или на основной веревке с обязательным учетом условий поверхности. Так, при крутизне склона более 60° от спуска следует отказаться из-за возможного камнепада или схода лавины.

Спуск в режиме зависания вертолета на большой высоте в определенной степени опасен для здоровья и жизни спасателей. Поэтому, если позволяют обстоятельства, лучше произвести посадку на промежуточной площадке.

При спуске на тросе с помощью бортовой лебедки все манипуляции с ней осуществляет бортмеханик, которому помогает руководитель ПСО или назначенный им спасатель.

Спуск спасателей на тросе с помощью лебедки занимает много времени. Поэтому для спуска большого числа спасателей и сокращения времени зависания вертолета применяются одинарная веревка диаметром не менее 11 мм, два тормозных карабина или шайба Штихта, а также спусковые устройства, разработанные в последние годы.

Спуск спасателей осуществляется в следующей последовательности:

  • руководитель ПСО или назначенный им спасатель подвешивают заранее приготовленную веревку к карабину лебедки, иначе пилот в случае необходимости не сможет быстро сбросить ее с вертолета;
  • бортмеханик открывает дверь;
  • по команде бортмеханика руководитель ПСО или назначенный им спасатель сбрасывает веревку вниз. Вертолет при этом должен находиться только в режиме зависания, иначе веревка может попасть в хвостовой винт. В случае если сброшенная веревка не достигла поверхности земли, ее тотчас же втягивают в кабину вертолета. Далее навешивается и сбрасывается вторая, заранее приготовленная веревка большей длины;
  • первый спасатель, на которого надета беседка с двумя тормозными карабинами, садится в дверной проем, вкладывает веревку в оба тормозных карабина и поднимает их наверх непосредственно под узел навески;
  • второй спасатель, приготовившись к спуску, отцепляет самостраховку первого спасателя;
  • по команде бортмеханика первый спасатель плавно нагружает веревку и, повернувшись лицом к корпусу вертолета, начинает спуск, который должен проходить без рывков;
  • приземлившись, спасатель, в случае необходимости, организует самостраховку, отстегивает веревку и подает знак «ОК» для спуска следующего спасателя;
  • спустившийся спасатель остается на месте для оказания необходимой помощи следующему спасателю, осуществляющему спуск;
  • после приземления последнего спасателя веревка сбрасывается вниз бортмехаником или оставшимся на борту спасателем.

Организация и спуск спасателей в режиме зависания вертолета на большой высоте проводятся во всех спасательных службах, как правило, по приведенной выше схеме. В зависимости от типа вертолета и установленного на нем дополнительного оборудования спуск спасателей может осуществляться поочередно на одной из двух веревок, что значительно ускоряет высадку, так как в момент приземления первого спасателя второй начинает спуск по второй веревке. При спуске используются различные тормозные устройства.

Спуск носилок осуществляется с помощью бортовой лебедки. К носилкам следует привязать репшнур, чтобы легче было их принять внизу.

Транспортировка пострадавшего на внешней подвеске

При невозможности приземления вертолета в месте происшествия или поблизости от него применяются специальные альпинистские носилки или носилки типа «Акья» для подъема пострадавшего на борт вертолета в режиме зависания.

После оказания пострадавшему первой медицинской помощи его, если вызван вертолет и ориентировочно известно время прилета, подготавливают к транспортировке, для чего надевают на него теплые вещи, укладывают его в спальный мешок или заворачивают в палатку (это зависит от степени имеющихся травм и погодных условий), укладывают на носилки, если они имеются.

В случае, если пострадавший, спасатели или работники находятся на крутом склоне, необходимо для носилок с пострадавшим организовать страховку, а самим спасателям или работникам применить самостраховку, чтобы не быть сброшенными воздушным потоком, создаваемым винтами вертолета.

При подъеме пострадавшего с помощью лебедки (ЛПГ-2, ЛПГ-3, ЛПГ-150) соблюдается следующая последовательность:

  • по прибытии вертолета бортмеханик приводит в действие лебедку и опускает трос;
  • спасатель или участник группы, находящийся рядом с пострадавшим, после того как заземляющий тросик коснется поверхности земли, берет в руки лебедочный карабин и, прицепив его к подвесной системе носилок, снимает страховку и дает команду для подъема на борт вертолета. При этом он поддерживает рукой, желательно в резиновой перчатке, лебедочный карабин до тех пор, пока трос не натянется. После этого спасатель придерживает носилки до того момента, пока они не окажутся на вертикальной линии под вертолетом, одновременно не допуская вращения носилок вокруг вертикальной оси троса;
  • бортмеханик и спасатель, находящиеся в вертолете, поднимают носилки и втаскивают их в кабину.

Иногда носилки с пострадавшим поднимают в вертолет в сопровождении одного из спасателей. Это делается для того, чтобы оказать помощь пострадавшему во время подъема и предохранить носилки от ударов о корпус вертолета.

При этом варианте на борт сначала принимаются носилки с пострадавшим, а затем сопровождающий.

Подвесную систему носилок нужно делать короткой. Ориентировочное расстояние между лебедочным карабином и нижней частью носилок — 80-90 см. Не следует забывать и об общем весе носилок с пострадавшим и сопровождающего, так как максимально допустимая масса груза не должна превышать 150 кг.

Носилки с пострадавшим нужно втаскивать в кабину вертолета тем концом, где находится голова человека. Как только носилки покажутся в дверном проеме, их следует застраховать, пристегнув к ним карабин от страховочной петли, прикрепленной к одному из колец пола вертолета.

Пострадавшего, если позволяет состояние его здоровья, можно поднять на борт вертолета и в его личной обвязке. Все действия в этом случае будут аналогичны тем, когда на борт поднимают носилки с пострадавшим. Пострадавший, если это возможно, помогает бортмеханику и спасателю принять его в кабину вертолета. В момент появления пострадавшего в дверном проеме карабин от страховочной петли, прикрепленной внутри вертолета, пристегивается к обвязке пострадавшего. Таким же образом на борт вертолета поднимают и спасателей. Предварительно, в целях экономии времени, на каждого спасателя должны быть надеты беседка с приготовленным страховочным карабином, грудная обвязка и самостраховка. Рюкзак надевается на плечи. Страховочный карабин прикрепляется к лебедочному карабину. Страховка репшнуром от беседки к страховочному карабину осуществляется таким образом, чтобы не допустить опрокидывания туловища человека при подъеме на борт вертолета.

При приеме носилок и спасателей на борт вертолета бортмеханик и помогающий ему спасатель должны быть на самостраховке.

Подвесное сиденье (люлька или стульчик) также может использоваться для подъема пострадавшего. Стульчик крепится к металлической раме, к которой присоединяется крюк лебедки. Пострадавшего усаживают на стульчик на земле, привязывают веревкой, присоединяют крюк лебедки и начинают подъем.

Не рекомендуется использовать стульчик для подъема пострадавшего, который после случившегося с ним несчастья психически расстроен и испытывает страх перед высотой.

В силу сложившихся обстоятельств возможна транспортировка пострадавших на внешней подвеске вертолета или же на лебедке с использованием специальных альпинистских носилок или носилок типа «Акья». Носилки могут находиться как на подвеске вертолета, так и подвешиваться к тросу с земли. В целях безопасности диаметр троса должен быть не менее 5 мм, на носилках в центре подвески нужно обязательно закрепить карабин «Вертлюг», чтобы избежать переламывания троса.

Транспортировку живого пострадавшего на внешней подвеске применяют на небольшое расстояние, исключающее его переохлаждение, и только в сопровождении спасателя.

Как правило, на внешней подвеске осуществляется транспортировка погибших. Если труп перевозится в кабине вертолета, то после его выгрузки кабину необходимо продезинфицировать.

Для осуществления маневра на подцепку (отцепку) груза и дальнейшую его транспортировку необходимо подготовить площадку: удалить мелкие незакрепленные предметы, мусор; пыльную площадку, если есть возможность, полить водой; свежевыпав-ший снег укатать или утоптать. Если площадка не может быть подготовлена к началу подцепки (отцепки) груза, то командир вертолета, зависнув над ней, раздувает пыль или снег струей воздуха от несущего винта. В силу этого спасатели или работники, а тем более пострадавший или пострадавшие должны укрыться от поднятых потоков пыли или снега. Маневр на подцепку (отцепку) груза выполняется лишь после того, как площадка будет хорошо просматриваться сверху.

Руководитель ПСО совместно с бортмехаником обязаны рассчитать длину троса внешней подвески, исходя из конкретных условий мест подцепки (отцепки) груза в соответствии с его конфигурацией, массой и длиной. Например, необходимо произвести подцепку носилок с пострадавшим, которые находятся на небольшой поляне, высота окружающих деревьев — около 10-15 м. Естественно, длина троса должна быть больше указанной высоты деревьев.

Транспортировка носилок, а также любого груза в горизонтальном положении вызывает интенсивную их раскачку в полете по сравнению с транспортировкой в вертикальном положении. Для уменьшения раскачки носилок их транспортировка должна осуществляться на скорости порядка 70-80 км/ч (указанная скорость транспортировки носилок на внешней подвеске определена во время совместных тренировочных полетов Сочинского авиаотряда и спасательного отряда г. Сочи).

В зависимости от условий подцепка груза на внешнюю подвеску вертолета может осуществляться двумя способами:

  • после посадки вертолета на площадку вблизи груза;
  • с режима зависания (применяется в тех случаях, когда посадка вертолета на площадку вблизи груза не обеспечена).

При транспортировке носилок с пострадавшим необходимо с борта вертолета подобрать площадку, удовлетворяющую требованиям по посадке, произвести посадку, поместить носилки с пострадавшим в грузовую кабину и продолжить полет до пункта назначения или ближайшего лечебного учреждения, где имеется посадочная площадка. Доставка пострадавшего в лечебное учреждение осуществляется только в том случае, если ему требуется срочная медицинская помощь, оказываемая в стационарных условиях.

Спасение пострадавшего на воде с помощью вертолета производится грузоподъемным устройством. При этом следует уменьшить воздействие на человека воздушных потоков, создаваемых вращающимися винтами. Этого можно достичь, в частности, увеличив длину подъемного троса и используя ветровую обстановку.

Спасатели и участники маршрутных групп или других подразделений, в которых имеются пострадавшие, должны знать, что зависание вертолета над пыльными и заснеженными площадками выполняется против ветра. В связи с тем, что длительное зависание не рекомендуется, все операции по подцепке носилок или иного груза следует производить как можно оперативнее.

Руководитель ПСО и бортмеханик должны проверить знание спасателями «Инструкции для наземной бригады, обеспечивающей подготовку грузов для транспортировки их на внешней подвеске».

Перед началом маневра по подцепке необходимо еще раз всех предупредить о том, что во избежание поражения статическим электричеством нельзя браться за тросы, закрепленные в замке вертолета, и приступать к работе по подцепке тросов к грузу до тех пор, пока система внешней подвески или заземляющий тросик не коснутся земли. Запрещается также подправлять карабины «паука» и тросы подвески в период их натяжения.

При ПСР вертолет Ми-8 может быть использован без посадки для десантирования (сброса) грузов, осуществляемого через входную дверь, грузовой люк при снятых створках и с внешней подвески. Десантирование грузов может производиться как парашютами, так и без них.

Максимальная масса груза, сбрасываемого через грузовой люк, не должна превышать 500 кг. Если грузов несколько, то при подготовке к полету должна быть определена очередность их десантирования. Сбрасывая грузы через грузовой люк, целесообразно размещать их как можно ближе к обрезу пола, обеспечив при этом надежную и одновременно быстросъемную швартовку. Естественно, что в первую очередь десантируются жизненно необходимые грузы: продукты, медикаменты, топливо. Во вторую очередь — теплые вещи и другое необходимое снаряжение и оборудование: носилки, веревки, лыжи и т.д.

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru