Учебники по популярным профессиям
на asv0825.ru

>>> Перейти на мобильный размер сайта >>>

Учебник спасателя

МЧС России

       

3.11.4. Поисково-спасательные работы при авариях на подвесных канатных дорогах

В горных, пересеченных и труднопроходимых местах для транспортировки людей и грузов используются подвесные канатные дороги. Они бывают одно- и двухканатными, с кольцевым и маятниковым движением вагонеток.

В пассажирских канатных дорогах применяются специальные вагоны, рассчитанные на различное количество пассажиров (от 4 до 100). Протяженность таких дорог — несколько километров, а высота подъема — до 3 км. Скорость движения вагонов — от 2 до 12 м/с.

В туристических центрах, расположенных в горах, широко используются канатно-кресельные дороги с одно- и двухместными сиденьями, с посадкой и высадкой пассажиров на ходу. Скорость движения таких дорог составляет 1,0-2,5 м/с. За 1 ч работы перевозится до 1000 человек. Высота расположения пассажиров от уровня земли при передвижении по канатным дорогам — от нескольких до десятков метров.

Для перемещения горнолыжников к трассам непосредственно на лыжах используются одноканатные буксировочные дороги. Перемещение осуществляется со скоростью 1,5 м/с, при этом человек стоит на лыжах и держится за подвески, прикрепленные к тяговому канату.

В отдельных случаях применяются комбинированные канатные дороги для одновременной перевозки пассажиров и грузов.

Основная ЧС, возникающая на канатных дорогах, — внезапная остановка движения тягового каната. Это приводит к зависанию вагонов или кресел с людьми над землей. В подобной ситуации пострадавшие подвергаются длительному воздействию неблагоприятных метеорологических факторов (холод, дождь, ветер), испытывают дискомфорт и нервно-эмоциональное напряжение. Эвакуация пострадавших с канатных дорог осуществляется следующими способами.

Если позволяют условия местности, то пострадавших опускают на землю через специальный проем в полу кабины с помощью ручной лебедки, пенькового (синтетического) каната, спасательного пояса или грудной обвязки. Задача спасателей заключается в том, чтобы подняться к зависшему вагону по веревке и организовать спуск людей.

На кресельных подвесных канатных дорогах для опускания пострадавших на землю при длительных остановках широко используется приспособление в виде легкой переносной тележки с пружинным тормозом и подвесной стремянкой. С опоры тележку устанавливают на канат, спасатель садится на стремянку и, отжимая «башмак» тормоза, самоходом или с помощью другого спасателя, идущего по земле, перемещается с тележкой к ближайшему креслу. Спустившись по стремянке к пострадавшему и надев на него спасательный пояс с лямками, охватывающими бедра, спасатель «стравливает» канат, проходящий через тормозную лебедку, которая удерживает пояс пострадавшего, до опускания последнего на землю. Переставив тележку через зажим кресла, спасатель передвигается к следующим пострадавшим.

Для оказания помощи пострадавшим спасатели используют следующий способ эвакуации. Веревка перебрасывается через несущий канат, подтягивается с земли к остановленному креслу, на одном конце веревки вяжется петля и поднимается к пострадавшему, который самостоятельно закрепляет петлю на теле. После выполнения всех подготовительных операций спасатели плавно опускают пострадавшего на землю.

На маятниковых подвесных канатных дорогах с труднодоступными участками трассы, не позволяющими эвакуировать пострадавших на землю, предусматриваются дополнительные спасательные вагоны вместимостью до 10 человек, которые могут устанавливаться на несущий канат и приводиться в движение вспомогательным канатом от автономного вспомогательного привода. Последний размещают на станции или (в виде барабанной лебедки) на одной или нескольких опорах. Спасательный вагон подводится вспомогательным канатом к основному, пострадавшие через торцевой люк или окно переходят в вагон и группами доставляются на станцию или опору. Для этих же целей используются и самоходные вагоны.

При авариях на канатно-кресельных дорогах допускается следующий способ эвакуации. Спасатель закрепляет веревку к канату и поднимается по ней к пострадавшему, который может быть эвакуирован самостоятельно или вместе со спасателем. Если опустить пострадавшего на землю непосредственно в зоне зависания невозможно, то его следует транспортировать к опоре и опустить на землю, используя конструкцию опоры. Опоры могут использоваться для подъема спасателей к канату, закрепления на нем специальных роликовых устройств и перемещения к пострадавшему. При работе на канате спасатель должен иметь надежную страховку.

И последнее: если ни один из вышеуказанных способов не годится, то для спасения пострадавших вызывается вертолет.

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru