Учебники по популярным профессиям
на asv0825.ru

Учебник спасателя МЧС

       

3.2.2. Действия оперативного состава дежурной смены
(оперативной группы) при получении сигнала о ЧС

Порядок действий оперативного дежурного по оповещению при введении повышенных степеней готовности

С получением приказа (сигнала) оперативный дежурный:

  • убеждается в достоверности полученного приказа (сигнала) путем его подтверждения выходом на отправителя по телефону (другим каналам связи);
  • докладывает начальнику АСФ по следующей форме: «в (время, дата) получен приказ (сигнал): «Привести с __ (время, дата) АСФ __ (наименование) области в __ (режим готовности)», (ограничение по привлекаемым силам и средствам), если таковое имеется (при наличии данных о чрезвычайной ситуации одновременно докладывает ее место, время и дату возникновения, характер и последствия);
  • проводит оповещение личного состава АСФ (с учетом ограничений) согласно схеме оповещения или полученных указаний по следующей форме: «Объявлен__(режим готовности)»;
  • записывает полученный приказ (сигнал) в журнал учета.

Приказ (сигнал) считается задержанным, если время его прохождения и оповещения личного состава АСФ по техническим средствам связи превышает 5 минут.

При приведении АСФ в ГОТОВНОСТЬ №1 без ограничений на службу вызывается весь личный состав отряда.

При приведении в ГОТОВНОСТЬ №1 усиленной дежурной смены на службу вызывается личный состав усиления (по расчету, распоряжению начальника АСФ).

Оповещение и сбор спасателей осуществляется по техническим средствам оповещения (связи).

Приказы (сигналы) о приведении АСФ в высшие степени готовности должны дублироваться письменным распоряжением.

Порядок действий оперативного дежурного при получении сообщения (информации) о чрезвычайной ситуации

1. Принять сообщение с максимально полной и точной информацией:

  • ЧТО произошло (вид, характер и масштаб ЧС);
  • ГДЕ произошло (территория, район, место, характерные ориентиры);
  • КОГДА произошло (дата, точное время);
  • С КЕМ произошло (конкретное или возможное количество пострадавших);
  • КТО передал сообщение (Ф.И.О., место работы, должность, номер телефона, адрес);
  • ПОДДЕРЖИВАТЬ СВЯЗЬ (по возможности) с информатором, с его помощью руководить действиями участников ЧС (либо граждан, принимающих участие в локализации, ликвидации ЧС) до прибытия дежурной смены (оперативной группы) АСФ;
  • ПРОВЕРИТЬ достоверность полученного сообщения.

2. Доложить о поступившем сигнале старшему дежурной оперативной группы (смены).

3. Доложить о ЧС начальнику АСФ.

4. В зависимости от вида, характера и масштаба ЧС:

  • оповестить (привлечь) соответствующие оперативные службы (скорая помощь, милиция и т.п.);
  • принять меры (при необходимости) к наращиванию сил и средств, руководствуясь «Инструкцией по оповещению и сбору оперативного состава АСФ».

5. Информировать о ЧС и принимаемых мерах оперативного дежурного ГУ (У) по делам ГОЧС.

6. Поддерживать связь и обмен информацией с дежурной сменой (оперативной группой), убывшей на место ЧС.

7. Всю информацию и действия регистрировать в специальных журналах.

Порядок действий старшего дежурной смены (оперативной группы) при получении сообщения (информации) о чрезвычайной ситуации

Получив сообщение от оперативного дежурного о ЧС, старший дежурной смены обязан:

1. Проанализировать информацию о ЧС и по возможности определить:

  • характер ЧС;
  • время возникновения ЧС;
  • местонахождение объекта ЧС;
  • обстановку в районе ЧС;
  • необходимые силы и средства для ведения АСР;
  • место и роль смены в выполнении задачи с учетом состояния и возможностей смены;
  • кому в оперативное подчинение поступает смена;
  • какие подразделения (представители) министерств, ведомств, предприятий, организаций и в каком количестве дополнительно привлекаются;
  • с кем организовать взаимодействие при выполнении задачи;
  • маршрут движения к объекту ЧС;
  • вопросы жизнеобеспечения участников ПСР с учетом времени года, суток, погодных условий.

2. Доложить начальнику АСФ обстановку и предложения для обоснованного решения. В случае невозможности доклада — принять решение самостоятельно.

3. Поставить задачу дежурной смене (информировать личный состав дежурной смены) о полученной задаче. Личному составу смены сообщается:

  • характер, местонахождение, время ЧС;
  • обстановка в районе ЧС;
  • время выезда на ЧС;
  • какой транспорт используется;
  • маршрут движения;
  • форма одежды, экипировка, какое берется оборудование, снаряжение, средства связи;
  • какие подразделения (представители) министерств, ведомств, предприятий, организаций и в каком количестве дополнительно привлекаются;
  • порядок взаимодействия с ними;
  • время выхода на связь, сигналы.

4. Отдать необходимые распоряжения личному составу смены по подготовке транспортных средств, оборудования, снаряжения к выезду.

5. Проверить готовность личного состава смены, технических средств, оборудования, снаряжения и дать команду на выдвижение в район ЧС и ведение аварийно-спасательных и других неотложных работ.

Действия личного состава дежурной смены

При получении команды на выезд спасатели действуют в соответствии со своими должностными обязанностями в составе смены и полученными распоряжениями.

Водитель оперативного транспортного средства определяет оптимальный маршрут движения к месту ЧС.

Личный состав дежурной смены должен иметь при себе удостоверения на право проведения АСР (удостоверение спасателя). Данный документ определяет принадлежность сотрудника и позволяет ему осуществлять беспрепятственный проход через оцепление правоохранительных органов в зону или к месту ЧС.

Спасатели резервной смены при получении команды о прибытии в АСФ должны немедленно следовать к заранее определенному месту сбора.

По прибытии в расположение АСФ они действуют по распоряжению старшего должностного лица.

Руководство дежурной сменой при проведении аварийно-спасательных работ

Руководство всеми силами и средствами, привлеченными к ликвидации чрезвычайных ситуаций, и организацию их взаимодействия осуществляют руководители работ в зоне чрезвычайных ситуаций.

Руководители аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований, прибывшие в зоны чрезвычайных ситуаций первыми, принимают на себя полномочия руководителей ликвидации чрезвычайных ситуаций и исполняют их до прибытия руководителей ликвидации чрезвычайных ситуаций, определенных законодательством Российской Федерации, планами предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций или назначенных органами государственной власти, органами местного самоуправления, руководителями организаций, к полномочиям которых отнесена ликвидация данных чрезвычайных ситуаций.

Решения руководителей ликвидации чрезвычайных ситуаций, направленные на ликвидацию чрезвычайных ситуаций, являются обязательными для всех граждан и организаций, находящихся в зонах чрезвычайных ситуаций, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.

Никто не вправе вмешиваться в деятельность руководителей ликвидации чрезвычайных ситуаций по руководству работами в условиях чрезвычайных ситуаций, иначе как отстранив их в установленном порядке от исполнения обязанностей и приняв руководство на себя или назначив другое должностное лицо.

Полномочия руководителя ликвидации чрезвычайных ситуаций определяются Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, руководством организаций в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В случае крайней необходимости руководители ликвидации чрезвычайных ситуаций вправе самостоятельно принимать решения:

  • о проведении эвакуационных мероприятий;
  • об остановке деятельности организаций, находящихся в зонах чрезвычайных ситуаций;
  • о проведении аварийно-спасательных работ на объектах и территориях организаций, находящихся в зонах чрезвычайных ситуаций;
  • об ограничении доступа людей в зоны чрезвычайных ситуаций;
  • о разбронировании резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций организаций, находящихся в зонах чрезвычайных ситуаций;
  • об использовании в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, средств связи, транспортных средств и иного имущества организаций, находящихся в зонах чрезвычайных ситуаций;
  • о привлечении к проведению работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций внештатных и общественных аварийно-спасательных формирований, а также спасателей, не входящих в состав указанных формирований, при наличии у них документов, подтверждающих их аттестацию на проведение аварийно-спасательных работ;
  • о привлечении на добровольной основе населения к проведению несложных работ, а также отдельных граждан, не являющихся спасателями, с их согласия к проведению аварийно-спасательных работ;
  • о принятии других необходимых мер, обусловленных развитием чрезвычайных ситуаций и ходом работ по их ликвидации.

Руководители ликвидации чрезвычайных ситуаций обязаны принять все меры по незамедлительному информированию соответствующих органов государственной власти, органов местного самоуправления, руководителей организаций о принятых ими в случаях крайней необходимости решениях.

Руководители ликвидации чрезвычайных ситуаций, руководители аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований имеют право на полную и достоверную информацию о чрезвычайных ситуациях, необходимую для организации работ по их ликвидации.

В случае технологической невозможности проведения всего объема аварийно-спасательных работ руководители ликвидации чрезвычайных ситуаций могут принимать решения о приостановке аварийно-спасательных работ в целом или их части, предприняв в первоочередном порядке все возможные меры по спасению находящихся в зонах чрезвычайных ситуаций людей.

В ходе проведения работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций спасатели подчиняются только руководителям аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований, в составе которых проводят указанные работы.

Следование к месту проведения аварийно-спасательных работ

Оперативный транспорт профессиональных аварийно-спасательных служб, профессиональных аварийно-спасательных формирований должен иметь светографическую раскраску установленного образца и специальные звуковые и световые сигналы.

При следовании к месту проведения работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций оперативный транспорт профессиональных аварийно-спасательных служб, профессиональных аварийно-спасательных формирований пользуется правом беспрепятственного проезда, правом первоочередного обеспечения горюче-смазочными материалами на аэродромах, автозаправочных станциях, в морских и речных портах, а также правом первоочередного проведения ремонтных работ на станциях технического обслуживания, аэродромах, в морских и речных портах независимо от формы их собственности.

При следовании к месту ЧС старший дежурной смены должен:

  • поддерживать связь с оперативным дежурным АСФ для получения дополнительной информации о ЧС;
  • использовать различную сигнализацию;
  • взаимодействовать с сотрудниками ГИББД для обеспечения беспрепятственного проезда.

Спасатели должны знать и выполнять правила размещения и поведения в транспортных средствах, а также размещения и закрепления в транспортных средствах грузов.

Органы государственной власти, органы местного самоуправления и организации обязаны оказывать содействие спасателям, привлеченным к проведению работ по ликвидации ЧС, при их следовании для участия в проведении указанных работ и в ходе их проведения, в том числе предоставлять транспортные или иные необходимые материальные средства.

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru